Основные закономерности развития личности
Цели по ФГОС: БИЛЕТ №7
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи по ФГОС:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
3) создания благоприятных условий развития детей
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
5) формирования общей культуры личности детей
6) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и формирования социокультурной среды
7) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи
Концепция непрерывного образования (2003 г.)
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Задачи на дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста)
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
Цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи:
1. развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье)
2. формирование начал личности (базис личностной культуры)
3. развитие индивидуальности ребенка
4. охрана и укрепление здоровья детей
5. единство воспитания и обучения
Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.). Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.
Ученые: С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и др.
Петерина:
К-ра поведения = к-ра д-ти + К-ра общения + КГН
К-ра д-ти = Порядок на раб месте+ привычка доводить дело до конца +береж отнош-е к вещам
К-ра общения = уваж-е и доброж-ть+вежлив обращ-е+ вежл повед-е
КГН=чистота + порядок = навыки личной гигиены+ навыки культуры питания+навыки бережного отношения к вещам+ навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.
Формы работы:
· НОД
· Беседа
· Чтение Х Лит-ры = Одна из возможных основ этической беседы
· Игры
· Праздники
· Работа с родит
· Режим. мом-ты
Методы:
(В. И. Логтнова, М. А. Саморукова, Л. Ф. Островская)
o Этич. беседа
o Прямое обучение
o Дид. игра
o Системач. напоминание
o Непосред. общен. со взрос.
Еще Методы:(не знаю чьи)
o Приучение=образец+контроль взрослого
o Упр-е=многократ. повторение
o Воспит. ситуац.=перед выбором
o Пример для подраж.=герой
o Словес методы = Сказка, Рассказ, Беседа
o Разъяснения=Почему так?
o Поощрение и наказание
Содержане = Чему учим?
Вежливость, опрятность, бережливость…
Этапы формирования, (И. Н. Курочкина)
1. Знание этикет. правила
2. Понимание его разумности и необх.
3. Умение применять его
4. Эмоц. пережив. От его выпол-я
5. в старшей группе ( Петерина, Курочкина, Островская) :
Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращаться внимание детей на позу, жесты, мимику как показатель сдержанности, подтянутости.
Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща. умение подчиняться требованием взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.
Исследования Т. И. Бабаевой, И. Н. Курочкиной показатели, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремление сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам
Факторы развития личности | |||||||||||||||
Биологический (обусловлены самим человеком) | Субъективная (собственная) активность личности | Социальный (обусловлен социумом) | |||||||||||||
Наследственность Черты лица, цвет глаз, кожи, предрасположенность к болезням, дефекты в развитии, задатки. | Врожденные особенности | Среда: · Социальная · Предметная · Информационная · Культурная | Воспитание (обучение) | ||||||||||||
Все факторы взаимосвязаны!!! | |||||||||||||||
Развитие личности осуществляется под влиянием условий:
1. Общение со взрослыми (взрослый – транслятор, источник знаний, обучает умениям, навыкам)
2. Деятельность самого ребенка
Движущие силы развития:
Противоречия:
- между могу и хочу(главное)
- всегда разрешаются путем перехода к новому виду деятельности
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Эльконин, Запорожец, Лебединский
1. Изменение взаимосвязи и соотношения биологических и социальных факторов развития на разных этапах развития (изменяется на разных этапах)
2. Стадиальность развития, опосредованность ведущей деятельностью и формой общения со взрослым (на каждой стадии своя ведущая деятельность)
3. Неравномерность развития (разные функции развиваются по-разному, в разное время)
4. Наличие сенситивных периодов развития (1год – прямохождение, 2 год – усил. речь, 3 год – самостоятельность)
5. Скачкообразность развития, наличие стабильных и кризисных периодов
6. Подготовка на каждом возрастном этапе условий, для освоения новых видов деятельности.
Цель и задачи социально-нравственного воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).
Методы по Нечаевой и Логиновой:
1. Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
2. Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушения, беседы).
3. Стимулирование чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).
Данные методы эффективны при условии: гуманности; реальности, осуществимости (требуют логического завершения); подготовки условий и средств; отсутствие шаблонности; тактичности в применении; терпения и терпимости; преобладания практических методов.
Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста(В.Г. Нечаева, В.И. Логинова).