Научная деятельность и устройство университетов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

  1. Рост студенчества как социальной группы………………………………. 4
  1. Быт и досуг…………………………………………………………………… 5-7
  1. Научная деятельность и устройство университетов………………….. 8-9
  1. Студенчество в революционное время……………………………….. 10-11

Заключение………………………………………………………………………… 12

Литература…………………………………………………………………………. 13

Введение

Предмет: социокультурные процессы в среде студенчества 19-20 века.

Объект исследования: русское студенчество данного периода

Цель работы:

  • Показать, как государство способствовало развитию студенчества.
  • Проинформировать как были устроены университеты того времени.
  • Показать специфику быта и досуга студента.
  • Разобрать роль студентов в революционное время.

Рост студенчества как социальной группы

В XIX веке университеты занимали первое место в общеобразовательной системе России. Они предлагали лучшее по тем временам образование, из светских учебных заведений того времени только они могли присваивать ученые степени. Российские университеты XIX века представляли собой уникальное культурное пространство, внутри которого царил свой уклад, своя картина мира, свои межличностные, профессиональные и социальные связи, другими словами своя жизнь. В зданиях университета шло становление нового типа личности «универсанта» - носителя определенных социальных и культурных признаков, бытовых традиций и поведенческих моделей. Однако в первые десятилетия XIX века студенчество еще оставалось довольно замкнутым и немногочисленным сообществом, которое складывалось из отдельных студенческих сообществ, ограниченных рамками академического пространства каждого из университетов.

В 1830-е годы произошли кардинальные изменения в университетской политике правительства, следствием которого стало последовательное формирование усилиями Министерства народного просвещения под руководством С.С. Уварова нового вида учащихся. Политика правительства была направлена на увеличение численности студентов за счет привлечения в университеты лиц дворянского происхождения и остальных лиц из высшего сословия, а также на повышение качества научной подготовки учащихся. В конце изучаемого периода по мере преодоления научной, территориальной, национальной обособленности отдельных университетов через законодательное регулирование их деятельности, унификацию условий существования для разных категорий обучающихся, студенчество превращается в многочисленную, достаточно однородную по составу группу, и одновременно - заметную общественную силу, которая в дальнейшем сыграет важную роль в развитии России. Наступил рассвет российского студенчества.

Научная деятельность и устройство университетов

Благодаря введению нового устава 1884 года полностью меняются условия жизни студентов и функционирование университетов. По данному уставу студенту предоставлялось право самому выбирать преподавателя, если предмет читается несколькими преподавателями. Кроме платы в пользу университета, установлена особая плата (так называемый гонорар) за слушание лекций и участия в практических занятиях в пользу того преподавателя, лекции которого студент посещает. Были введены прообраз стандартов образования, которые утверждались министром народного образования, таким образом, каждый поступающих на тот или иной университетский факультет студент должен знать наперед какие знания и умения должен он приобрести, чтобы получить университетский диплом.

Разделение студентов на курсы и переводные экзамены с курса на курс были упразднены, но были установлено, что к выпускным экзаменам допускаются лишь те студенты, которым зачтено положенное для окончания курса число полугодий (10 на медицинском и 8 на остальных факультетах). Таким образом предполагалось, что студенты будут заниматься избранными ими науками и у избранных ими преподавателей под бдительным надзором и руководством последних, результатом занятий будет зачет каждого полугодия факультетом. Студент, которому не зачтено 3 полугодия подряд или 5 полугодий вообще увольняется из университета. Занятия студентов стипендиатов по уставу, находятся на особом контроле. Председатели испытательных комиссий назначаются министром или из посторонних лиц, либо из профессоров других университетов, а члены комиссии - из профессоров того же университета. Разбирательство проступков студентов производится особым университетским судом, состоящим из трех судей, ежегодно избираемых из профессоров университета.

Устав особое внимание уделяет научно - практическим занятиям студентов, придавая этим занятиям если не большее, то равное значение с лекциями. Также преподавание в университете распределено на учебные полугодия, и полугодия эти определены с 20 августа по 20 декабря и с 15 января по 30 мая.

Данный устав устанавливает различные виды стипендий и пособий, выдаваемых впредь до назначения стипендий в начале университетского обучения студента при условии безукоризненного поведения и успешности занятий.

Вслед за введением устава последовали распоряжения о постепенном введении форменной одежды для студентов об издании факультетских обозрений преподавания наук по семестрам, о семестровых зачетах и экзаменационных требованиях в испытательных комиссиях.


Быт и досуг

Для большинства студентов, помимо родительских денег, основными источниками средств существования были репетиторство, гувернерство, частные уроки, переводы, работа переписчиком. Большая часть этих видов деятельности не имела никакого отношения к профессиям, которым студенты обучались в институтах. Студенты использовали для выживания культурные ресурсы, которые они наследовали от семьи или приобретали, обучаясь в гимназиях. Ограниченность студенческого рынка труда отчасти определялась негативным отношением к физическому труду. Студенты той эпохи - чаще всего выходцы из дворянской среды, которая, несмотря на нередко встречающуюся материальную несостоятельность, сохраняла сословные предрассудки: вряд ли эти молодые люди могли представить себя на тяжелой физической работе.

Студенты, учащиеся за свой или родительский счет расселялись по всему городу, от Васильевского острова до Песков и Коломны. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной. Очень часто студенты коллективно снимали квартиру.

Живя по 10-12 человек в комнате, студенты часто болели. Особенно ярким примером была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов (одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков) в университетских помещениях создалась перенаселенность. Сырые комнаты, отсутствие какой-либо физической активности, тяжелый режим занятий, все это объясняет огромное количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804–1809 годы из них умерло 8, отчислено «по неизлечимой болезни» трое. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль (от топки печей, от занятий в душном помещении). Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный еженедельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть в окружение близких людей. Эта мрачная картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте кучкой жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет.

Учитывая все трудности студенческой жизни, как было сказано выше, студент должен был где-то развлекаться. Главная радость для студента — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Вот одно из них. Так, в 1806 г. студент Соловьев без спроса отлучился со двора и был «найден полицейскими на Выборгской стороне мертвецки пьяный, босой и весь в грязи, и отведен ими в Управу благочиния, где … ночевал вместе с колодниками, не имев образа человеческого». Петербургский полицмейстер Ф.Ф.Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству.

Студенты посещали также кондитерскую Кинша на углу Большого проспекта, где был бильярд. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. Здесь студентам наливали в долг.

Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством: студенты пьяные гуляли по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, то забирались на чужие свадьбы, учитывая то, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знают гостей со стороны невесты.

Конфликты студентов с жителями Петербурга были тоже частью их повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист писал, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «Проказы».

Наши рекомендации