Проблема развития личности в психологии. Закономерности развития личности

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться.

Источником развития являются его потребности,необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т. д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т. д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития.

Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания.

Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами.Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6—7лет и 11 —14 лет.

Развитие личности осуществляется этапнои последовательно.Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностью.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости.Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов:

  1. Дайте определение личности.
  2. Назовите компоненты структуры личности
  3. Дайте определение понятия "темперамент".
  4. Дайте определение понятия "способности".
  5. Дайте определение понятия "характер".
  6. Дайте определение понятия "направленность".
  7. Назовите формы направленности личности.
  8. Дайте определение понятия "мотив".
  9. Назовите виды способностей.
  10. Дайте определение понятия "задатки".
  11. Дайте определение понятия "познавательная сфера личности".
  12. Назовите индивидуально-психологические особенности личности.
  13. Назовите типы темпераментов.
  14. Кто изучал проблему темперамента в психологии?
  15. Какое значение для изучения психологии темперамента имели исследования И.П.Павлова?
  16. Какова взаимосвязь типов темпераментов и особенностей нервной системы человека?
  17. В чем состоит отличие задатков и способностей личности?
  18. В чем отличие актуальных способностей от потенциальных?
  19. В чем отличие репродуктивных способностей от творческих?
  20. В чем отличие предметных способностей от социально-психологических?
  21. В чем отличие общих способностей от социальных?
  22. Какие факторы влияют на проявление способностей личности?
  23. Назовите, какие компоненты входят в структуру характера.
  24. Что такое акцентуации характера?

Задания в тестовой форме:

  1. Поведение человека как личности отражают все ниже перечисленные особенности, кроме

а) высокая скорость психомоторных реакций

б) трудолюбие

в) общительность

г) аккуратность

  1. Основной движущей силой психического развития человека является

а) наличие врожденных программ, реализуемых в конкретной среде

б) социальная среда, обеспечивающая развитие

в) взаимовлияние наследственности и среды

г) внутренние противоречия развития

  1. Устойчивая система обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида, проявляющаяся в определенных отношениях к действительности и самому себе называется

а) характер

б) темперамент

в) направленность

г) психологическая установка

  1. Интегральное социальное качество, которое приобретается индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде называется

а) индивидуальность

б) личность

в) характер

г) направленность

  1. Отдельное живое существо, представитель биологического вида

а) личность

б) индивид

в) субъект

г) объект

  1. Преобладание интереса к своему внутреннему миру над интересом к окружающим людям, общению с ними называется

а) интровертированность

б) экстравертированность

в) замкнутость

г) абулия

  1. Осознаваемые мотивы поведения, формируется под влиянием личного опыта

а) убеждение

б) интерес

в) влечения

г) установки

  1. Неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к другим людям

а) убеждение

б) интерес

в) влечения

г) установки

  1. Повышенная общительность, открытость внутреннего мира и интереса к другим людям, называется

а) интровертированность

б) экстравертированность

в) замкнутость

г) абулия

  1. Внутреннее состояние нужды

а) мотив

б) интерес

в) потребность

г) активность

  1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности

а) мотив

б) интерес

в) потребность

г) активность

  1. Характер формируется под влиянием

а) наследственных факторов

б) культурных традиций в обществе

в) национальных традиций

г) процесса воспитания, обучения и самовоспитания

  1. Система устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющая динамику его жизни называется

а) характер

б) мышление

в) темперамент

г) направленность

  1. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения называется

а) флегматик

б) сангвиник

в) меланхолик

г) холерик

  1. Тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, раздражительностью, вспыльчивостью называется

а) меланхолик

б) сангвиник

в) флегматик

г) холерик

  1. Тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач называется

а) меланхолик

б) холерик

в) флегматик

г) сангвиник

  1. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью называется

а) холерик

б) флегматик

в) меланхолик

г) сангвиник

  1. Основой формирования способностей являются

а) потребности

б) индивидуальные особенности строения нервной системы

в) анатомо-физиологические особенности строения анализаторов

г) задатки

  1. Индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются какие-либо виды деятельности человека, называются

а) способности

б) темперамент

в) мотивы

г) направленность

  1. Совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок называется

а) мировоззрение

б) мотивационно-потребностная сфера

в) интеллект

г) направленность

  1. Высшей формой направленности личности является

а) убеждение

б) идеал

в) интерес

г) мотив

  1. Наиболее примитивной формой направленности личности является

а) установка

б) влечение

в) склонность

г) интерес

  1. Сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и правилам называется

а) самовоспитание

б) социализация

в) воспитание

г) обучение

  1. Поведение человека как личности отражают все ниже перечисленные особенности, кроме

а) высокая скорость психомоторных реакций

б) трудолюбие

в) общительность

г) аккуратность

Практические задания

№ 1. Заполните таблицу, используя перечисленные ниже свойства человека:

свойства личности
№ п/п нервно-психические свойства индивидуально-психологические свойства человека характерологические особенности личности
       

1. Высокая скорость психомоторной реакции.

