Разнообразие университетов

университеты разнились с точки зрения преподаваемых дисциплин, и факультетов; редко было, чтобы один университет имел все факультеты, еще реже — чтобы его различные факультеты были одинаково значимы (обычно доминирующим был факультет теологии или факультет, ориентирующий на «прибыльную» или «полезную» карьеру — права или медицины);

2. Стремятся к учебной монополии, т.е. монополии на раздачу ученых степеней => конфликт с духовной властью;

3. Стремятся к юридической независимости;

4. Пользуются определенными привилегиями: например, освобождение от ночного патрулирования и военной службы, что соответствовало к тому же «духовному» характеру деятелей университета;

2. Университеты как центры профессионального образования:

(a) Университарии воодушевлялись либо просто стремлением к знаниям, либо стремлением сделать карьеру, почетную или прибыльную. Поиск университариями возможностей сбыта своих умений встречает спрос со стороны государственной власти;

(b) Университетское образование имеет умозрительный и книжный характер, схоластика.

(c) Карьера, к которой стремятся университарии, является в значительной степени еще и церковной карьерой: церковные кадры и кадры гражданские часто совпадали. Кроме того, полезное церкви было образом полезно и государству: например, проповедники или теологи, выращенные в университетах для борьбы с ересью или язычеством, также могли служить политическим проектам.

Университеты как экономическая группа потребителей.

(a) Непроизводящая группа, потребительский рынок

(b) Умножала затруднения городских властей в области снабжения и увеличивала экономическую диспропорцию университетских городов.

(c) Университетское население состояло из большого числа бедных студентов, так что встает вопрос покупательной способности университетской группы.

(d) Университарии имели экономические привилегии:

ñ освобождение от налогов, податей, дорожных пошлин и т. д.

ñ пользовались специально установленными тарифами на жилье и продовольствие

ñ имели право в такой степени контролировать и требовать соблюдения всем городским населением расценок, которых они добились или достижению которых способствовали => жизнь в университетских городах была дешевле

ñ (все это вызывало конфликты с властью)

(e) Область, где университетская среда представала как группа и производителей, и потребителей — рынок рукописей. (это, видимо, то, что он рассказывал про перепродажу студентами конспектов, а, может, и не только это)

Университеты как социально-демографическая группа.

(a) Группа городского населения, по большей части молодые, холостые мужчины

(b) Носит слабый клерикальный характер, чтобы большое число ее членов не чувствовало необходимости подчинения некоторым правилам церковного поведения: целомудрие, трезвость, неучастие, ненасилие

(c) Имели юридические привилегии, обеспечивавшие им если не безнаказанность, то, по крайней мере, щадящие наказания => большое число университариев (это, хотя и в меньшей степени, относится к преподавателям так же, как и к студентам) учиняли беспорядки, на которые их подвигали возраст, пребывание на чужбине, принадлежность большинства из них к двум социальным классам, наиболее склонным к буйству,— дворянству и крестьянству,— это «самая дикая сторона университетской жизни» (Rashdall). (некоторые особенно серьезные конфликты между «городом и мантией» [town and gown] начинались в таверне: например, в Париже в 1229 году, в Оксфорде в 1355 году),

(d) => «образ жизни» большей части университетского народа был противоположен общественной морали городского населения.

Наши рекомендации