Любовь — это проживание в другом себя, в себе — другого. Именно любовь определяет главное начало гуманной педагогики
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Возникновение разъединения людей, вражда объясняется тем, что объединяющее духовное начало во враждующих людях и слоях общества не развито и слово не выполняет своего главного предназначения — объединять людей. Высшей формой духовности или проживания в единстве со всем, когда переживается и сознается наличие в себе и в другом одного и того же, что выше частных материальных или социальных интересов, является любовь.
Любовь исключает вражду и агрессию, уничтожение природы и людей ради своих низменных целей. Владимир Соловьев, говоря об определении любви, считает, что одиночество человека, его обособление от остального мира — временное, в целях самопознания и самоопределения. Кто любил истинной любовью, тот знает, какое глубокое изменение совершается в глубинах человеческого существа, когда его одиночество кончается и в него могучей животворящей волной вливается иная жизнь, как расцветает сердце и наполняется безграничной радостью, как вся окружающая жизнь становится залитой новым светом, радугой искрящихся звездочек. И в душе расцветают все самые лучшие силы человека, до тех пор для него самого неведомые. Потому в народе и говорят, что, истинно любя, человек может горы свернуть. Такое уничтожение эгоизма и слияние с жизнью мира влечет за собой великое просветление и великое счастье для человеческого сердца. Именно любовь призвана облагородить животное начало в человеке до человечности, человеческое преобразить в божественное.
Действительно, любовь всегда была главной темой искусства: именно через любовь человек соприкасается с будущим, с вечностью, с окружающими его людьми, с прошлым и настоящим. Поэтому «в соприкосновении полов, в их влечении друг к другу лежит великая тайна жизни, тайна творчества. Когда сольются две силы, заключающиеся в любви, — сила жизни и сила идеи, человечество сознательно пойдет к своим высшим судьбам», — пишет П. Д. Успенский. Автор Tertium Organum считает любовь психологическим явлением, в котором приходят в действие и звучат все самые тонкие
струны души, в котором, как в фокусе, собираются и проявляются все высшие силы человеческой природы. «Для двумерных существ, живущих на плоскости и движущихся по двум направлениям — производства и потребления, существует ужасный «половой вопрос»... Для людей же существует вопрос любви». В этом понимании любовь является орудием познания, она сближает людей, дает заглянуть в душу природы. Любовь совершенствует человека. Когда из поколения в поколение люди любят, т. е. ищут красоты, чувства взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип эволюционирующий, восходящий.
Когда же из поколения в поколение люди сходятся как попало, без любви, без красоты, без чувства, без взаимности, из расчета или экономической выгоды, то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо любви у них вырабатывается «половое чувство», приводящее к физическому и нравственному вырождению. Энергия, возникающая из эмоций настоящей любви, питает творческие силы человека. И история подтверждает этот вывод. Действительно, в эпохи наибольшего расцвета искусства и наивысшего художественного творчества огромный избыток силы, влекущий два пола друг к другу, выражался всегда в высших эмоциях, новых идеях, смелых мечтах, которые и служили вдохновением для человеческого творчества. В эпохи же падения нравов, когда эмоции любви понижаются, родник духовного творчества высыхает, мельчает искусство, литература вырождается, взамен расцветает буйным бурьяном антикультура.
Все эти признаки налицо в наше время. Нравственность переживает неустойчивое состояние. Никакая другая эпоха не создаст таких блестящих возможностей для нравственного героизма, как никакая другая не создает таких опасностей нравственного уродства. Поэтому педагогу следует помнить: правда и бесстрашное умение смотреть действительности прямо в глаза в самых запутанных положениях жизни — таким должно быть первое требование нравственности. Самым верным средством для борьбы с этим настроением
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
вырождения является развитие и укрепление эмоций любви. В лучах света любви человек преображается: делается красивее, смелее, глубже, благороднее, проясняется его понимание, углубляется склонность к эмпатии и сопереживанию.
Нельзя не согласиться с Успенским, что «огонь любви, в котором сгорает человек, это — огонь жизни, огонь вечного обновления. Моралисты с удовольствием загасили бы этот огонь, с которым они не знают, что делать, и которого боятся, чувствуя его силу и власть. И они дуют на него, не понимая, что это — начало всего... Если рождение идей есть свет, идущий от любви, то этот свет идет от большого огня. И в этом непрестанном огне, в котором горит все человечество, вырабатываются и утончаются все силы человеческого духа и гения». Поэтому целью нравственного воспитания должно стать создание совершенной личности, способной взвалить на плечи каждодневный труд на благо человечества. Перед нами стоят конкретные цели подготовки людей ближайшей эпохи, ближайшего поколения в полном соответствии с той исторической ролью, которая выпадает на их долю.
Таким образом, должны произойти существенные изменения в содержании образования (табл. 1.3). Из табл. 1.3 видно, что образование должно черпать свою силу в опоре на отечественную культуру, родной язык и литературу, историю и мифологию, науку, искусство и архитектуру, национальные обычаи, обряды, символы и т. д. Следует обеспечить общение с истинно культурными ценностями, с прекраснейшими произведениями искусства, несущими свет высокого знания, мудрости, нравственности, которые облагораживают душу, наполняя и очищая ее Светом, Любовью, Красотой. Именно в таком процессе взаимодействия природной человечности и коллективной морали будут сформированы духовно-нравственные качества конкретного человека, произойдет совершенствование личности. И тогда станет возможным развертывание нового креативного (творческого, созидательного) обучения, во главу угла которого ставится задача развития у учащихся способностей к самостоятельному формированию новых знаний, умений, способов действия.
Таблица 1.3
Основные направления в решении проблем современного образования