2. Неуверенность в себе

3. Леворукость.

4. Высокий рост.

5. Низкая звуковысотная чувствительность.

6. Мужской пол.

7. Решительность

8. Пониженная вкусовая чувствительность.

9. Резкость в движениях.

10. Склонность писать справа налево.

11. Доброта

12. Врожденная склонность к образному мировосприятию.

13. Слезливость.

14. Поворот головы в сторону неожиданного резкого звука.

15. Эгоизм

16. Ответ на экзамене.

17. Высокая самооценка

18. Подъем с постели невыспавшегося человека.

19. Кашель.

20. Отдергивание руки от горячего утюга.

21. Гордость за себя

22. Оживление младенца при появлении матери.

23. Размышление о собственных недостатках

24. Зажмуривание глаз при освещении их ярким светом.

25. Отстаивание своей точки зрения.

26. Непроизвольное запоминание событий.

27. Заучивание химических формул.

28. Безволие

29. Сдерживание слез.

30. Самоуверенность

31. Сосательные движения губ младенца в ответ на касание их соской.

32. Решение неинтересной задачи по математике.

33. Желание делать добро

34. Выполнение опасного задания.

35. Сдерживание себя во время конфликта.

№ 2. Заполните таблицу, перечислив отличительные признаки темперамента и характера.

отличительные признаки
темперамент характер
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

№ 3. Подумайте и назовите в соответствии с психологической классификацией черт характера личности, какими чертами характера вы обладаете. Определите тип своего характера. Результаты занесите в таблицу «Мой характер».

  № Черты характера
Направленность, социальные отношения Волевая регуляция поведения Эмоциональные особенности Интеллектуальные особенности
1.        
       
Тип характера  

№ 4. Определите и запишите, какие черты характера проявляются в следующих ситуациях.

Вариант

1. Никогда не отказывает в помощи.

2. В ответственных ситуациях обычно сильно волнуется.

3. Любит находиться среди людей

4. Преобладает пониженное настроение.

5. Не сдерживает своих обещаний.

6. Очень тщательно выполняет любую работу.

7. Без труда сдерживает любые свои желания.

8 Происходящие вокруг события вызывают у него живой отклик.

9. Долго помнит обиды, нанесенные окружающими.

10.Во время общения с людьми сильно озабочен производимым на них впечатлением.

11.Поведение обычно лишено эмоциональной окраски.

12.Имеет множество знакомых и друзей.

13.К окружающим относится с опасением.

14.Приходит в состояние раздражения по незначительному поводу.

15.Намеченные цели и планы всегда доводит до конца.

16.Стремится отплатить услугой за услугу, добром за добро.

17.Никогда не тратит попусту деньги.

18.При малейшей неудаче «опускает руки».

19.Любит быть в центре внимания.

20.Равнодушно проходит мимо чужого горя.

Вариант

1. Никогда не бывает откровенным в общении.

2. Никогда не спешит.

3. Никогда не позволит себе обидеть человека.

4. В ситуациях, когда возникают неожиданные препятствия на пути к достижению поставленной цели, становится очень раздражительным.

5. Не может хранить тайн и секретов, доверенных ему другими людьми.

6. Его очень легко переубедить.

7. Искренне сочувствует другим людям.

8. Избегает конфликтов с другими людьми.

9. Всегда в хорошем настроении.

10. Своими действиями, поступками и высказываниями может обидеть других людей.

11. В ответственных ситуациях может подвести.

12. Никогда не возражает, даже если видит, что другие неправы.

13. Предпочитает избегать ситуаций, представляющих хотя бы незначительную угрозу для него.

14. Не совершает необдуманных поступков.

15. С большим желанием выполняет любое дело.

16. Никогда не уступает в споре.

17. В ситуации выбора долго не может принять решение.

18. Живет и действует как получится.

19. Если у него плохое настроение, может накричать на другого человека.

20. Огорчается, переживает при виде успехов других людей.

Вариант

1. Очень часто обижается по мелочам.

2. Всегда полон сил и энергии.

3. Всегда сдерживает свои обещания.

4. Предпочитает вести привычный образ жизни и деятельности, не склонен к переменам.

5. В ситуации общения с незнакомыми людьми обычно чувствует себя неуверенно.

6. Его трудно обидеть.

7. Постоянно чем-то недоволен.

8. Дружелюбно настроен по отношению к окружающим.

9. В споре всегда остается при своем мнении.

10. Живет по жесткому плану.

11. Предпочитает убедиться в чем-либо самостоятельно, а не принимать на веру.

12. Стремится поделиться своими впечатлениями и переживаниями по поводу увиденного или услышанного.

13. Легко и быстро принимает решения.

14. Болезненно реагирует на всякую отрицательную оценку его личности и деятельности.

15. Круг общения ограничен.

16. С неохотой выполняет свою работу.

17. Не боится жизненных трудностей и лишений.

18. С большим трудом принимает решения.

