Экология продуктов питания

Эндоэкология

Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ УЧАЩИХСЯ. МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ

Кодекс здоровья

Мотивации здорового образа жизни

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗОЖ

Двигательная активность и здоровье

Питание и здоровье

Эволюционные предпосылки рационального питания

Современные основы рационального питания

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Умственная работоспособность и утомление

Труд и здоровье учителя

Факторы риска труда учителя

Общие принципы профилактики нарушений здоровья у педагогов

Психоэмоциональное напряжение в педагогической деятельности

Профессиональная психогигиена и психопрофилактика

Профилактика заболеваний учителя

Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата

Профилактика гипокинезии и неблагоприятного воздействия статической нагрузки

Профилактика патологии зрения

Компьютер и здоровье

Компьютер и зрение

Эргономическая безопасность при работе на компьютере

Профилактика заболеваний при работе за компьютером

Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя

Алкоголь — наркотический яд

Терминология наркотизма

Классификация и особенности действия на организм наркотических средств и психотропных веществ

Молодежь и наркотики

Компоненты табачного дыма, формирующие наркозависимость и определяющие вредность курения

12.7 Чем опасно «пассивное курение»

12.8 «Девичий перекур» — угроза здоровью будущей матери и ее потомству

Способы самозащиты от наркомании

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Принципы и задачи работы классного руководителя с родителями

Формы общения с родителями

Темы взаимообучения и взаимовоспитания

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и составлено в соответствии с учебной программой обучения дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний и ЗОЖ продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него может вывести Россию из сложившегося тупика.

Глубинной основой мотивации всех сторон жизнедеятельности человека является стремление к достижению удовольствия, удовлетворения — пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческого, морального и т. д. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено.

Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.

Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками и условиями именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. В образовательной среде навыки наращиваются и по возможности корригируются.

В этом плане воспитывать — значит вооружать воспитуемого способами удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вызывают положительные эмоции.

Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством обучения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели и преподаватели. Однако исходное анкетирование и опросы по основам здоровья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Поэтому надо начинать с себя! Примеры поучительнее правил. Просветительско-догматические методы воздействия малоэффективны, особенно на сложившуюся семейно-бытовую среду. Существенные положительные изменения возможны только при максимальной мотивации через самих учащихся. Это достижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливости, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и закаливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).

Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и данного учебного пособия — выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.

Задачи:

Наши рекомендации