Раздел 4. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 4.1. Формирование навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и

4.1. Формирование навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности

  • учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • учить детей обыгрывать игрушки;
  • воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым;
  • воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
  • учить детей воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры;
  • учить детей играть рядом, не мешая друг другу.

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий объекта на объект;
  • эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;
  • использовать в игре замещение недостающего предмета;
  • играть с детьми, не мешая друг другу;
  • самостоятельно игру сопровождать речью («приборматывать»).

Примерный перечень игр

«Посмотри и назови», «одинаковые игрушки», «У кого такая картинка?», «Цветные шарики», «Матрешки», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Катаем в машине зверей», «Поим кукол чаем», «Оденем кукол на прогулку», «Зайчики на поляне», «Курочка и цыплята» и др.

4.2. Развитие мелкой моторики

  • учить детей выполнять дифференцированное движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;
  • учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности;
  • учить детей правильно держать карандаш, фломастер.

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй; слышать рифму, делить слова на слоги на слух;
  • выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
  • различать горох, фасоль, макароны в играх с «сухим бассейном», захватывать их большим и указательным пальцем;
  • играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Примерный перечень игр

упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки» и др.

пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.

4.3. Формирование элементов продуктивных видов детской деятельности

  • воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами – фломастерами, карандашами, красками;
  • учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании, соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями природы;
  • формировать у детей положительное отношение интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом;
  • знакомить детей с основными формами строительного материала (кубики, кирпичики, пластины);
  • учить детей совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, называть их, играть с ними по подражанию действиям взрослого, используя сюжетные игрушки

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам;
  • знать и называть материалы, которыми можно рисовать; знать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
  • уметь брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживать сверху указательным, и правильно действовать с ним;
  • изображать отдельные предметы, явления с помощью ритмичных мазков, цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных, вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.);
  • уметь держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; не бросать, а ставить на подставку; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, прижимая к салфетке;
  • уметь пользоваться клеем; создавать изображения путем наклеивания готовых форм.

Примерный перечень игр

на конструирование: «Построим башню: кубик на кубик», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже» и т.д.

на рисование: «Скатаем большой снежный ком», «Мячики», «Следы на снегу», «Листья падают», «Травка выросла», «Дорожки», «Ладошки», «Зайчик прыгает», «Небо», «Снег», «Лужок» и др.

на аппликацию: «Разноцветные шары», «Грибы на поляне», «Яблоки рассыпались», «Грибы и грибочки», «Соберем бусы», «Высокие и низкие дома» и т.д.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  1. Белошистая А.В. После 3-х еще не поздно (математика и конструирование для детей от 3 до 4 лет). – Мурманск, 1999.
  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  1. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. – С-Пб.: Паритет, 2004.
  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2000.
  1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.:АРКТИ, 2006
  1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.:АРКТИ, 2006
  1. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗРР. – СПб.: Речь, 2004.
  1. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  1. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях/авт.-сост. С.В. Лесина – Волгоград: Учитель, 2006.
  1. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  1. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного повеления у детей раннего возраста. Коррекционная программа. – Москва: Айрис, 2007.
  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  1. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  1. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  1. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.–сост. Е.В.Полозова. – Воронеж, 2007.
  1. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо, 2003.
  1. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
  1. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
  1. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – Москва: Владос, 2005.
  1. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999г.
  1. Усынина А.И., Мельникова Г.С. Если в семье особый ребенок. – С-Пб., 1992.

Наши рекомендации