19. Содержит в образцовом порядке личные вещи, инструменты, рабочее место и другие предметы и принадлежности.

20. Может говорить неправду, в чем его бывает трудно уличить.

Вариант

1. Бурно реагирует в ситуациях, когда ущемляются его интересы.

2. В ситуации неуспеха склонен обвинять только себя.

3. При общении с другими никогда не бывает искренним.

4. Никогда не отступает от своих идеалов, принципов и убеждений.

5. Стремится как можно более рационально использовать материальные средства.

6. Если оказывает кому-то какую-либо услугу, то обязательно руководствуется корыстными побуждениями.

7. В ситуации общения с незнакомыми людьми чувствует себя непринужденно.

8. Никогда не распыляется в своих интересах и увлечениях.

9. Верит в благоприятный исход событий и дел, в которые он включен.

10. Незаслуженно высоко оценивает себя.

11. Предпочитает быть в одиночестве.

12. Порученное дело выполняет кое-как.

13. Очень часто конфликтует с окружающими.

14. Не любит перемен в жизни, деятельности, окружающей обстановке.

15. Не умеет лгать.

16. Не допускает мысли об отрицательных намерениях людей.

17. Общаясь с другими, старается скрывать свое истинное мнение по любому вопросу.

18. В ситуации опасности и риска чувствует себя спокойно и уверенно.

Воспринимает действительность такой, какая она есть

19.Воспринимает действительность такой, какая она есть на самом деле.

20.Все время занят деятельностью.

5 вариант.

1. Его внутренний душевный мир открыт для окружающих.

2. Чаще всего не принимает никакого участия в происходящем.

3. У него всегда ровное душевное состояние.

4. При решении личных вопросов никогда не считается с интересами других.

5. В обращенных к нему действиях и высказываниях других людей подозревает какой-то внутренний негативный смысл (насмешку, иронию и т.п.).

6. Стремится уйти от решения сложных личных или производственных проблем либо переложить их на других людей.

7. К любому делу обычно очень основательно готовится

8. Скрывает от окружающих свои мысли и намерения.

9. В его доме царят беспорядок и хаос.

10. Если он увлечен какой-либо идеей или занятием, то его очень трудно отвлечь и переключить на что-то другое.

11. Не терпит, когда поступки и высказывания других людей противоречат его взглядам

12. Довольно часто по его вине срываются какие-либо мероприятия.

13. Основной мотив его жизни и деятельности — получение общественного признания и славы.

14. Обычно его трудно вывести из состояния равновесия.

15. Перед выполнением какой-либо деятельности предпочитает лишний раз проверить себя.

16. С большим трудом уживается с людьми.

17. Предпочитает праздный образ жизни, пренебрежительно относится к труду.

18. Всегда способен преодолеть в себе чувство страха и опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

19. Не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, не придает особого значения своим положительным качествам.

20. Высоко и заслуженно оценивает себя.

№6 Назовите виды способностей, которые обеспечивают успешную учебную деятельность.

№7 Определите виды потребностей в соответствии с классификацией А. Маслоу:

1. потребность в самосохранении

2. желание сходить в кино

3. влечение к алкоголю

4. потребность в пище

5. желание поговорить с другом

6. интерес к живописи

7. увлечение роком

8. желание выспаться

9. увлечение горнолыжным спортом

10. интерес к медицине

№8 Заполните таблицу, назвав виды деятельности человека, в которых нужны творческие способности и в которых они не нужны. Обоснуйте, почему вы оцениваете значимость творческих способностей для названных видов деятельности именно так.

Виды деятельности, в которых творческие способности
нужны не нужны
1.    
   

№9 Определите в соответствии с научной классификаций сфер профессиональной деятельности человека, к какой сфере относится деятельность медицинских работников (медсестра, фельдшер, врач, фармацевт, медлаборант). Результаты занесите в таблицу.

Специальность медработника Сферы профессиональной деятельности
человек-знаковые системы человек - природа Человек - техника Человек - художественный образ Человек - человек
1. Медсестра          
2. Фельдшер          
3. Фармацевт          
4. Медлаборант          
5. Врач          

Темы рефератов

    1. Направленность личности: виды и их особенности.
    2. Интересы и потребности личности.
    3. Роль идеалов в развитии самосознания личности.
    4. Способности и задатки - основа профессионального становления личности.
    5. Учение о темпераменте в психологии.
    6. Характер - системообразующая характеристика личности.

Литература:

Основная:

Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Изд. 4-е, исправленное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Дополнительная:

1. Асмолов Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.). - М.: ACADEMA, Смысл, 2007.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 Т. - М.: ЮРАЙТ, 2011.

3. Психология личности: Учебное пособие/ под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В Архангельской. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: АСТ: Астрель, 2008

4. Психология личости: Учебное пособие/ под редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М.: ЭКСМО Наука-пресс, 2008

5. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - ПИТЕР 2009.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2009.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.psylib.org.ua/books/index.htm

2. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

3. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

4. Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/journal_catalog/

Наши рекомендации