Готовность детей к обучению в школе
Цель: Изучить диагностику уровня развития ребенка; ознакомиться и овладеть методами определения школьной зрелости; научиться определять сенсомоторную ассиметрию мозга.
Оборудование: таблицы для проведения эксперимента.
Вопросы для теоретической подготовки:
1. Понятие школьной зрелости и школьно-необходимых функций.
2. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе. Критерии и методики определения готовности к обучению (медико-биологические и психолого-педагогические).
3. Ориентировочная оценка школьной зрелости. Определение школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.
4. Развитие предпосылок к школьному обучению.
5. Этапы адаптации ребенка к школе. Роль учителя и родителей в процессе адаптации детей к учебной деятельности.
6. Школьная дезадаптация.
Под понятием «школьной зрелости»подразумевается уровень развития морфологического и психо-функционального, требований систематического обучения и нагрузок, новый режим жизни не оказывающий существенного влияния на ребенка.
Первоклассник должен иметь ряд признаков школьника, т.е. быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
В умственной области (познание) важно выделять дифференцированное восприятие (перцепционная зрелость), преднамеренную концентрацию внимания, аналитическое мышление (способность постигать существенные признаки и связи между явлениями, способность воспроизводить образец), рациональный подход к действительности (относительное ослабление значения фантазии), логическое запоминание, интерес к работе с поставленной целью (его центр тяжести заключается в результате, которого можно добиться путем напряженной деятельности), интерес к новым сведениям, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Признаки эмоционального компонента школьной зрелости являются достижения эмоциональной устойчивости, т.е. меньше импульсивных реакций и использование эмоциональной емкости при мотивировании школьных занятий.
Социальная зрелость – это потребность ребенка общаться с детьми и подчиняться интересам и принятым условностям детских групп и способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Факторами от которых зависит достижение школьной зрелости являются: органические (генетические, развития, здоровья) и психические(стимулирующий характер среды, эмоциональная атмосфера, собственная психическая активность, систематическое воспитание и обучение).
Для определения комплексная оценка готовности детей к обучению в школе проводится исследование:
- первое обследованиедетей проводится в сентябре года, предшествующего поступлению в школу. Производится медицинский осмотр педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, стоматологом, хирургом-ортопедом в детском саду, если ребенок его посещает. Воспитатель-педагог проводит психолого-педагогическое обследование дошкольного учреждения. С данными медицинского и психолого-педагогического обследования знакомят родителей. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, медицинский осмотр проводится в поликлинике по месту жительства, а психолого-педагогическое обследование выполняется педагогом школы, в который будет осуществлять набор учащихся. Карта медико-педагогического обследования хранится в поликлинике в картотеке детей, поступающих в школу. На данном этапе выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к школьному обучению и дети, имеющим отклонения в состоянии здоровья, которым назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, с выявленными отставаниями в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс коррекции в виде игровых заданий. Лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами поликлиники, логопедами, а также воспитателями детского сада и родителями.
- повторное обследование детей осуществляется непосредственно перед поступлением в школу, в апреле-мае и по аналогичной схеме. По окончании осмотра медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) дается окончательное заключение на основании результатов первого и второго обследований, занесенных в карту медико-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.
Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку для поступления в школу и рекомендовать обучение в подготовительных группах детских садов. В случае приема таких детей в школу следует обратить особое внимание на проведение с ними предусмотренных программой занятий по развитию школьно-необходимых функций.
Следует помнить об этической стороне психолого-педагогического обследования, необходимо проявить внимание, уважение к неполноценности детей и корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе, делая больший акцент на рекомендациях. Важно помнить, что точный психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа комплексного исследования.
На результаты предлагаемой методики ориентировочной оценки школьной зрелости нельзя целиком полагаться, в изучении психических функций, из-за возникновения ошибок. Результаты тестового обследования должны опираться на определенные признаки психолого-педагогической диагностики.
Критериями определения готовности детей к обучению в школе являются: медицинские (состояние здоровья, уровень физического развития) и психолого-педагогические.
Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме, характеризующиеся комплексом морфофункциональных свойств, присущих организму в каждый данный момент времени и складывающихся под влиянием генетических и средовых факторов.
Физическое развитие включает определение трех основных показателей: длины тела (рост сидя и стоя), массы тела и окружности грудной клетки.
Целесообразно исследовать функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.
В.Г. Властовский по физическому развитию предлагает выделять 4 группы:
1. Дети имеющие нормальное физическое развитие, у которых масса тела и окружность грудной клетки для данной ростовой группы колеблется в пределах.
2. Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности груди или обоих показателей.
3. Дети с избытком массы тела.
4. Дети с резким отставанием, с общей задержкой физического развития.
Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывают количество полных лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).
Оценка уровня физического развития производится путем сопоставления показателей каждого обследованного со средними величинами параметров данной возрастной группы, характерных для каждого региона.
Оценка состояния здоровья детей исследуется по существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья (предложенная Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР в соответствии с приказом № 60), по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 1).
Таблица 1