Задуматься, пока не поздно.
В условиях глобализма и системного многокомпонентного кризиса одним из главных вызовов, к которому оказались не готовы педагоги – это превращение знаний в товар, который можно продать; образование превратить в услугу. Как следствие, стала исчезать собственно педагогическая деятельность, т.к. эта деятельность в педагогическом сообществе строилась сообща, с чувством собственного достоинства, не на конкурентной основе, без премиальных конкурсов и унизительного порой накопления положительных справок и грамот (пресловутое портфолио). Ранее школа притягивала в свое пространство профессионалов-альтруистов. Педагоги работали, умели видеть и понимать «образовательную сферу»; сегодня все говорят, видят, и очень больно воспринимают «образовательную систему».
Что произошло? «Уходит » точка сборки образовательной сферы – атмосфера. Достраивается современный каркас системы образования, в котором есть многое, нет атмосферы.
Чтобы управлять в образовательном пространстве, чиновнику сфера (атмосфера) не нужна, нужен регламент, система. Только вот почему-то после выхода из образовательной организации повышенного уровня, особенно ВУЗов выпускники стали выбирать «заграницу»; страна теряет отличных специалистов в самых разных областях. В начале 90-х, стремясь уйти от оценочности, общество получило размывание нравственных категорий –«плохой», «хороший» человек, из-за которых возник новый вызов – троллинг…
Вспомним Г. Ибсена:
«Черное белым слывет, уродство слывет красотой…
Великое малым, а грязь чистотой…
Под солнцем все люди объяты одним,
Твердят: «Человек, будь собой самим!»
У нас же в горах говорит любой:
«Тролль, упивайся самим собой!»…
И, пока мы разбираем близкие нам образовательные условия, за его пределами происходят не менее интересные, взаимоисключающие процессы: полстраны строит рыночную экономику, насаждает основы капитализма в дошкольных учреждениях в том числе, а другая половина готовит программы на основе духовно-нравственных традиций.
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ИПО Тверского университета В.П. Анисимов считает, что анализировать состояние современного отечественного воспитания и образования трудно, т.к.:«В новых условиях современная педагогическая наука не имеет четкого определения, кто такой «ребенок»; нет надстройки по мировоззрению «Человек», нынешнее управление – исполнители, для которых не важна формулировка вопроса «что воспитываем?» (т.к. стоят задачи коммерциализации и бюрократизации. Учитель не может быть «сформулирован»! Для образо – ВАЯНИЯ необходимы условия и образы –творческие ориентиры!»
Государственные законодательные документы: Национальная доктрина образования, Стратегия воспитания до 2025г., Концепция дополнительного образования, ФГОСы, определяя цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025 года, демонстрируя решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, - не учитывают главного, того, что отсутствуют основополагающие нравственные условия педагогического процесса, (к ним относится и сфера, и атмосфера), игнорируется сама природа Учителя, которого нельзя сформулировать, отформатировать!
Переход РФ на Болонскую систему образования в 2003г. изменил запрос на воспитание, вот причина отказа от монометодологических установок и деформации условий развития педагогической науки, ухода педагогической атмосферы, трансформировавший педагогическое мышление.
Современные зарубежные концепции и теории воспитания, образования имеют свои четкие ориентиры, которые отражают образы социоэкономических и этических проблем капитализма, порожденные их науками: прагматизм, неопозитивизм (логический эмпиризм, новый гуманизм), экзистенциализм (философия существования), бихевиоризм – это система взглядов, порожденная их историей и культурой - безудержно прагматичная и рациональная, в буквальном смысле без-образная. Даже в гуманистическом подходе, где смысл воспитания: « разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации» –это нечто другое, чем наша гуманная педагогика по Ш.А. Амонашвили, в которой все участники образовательного процесса наполняются любовью, творящим терпением, вдохновенным отношением к самой жизни и учатся летать!
В своей статье «Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки » Элизабет Штрёкер отмечает, что: «Науки не являются просто теоретическими системами высказываний, не являются они и просто гипотезами, подлежащими подтверждению или опровержению путем наблюдений и экспериментов. Ибо они неуклонно детерминируют, изменяют и видоизменяют не только наш интеллектуальный мир, но также социальный, экономический и политический мир. И это быстро растущее практическое влияние наук заставляет современную философию все более и более вовлекать в оборот социоэкономические и этические проблемы, порождаемые этими науками, а не когнитивные проблемы, рассмотрение которых имеет больше теоретическую ценность».
На Третьем международном Конгрессе «Производство, наука и образование России: новые вызовы» (ПНО -III), в котором принимал участие Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН) 26-27 ноября 2016г. в Москве, отчаянно и революционно на пленарной конференции, звучало:
1. «Важнейшим препятствием современного образования(воспитания) является имитация образования. Очередная кукуризация всей страны! Закрываются исследовательские, творческие проекты, сориентированные не на услуги, а на развитие, созидание!»( Ж.Т. Тощенко, доктор эк. наук, профессор, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой теории и истории социлологии РГГУ, г. Москва).
2.«Образовательная система и сообщество поражено вирусами коммерциализации, бюрократизации и менеджеризации!» (Н.Г. Яковлева, к.э.н., вн.с., Институт экономики РАН, ИНИР имени С.Ю. Витте, г.Москва).
