Готовность детей к обучению в школе.

Понятие «готовность к школе», виды готовности. Диагностика готовности детей к школе. Комплексная оценка школьной зрелости. Тестовые задания для определения школьной зрелости. Проблема подготовки детей к школе: организация, содержание, методы и приемы работы.

Детский сад и семья.

Основные вопросы семейного воспитания. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Особенности и условия воспитания детей в полной, неполной, многодетной семье. Проблемы воспитания физически здорового ребенка. Обогащение духовного мира дошкольника: интеллектуальное, этическое, эстетическое. Учет интересов и потребностей ребенка. Формирование начал гражданственности, положительного отношения к труду.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы.

1. Изучение закона РФ об образовании, конвенции и Декларации о правах ребенка, доклада о положении детей в России.

2. Изучить концепции дошкольного воспитания.

3. Выяснить влияние различных факторов на развитие личности дошкольника.

4. Изучить «Типовое положение о ДОУ», «Устав детского сада». Программу воспитания и обучения в детском саду.

5. Познакомиться и дать анализ вариативных программ для детского сада.

6. Составить таблицу «Особенности развития ребенка раннего идошкольного возраста».

7. Познакомиться с методиками творческого развития детей дошкольного возраста.

8. Выяснить задачи нравственного воспитания дошкольников и особенности их решения в разных возрастных группах.

9. Составить конспекты занятий по нравственному воспитанию дошкольников.

10. Изучить современные программы физического воспитания дошкольников. Составить библиографию по теме.

11. Составить таблицу «Виды труда дошкольников». Изучить методическую литературу об организации трудового воспитания дошкольников.

12. Изучить программы по эстетическому воспитания дошкольников.

13. Ознакомиться с теоретическими и методическими пособиями по теме «Умственное воспитание дошкольников».

14. Написать конспект занятий для дошкольников по разным разделам содержания умственного воспитания.

15. Составить таблицы: «Методы руководства игрой дошкольников». Изучить теоретические и методические пособия по вопросу «Игра дошкольника».

16. Изучить теоретические и практические пособия по вопросу «Организация планирования в детском саду.

17. Составить конспекты занятий для подготовки ребенка к обчению в школе. Изучить программу начальной школы и детского сада.

18. Изучить педагогический опыт работы детского сада с семьей (по журналам «Дошкольное воспитание»). Разработать конспект родительского собрания.

19. Изучить инновационные технологии обучения и развития дошкольников, дать анализ.

20. Составить конспекты трудов известных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, П.П. Блонского, Е.А. Аркина,А.П. Усовой и др.

21. Составить программу профессионального самоопределения.

22. Составить профессиограмму воспитателя ДОУ.

23. Составить схему педагогических функций.

24. Составить таблицу «Виды игрушек»

Примерная тематика рефератов

1. Идеи дошкольного воспитания в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, М.Монтессори и др.

2. Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики.

3. Задачи дошкольной педагогики на современном этапе.

4. Обусловленность организации воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями развития ребенка.

5. Выдающиеся педагоги прошлого о цели воспитания дошкольников.

6. История создания программы воспитания и обучения дошкольников.

7. Психолого-педагогические основы физического воспитания дошкольников

8. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания дошкольников.

9. Психолого-педагогические основы умственного воспитания дошкольников.

10.Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников.

11.Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения.

Основная литература

1. Кононова И. М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (раннее детство). М., 1989.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977

3. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца,Т.А. Марковой. М., 1980.

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М., 1984.

5. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред.Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981,

6. Нравственное воспитание детей в детском саду / Под ред.В. Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., 1984.

7. Аллан Фром. Азбука для родителей. Л„ 1983.

8. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.1968.

9. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М., 1988.

10. Бондаренко А. И. Дидактические игры в детском саду. М.,1991.

11. Буре Р. С. готовим детей к школе. М., 1987.

12. Буре Р. С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983

13. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. М.,1989.

14. Воронова Е.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.,1981.

15. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях / Под ред. А. Ф. Говорковой, Н. Н. Кузиной. М., 1981.

16. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.М., 1984.

17. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред.ГМ.Ляминон. М., 1981.

18. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Подред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М., 1987.

19. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1985.

20. Дошкольная педагогика; ч.1. Ч.2 / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М., 1988.

21. Дошкольная педагогика: учебное пособие для пед.училищ / Под ред. В. И. Ядэшко. М., 1986.

22. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1990.

23. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. Н.М.Калмыковой, В.И.Логиновой. М., 1988.

24. Каштан Л. И. Посеешь привычку – пожнешь характер. М.,1989.

25. КовальчукЯ.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1985.

26. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., 1984.

27. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред.Р. С. Буре. М., 1987.

28. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.

29. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М., 1990.

30. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.

31. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1981 .

32. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

33. Аванесова В.Н.Воспитание детей в разновозрастной группе М. 1979.

34. Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. М.,1977.

35. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети ! М., 1985.

36. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М. 1985.

37. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения в детском саду.М. 1985.

38. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возрасти / Под ред. Г.Н. Годиной. М. 1987.

39. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М., 1987.

40. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохиной. М. 1986.

41. Дошкольная педагогика: ч. 1, 2 / Под ред. В.И. Логиновой,П.Г. Саморуковой. М., 1988.

42. Концепция дошкольного воспитания/ Дошк. Восп, 1989.№ 5.

Дополнительная литература

1. Воспитатели и родители / Сост. Л.А. Загик, В.М. Иванова. М.,1985.

2. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.Л.А. Венгера, В. А. Холмовской М., 1978.

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я.З. Неверович. М. 1978.

4. Терехова Н.Т. Богина Т.Д. Режим дня в детском саду. М., 1987

Наши рекомендации