Индивидуальные особенности личности и их учет в ПП.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, осо­бенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индивидуальность характе­ризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, мораль­ных, социальных и других черт личности, которые заметно от­личают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек — един­ственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особен­ностях. Возникновение индивидуальных особенностей (разли­чий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным осо­бенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мыш­ления, памяти, воображения, особенности интересов, склонно­стей, способностей, темперамента, характера личности. Инди­видуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индиви­дуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос дол­жен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зре­ния — массовая школа не может и не должна учитывать инди­видуальность, приспосабливаться к каждому отдельному учени­ку. Все дети должны получать одинаковые «порции» учитель­ской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также ста­рательных, любознательных и ничем на свете не интересующих­ся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обу-ченности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, являет­ся совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семей­ном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится забо­титься о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваи­вали себе результаты общего образования. Только это преобра­зование души составляет воспитание».

Отечественная педагогика стоит на иных позициях — вос­питание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики за­ключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педаго­гика индивидуального подхода имеет в виду не приспособле­ние целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов пе­дагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благопри­ятные возможности для развития познавательных сил, актив­ности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивиду­альном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Способный, но ленивый

Хотите узнать, на какие типы делил учеников Я.А. Коменский? Перелистаем «Великую дидактику».

«... У одних способности острые, у других — тупые, у од­них — гибкие и податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда спо­собностей возникает шестикратное сочетание их.

... Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нуж­но, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.

... Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

... В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые.

... В-четвертых, есть ученики послушные и любознатель­ные при обучении, но медлительные и вялые.

... В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодуш­ные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми.

... На последнем месте стоят ученики тупые, с извращен­ной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны... Почву бесплодную, говорит Катон, не следует ни обрабатывать, ни трогать.

... Сущность сказанного сводится к следующему высказы­ванию Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сдела­лись хорошими — это в нашей власти». Да, в нашей власти, говорит он. Так садовник из любого живого

корня выращива­ет дерево, применяя в необходимых случаях именно свое искусство посадки...».

Наши рекомендации