Требования к уровню подготовки обучающихся. 18. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся в организациях технического и профессионального образования предусматривает возможность:

18. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся в организациях технического и профессионального образования предусматривает возможность:
1) присвоение установленного и/или повышенного уровней (разряд, категория) квалификации по конкретной специальности – по завершении обучения соответствующих образовательных программ и прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимися;
2) присвоение уровня квалификации специалиста среднего звена – по завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимися;
3) присвоение уровня квалификации младшего инженера – по завершении полного курса обучения высшей технической школы и прохождения итоговой аттестации обучающимися.
19. Требования к базовым компетенциям излагаются как универсальные знания, умения и навыки, свойства и способности, обеспечивающие профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность в современном обществе.
20. Требования к профессиональным компетенциям излагаются как подготовленность специалиста к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда, решению основных задач деятельности, а также определенного объема знаний, умений, навыков.

Приложение 1
к государственному общеобязательному
стандарту технического и
профессионального образования

Модель учебного плана технического и профессионального
образования
(для повышенного уровня квалификации)
(для уровня специалиста среднего звена)

В академических часах

№ п/п Наименование циклов, дисциплин и учебной работы Курс обучения Сроки обучения
на базе основного среднего образования без получения общего среднего образования на базе основного среднего образования
1г. 10м. 1г. 10м. 2г. 6м. 2г. 10 м. 3г. 6м. 3г. 10м.
Общеобразо- вательные дисциплины 1-2
Общегу- манитарные дисциплины 2-3 - + + + + +
Профессио- нальный казахский (русский) язык 2-3 + + + + + +
Профессио- нальный иностранный язык 2-3 + + + + + +
...........
Социально- экономи- ческие дисциплины (основы философии, экономики, права и культурология) 2-3 - -
Общепрофес- сиональные дисциплины 2-4 + + + + + +
.............
Специальные дисциплины 2-4 + + + + + +
..............
Дисциплины, определяемые организацией образования 1-4 + + + + + +
Производст- венное обучение и профессио- нальная практика 1-4 Не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучения**
Промежуточ- ная аттестация 1-4 Не более 4-х экзаменов в семестре
Итоговая аттестация:
9.1 Аттестация в организациях образования по итогам полного курса обучения Не более 2-х недель
9.2 Оценки уровня профессио- нальной подготовлен- ности и присвоения квалификации Не менее 12 часов
Итого на обязательное обучение: -
Консультация Не более 100 часов на учебный год
Факульта- тивные занятия Не более 4-х часов в неделю в период теоретического обучения
Всего

Продолжение таблицы

Сроки обучения
на базе общего среднего образования на базе послесреднего, высшего образования на базе технического и профессионального образования*
10м. 1г. 6м. 1г. 10м. 2г. 6м. 2г. 10м. 10м. 1г. 6м. 10м. 1г. 10 м.
- - - - - - - - -
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + +
- - -
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + +

Примечание
* срок обучения устанавливается в зависимости от уровня образования и профиля обучения
** В том числе лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, курсовое и дипломное проектирование

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080

Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования

Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает общие требования к послесреднему образованию.
Настоящий Стандарт применяется организациями образования, реализующими профессиональные учебные программы послесреднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, разработчиками профессиональных учебных программ.
2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:
1) базовая компетенция – способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к самомотивации и самоорганизации;
2) квалификация – уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной профессии и специальности;
3) компетенция – способность специалиста действовать и решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, умений, навыков, профессионального опыта;
4) модель учебного плана - представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания технического и профессионального образования;
5) модуль - независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;
6) модульное обучение - система обучения, предполагающая структурирование изучение материалов, в виде отдельных взаимосвязанных блоков, направленных на формирование конкретных профессиональных компетенций;
7) нормативный срок обучения - срок освоения профессиональной учебной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);
8) перечень профессий и специальностей - систематизированный реестр профессий и специальностей, определяющий наиболее общие параметры обучения (профиль специальности, уровень профеcсиональной квалификации, сроки обучения в зависимости от базового образования);
9) профессиональная учебная программа - документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной профессии или специальности;
10) профессиональная компетенция - способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;
11) профессиональная практика - неотъемлемая часть учебного процесса профессионального образования и эффективной формы профессиональной подготовки работников квалифицированного технического и обслуживающего труда к трудовой деятельности;
12) рабочий учебный план - документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин, последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся и оценки уровня профессиональной подготовленности, утверждаемый руководителем организации образования;
13) рабочая учебная программа - документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования для конкретной дисциплины рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы, утверждаемый руководителем организации образования;
14) типовой учебный план - документ, разработанный на основе модели учебного плана, устанавливающий перечень и объем учебных дисциплин применительно к профессии и специальности, срокам обучения в организациях послесреднего образования;
15) типовая учебная программа - документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной дисциплине типового учебного плана;
16) цикл - совокупность учебных дисциплин одной образовательной направленности.
3. Подготовка кадров с послесредним образованием осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, а также с:
1) учебно-программной документацией – моделью учебного плана, типовыми и рабочим учебными планами и программами, индивидуальными планами обучения;
2) профессиональными учебными программами;
3) нормативными документами, утвержденными уполномоченным органом в области образования Республики Казахстан.

Наши рекомендации