3. «Необходимо говорить о дебюрократизации образования: полстраны работает, другая - контролирует!» (Смолин О.Н., д.ф.н., академик РАО, первый заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке);
Педагогика – как наука о законах воспитания и образования человека, способна показать на примерах ключевые ошибки, совершенные в результате неуспешной передачи опыта старшего поколения младшему. Любой кризис, в том числе экономический, военный выявляет системную педагогическую ошибку, допущенную при формировании мировоззрения того или иного агрессора.
В Резолюцию Конгресса экономисты, преподаватели высших школ вносили предложения по возложению уголовной ответственности за провальные реформы. Представители высших школ говорили о том, что «система реформирования начала менять сущность человека, уничтожая самого человека»; «дорожные карты», эффективные контракты, дистанционное образование в Америке провалились.
«Необходим контакт, живое человеческое общение, конверциализация научных достижений. Американские ученые еще в 1992г. создали документ «Трансгуманизм», в котором перешли на рассмотрение новой классификации подвидов людей: элита, человек-ресурс, капитал, биологический объект» (О.Н. Четверикова, к.и.н., доцент, факультет международных отношений, МГИМО).
Может, задумаемся, пока не поздно?!
Какие будут предложения?
В структуре педагогического знания ученые начали выделять отдельную научную область – педагогику судьбы (прикладная философия), которая организует педагогический процесс, ориентированный на решение смысложизненных вопросов человеческого бытия. «Критерием эффективности деятельности педагога является содействие развитию человека к своей судьбе…Задача педагога заключается в освобождении от навязанной судьбы (!!!) и переводе воспитанника к свободной, основанной на самостоятельности и свободном выборе…Ориентировочно можно выделить следующие показатели свободной судьбы: позитивная самооценка; удовлетворенность жизнью и выбранным делом; творческое отношение к жизни (деятельности); высокая продуктивная деятельность.» (Г.Е. Соловьев «Педагогика судьбы»).
Сам процесс «образо-ВАЯ-ния» (Анисимов В.П.) полон не научных умозаключений, а понимания, что «каждый текст (развитие ребенка, беседа с учителем, высказывание по поводу…) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством. Это в какой-то мере выходит за пределы лингвистики и филологии» (Бахтин М.М.). Диалог, как процесс, педагогическое соучастие в развитии мировоззрения, символические тексты ребенка всегда будут более интересными для думающего педагога, чем сбор персонифицированных данных и отчетность новой системы образования. В гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили педагог-это воин Света, соратник Бога!
И, может быть, когда-нибудь идеи воспитания человека будут осознанны обществом как национальная идея, во имя которой возникнет общественная потребность в родительской культуре и компетенциях, совершенно иные принципы будут закладываться в экономике и политике…
За годы безграничных реформ многим стало понятно, что профессия «Человек» самая трудная, редкая, в которой без зарплаты и похвальных грамот необходимо сиюминутно не только сдерживать вызовы, но и обретать единомышленников среди родителей, общественных организаций. Активная помощь родителей школе является важным резервом повышения эффективности учебной и воспитательной работы педагогического коллектива.
Приближаясь к практическим вопросам каждодневной педагогической действительности, хочется призвать коллег не дожидаться, когда объективные требования времени трансформируются по инициативе государства в объективную реальность (времени пройдет, видимо, очень не мало), а начать работу уже сегодня…во главу угла должна быть поставлена главная цель (ответ на вопрос : «Зачем?») – формирование общественно-значимого мировоззрения – основы будущего нашей страны» (Кривоборский В.Е. ректор С-Петербургской Академии права и бизнеса «Сборник научных трудов» ).
Сегодня Удмуртская Региональная Ассоциация «Родительская забота» в ответ на современные вызовы предлагает свои социальные проекты,(в реализации которых принимают участие не только педагоги и психологи, но и медики, представители конфессиональных служб) для:
- организации активного воспитательного взаимодействия Школы и родителей, на основе единых моральных и педагогических требований к ребенку – «Абонемент «Учимся быть родителями!»
- установления отношений взаимного доверия и уважения между школой и родителями в целях создания условий для диалогового пространства взрослых и детей - «Педагогические вечера «На стороне ребенка»;
- социализации детей и обеспечения осознанного отношения к получению образования – «Скорая педагогическая помощь «На стороне подростка».
Педагогические просветительские площадки для родительских сообществ должны работать систематично, профессионально, на договорной основе, включать всестороннее рассмотрение вопросов воспитания и обучения.
А также, есть Федеральный закон №13 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», 2003г., в которой прописано, что органы ТОСа «социально-педагогическая зона», предполагается работа с детьми и семьями по месту жительства, реализация гражданских инициатив. Возможно, что именно в сотрудничестве с территориальным общественным самоуправлением стало бы реальным создать пункты скорой педагогической помощи для срочного консультирования и родителей и детей. Остается лишь малое – найти инициативных граждан…
Ценностное мировоззрение, в наше трудное время, построенное по формуле Ш.А. Амонашвили «Любовь воспитывается любовью. Личность воспитывается личностью. Благородство воспитывается благородством» - это образ-ориентир, осознав который необходимо собраться гражданскому сообществу в долгий, интересный, педагогический Путь!