Возникновение университетов
• Болонья - 1088г. (ХI век) Оксфорд –1117г. (XII в.) Париж (Сорбонна) – 1215-1229гг.(XIIIв.) Прага - 1348г. (XIV в.) Лейпциг – 1409г. (XVв.) Гиссен – 1607г. (XVII в.) Гарвард – 1636г. Москва – 1755г. (XVIII в.) Казань – 1804г. (XIXв.) Берлин – 1810г. В XV в. В Европе существовало 65-80 университетов, XVIв. – 180.
Реформирование системы высшего образования
Начало XIX века,
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), философ-гуманист, «идея университета»:
- Развитие личности через свободу и индивидуализацию обучения,
- Соединение обучения и науч.исследований (получение нового знания),
- Свобода науки от притязаний гос.бюрократии, опеки религии, от влияния общества , заинтересованного в практических рез-тах научной работы,
- Университет существует для воспроизводства определенных эталонных процедур получения нового знания.
«Строго говоря, единство исследования и обучения означает, что учить и учиться нужно так, чтобы наилучшим образом способствовать инновационному характеру научного прогресса. … Будущий исследователь – единственная цель,ради которой университет в составе ученых-практиков берет на себя задачу образования…» (Хабермас Ю.)
«Отделить учебное от научного в университете нельзя, но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного – только блестит»
(Н.И.Пирогов)
Функции университета по В.фон Гумбольдту
n Производство знаний,
n Накопление и хранение знаний,
n Передача знаний,
n Распространение знаний.
Возникновение научных школ ( идея ун-та способствовала блестящим успехам немецкой университетской науки XIX-до 30-х гг. XX в.)
Критерии исследовательского университета (Г.В.Майер)
n Широкий спектр специальностей в области точ., ест. И гуманитар. Наук,
n Наличие научно-исследов.институтов,
n Ведущих нац. Научных фондов,
n Бол.кол-во выполняемых грантов и научных проектов , в т.ч. С зарубеж.партнерами,
n Сотруд-во с Академиями наук,
n Уникал.науч.установки,
n Проф.-преп.состав и штат науч.сотр-ов,аспирантура, докторантура, дисс.советы, ФПК
Важнейшие принципы развития Российских университетов в XXI веке
n Взаимосвязь науки и практики при подготовке специалистов,
n Преемственность между образовательными уровнями,
n Гражданственность и культуросообразность воспитания,
n Интеллигентность и высокая духовность университетской жизни, независимо от политич.строя и экономич.жизни в стране
Современные новации (тенденции) в системе университетского образования
n Развитие многоуровневой системы универ.образования (обеспечивание мобильности в темпах обучения, в выборе спец-ти),
n Университизация образования в России, интеграция с др.вузами (университетские комплексы),
n Обогащение вузов современными информ.технологиями, развитие дистанц.форм обучения,
n Перевод ВШ России на самофинансирование.
Участие государства в сфере образования (модели)
n Патерналистская («бесплатное обучение»), гос-во до 100% участия ,
n Умеренно-либеральная , вклад гос-ва минимизируется год от года,
n Ультралиберальная (гос-во устраняется от инвестирования)
Инвесторы:
- гос-во,
- Грант.орг-ии,
- Меценаты,
- Работодатели,
- Потребитель (обуч-ся)
Принципы участия гос-ва в софинансировании
n Минимизация,
n Экономоцентризм (образовател.услуги на основе потребностей рынка, клиента)
Основные черты современного образования
n Демократизация (доступность, преемственность образовательных ступеней, автономность),
n Диверсификация (дифференциация) (разнообразие, усложнение)
n Обновление и совершенствование
Основные тенденции в системе образования
n Глобализация,
n Конкуренция,
n Технизация.
Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005гг.)
Конец 80-х гг. – середина 90-х гг. ХХ в. «Реформаторская эйфория»
o Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи), т.е. инновационный тип учебный заведений,
o Повышение профилизации в средн.школе,
o Введение элективных курсов,
o Вариативный учебный план (союзно-республиканский, респ-ий, школьный),
o Увеличение доли платных услуг
Итог- уход от единообразия, утрата контроля над развитием среднего образования.
Вторая половина 90-х гг. ХХ века – «от реформы образования – к его устойчивому развитию»
o Закрепление положительных изменений,
o Личностно- ориентированное обучение,
o Базисный и вариативный учебный план,
o Возвращение к вопросу целей и ценностей образования,
o Укрепление материально-технической базы
Итог – стабилизация, разработка национальной доктрины образования , утверждение Федеральной программы развития образования, повышение ценности образования
Период 2000-2003гг.
o Укрепление нормативно-правовой базы образования,
o Разработка гос.стандартов 2-го поколения
o Бюджетное и внебюджетное финансирование образоват.учреждений,
o Концепция профильного обучения на старшей ступени сред.школы
o Введение ЕГЭ
o Болонское соглашение
o Система аттестации и контроля качества образования
Итог – превращение образования в приоритетное направление государственной политики, в «Нац.доктрине образования в РФ» определена долгосроч.гос.стратегия в образовании