Восприятие художественной литературы, фольклора. Мониторинговые показатели
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; дает оценку персонажам и мотивирует ее, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; проникает в сферу переживаний и мыслей героев, объясняет мотивы поступков персонажей; использует в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; дает оценку персонажам, но мотивирует неразвернуто или не мотивирует; с помощью взрослого предлагает варианты содействия персонажам; недостаточно четко различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом; иногда использует в речи некоторые слова и выражения из прочитанных произведений. Соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Затрудняется дать оценку персонажей и событий, а если с помощью взрослого дает ее, то не мотивирует; не различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей. С помощью взрослого соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом, устанавливает связь основных событий.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не может оценить персонажей и события. Не может выделить главное, понять причины и следствия. Не соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях; замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций. Понимает мотивы поступков персонажей, дает им развернутые и мотивированные характеристики. В речи использует слова и выражения из произведений.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Адекватно реагирует на произведения; достаточно выразительно отражает образы этих произведений в речи и движениях, но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образов произведений ограниченный набор речевых и неречевых средств, понимает некоторые средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций, называя их с помощью взрослого; кратко оречевляет свои переживания, они недостаточно осознанны; наблюдается стереотипное эмоциональное реагирование. С помощью взрослого понимает мотивы поступков персонажей, дает им развернутые и мотивированные характеристики.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Откликается на эмоции, отраженные в произведениях, но эмоциональное реагирование неглубокое, затрудняется в словесном обозначении переживаний; не понимает средств выразительности, используемых авторами произведений для передачи эмоций.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не откликается на эмоции, отраженные в произведениях, если и возникают в процессе их восприятия эмоции, то прямо не связанные с особенностями образов произведений, с содержанием. Может проявлять неадекватные конкретной ситуации переживания, например, смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию. Не может дать персонажам, событиям эмоциональную оценку.
Затрудняется в передаче образов как в речи, так и в движениях; не понимает средств выразительности, используемых авторами произведений для передачи эмоций.