Глава IV. Психология младшего школьника. 5. Самому (самой) составлять упражнения по русскому языку.
5. Самому (самой) составлять упражнения по русскому языку.
6. Решать задачи по математике.
7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.
8. Самому (самой) составлять задачи.
9.Узнавать правила написания слов.
10.Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.
П. Узнавать о математических действиях.
12 Выводить правила на уроках русского языка.
Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной (пп. 1, 2,7, 9-11),равно числу занятий, связанных с процессуальной стороной (пп. 2,3, 5, 6, 8, 12).В каждой из этих двух групп можно выделить подгруппы равных уровней: выбор учащимся 1-го и 10-го пунктов - свидетельство того, что его привлекает занимательность на уроке; 9-го и 11-го - факты; 4-го и 7-го - суть явлений; 3-го и 6-го - сам процесс действий; 2-го и 12-го - поисково-исполнительная деятельность; 5-го и 8-го - творческая деятельность.
Возможно определение индивидуального уровня учебных интересов каждого ученика и класса в целом. С этой целью каждый выбор оценивается в баллах от 1до 3:
а) выбор занятий по пп. 1,3, 6, 10оценивается по одному
баллу; следовательно, максимальная сумма £ ШЛ.) может равняться
4баллам;
б) выбор занятий по пп. 2, 9, 11, 12- по 2балла (ЕЛШ =8
баллов);
в) выбор занятий по пп. 4,5, 7, 8 - по 3 балла за каждый
( SΜAX = 12баллов).
Таким образом, каждый ребенок может набрать от 4до 12баллов. На основе индивидуальных показателей можно составить картину по классам - с Iпо III:средний уровень; привлекательность занятий по русскому языку и математике; возможную необходимость внесения изменений в методику их преподавания.
Для выявления интереса школьника к предмету может быть применена «Методика с конвертами». Ребенку предлагается выбрать конверт, на котором написано название учебного предмета (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство и т.д.). После этого из ряда карточек с заданиями (например, решить задачу; самостоятельно составить задачу; узнать об определенных математических операциях; узнать о происхождении чисел и др.) выбрать ту, на которой написано наиболее привлекательное для него. Это позволяет выяснить, что же при-
План-задание для самостоятельной работы
влекает ребенка: процессуальная сторона учения (решить, составить...) или содержательная (узнать о чем-то...); сам процесс решения (на исполнительском уровне) или самостоятельное составление задач, что характеризует уже творческий уровень.
Высокий уровень развития учебно-познавательных мотивов связан с формированием теоретического интереса к способам деятельности. Для выявления этого мотива также существуют различные методики. Одна из них — «Выбор задачи-способа» - разработана А.К. Дусавицким на математическом материале для III класса (по системе I—III)1.
Детям предлагаются простые математические задачи трех типов: I тип — произвести простое арифметическое действие; II тип — та же операция, но в условиях содержится какая-то новая для ученика информация; III тип — решение третьей задачи дает возможность овладеть общим способом, с помощью которого наиболее просто решались две задачи данной серии (например, определить признаки делимости на 3). «Задача-способ» отличается от всех остальных трудоемкостью операций, однако доступных самым слабым учащимся.
Примеры этих задач:
I тип. М о ж н о ли разместить 783 м а ш и н ы поровну в 3 гаражах?
II тип. Знаете ли вы чемпиона хвостатых в животном мире?
По японской легенде, царь зверей разделил хвосты между всеми животными. А для трех японских кур у него осталось 2170 см хвостов. Удалось ли курам разделить хвосты поровну, и какой же длины оказался хвост у чемпиона хвостатых - одной японской курицы?
III тип («задача-способ»).
Есть простой способ, которым можно определить, делится ли любое число на 3, не производя деления. Узнают это по такому правилу (в правиле некоторые слова пропущены):
«Если сумма цифр любого числа ... на ... , то это число ... на 3».
Если хочешь узнать, какие слова пропущены в правиле, сделай следующее (ответы запиши):
1. Проверь, делится ли число 771 на 3; 771:3= ? Напиши, да или нет.
2. Найди сумму цифр этого числа. 7 + 7 + 1 = ? Запиши ее.
1 Описание методики дается по кн.: Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, 1983. С. 38-40.
6'