Требования к уровню подготовки обучающихся. 18. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся в организациях технического и профессионального образования предусматривает возможность:
18. Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся в организациях технического и профессионального образования предусматривает возможность:
1) присвоение установленного и/или повышенного уровней (разряд, категория) квалификации по конкретной специальности – по завершении обучения соответствующих образовательных программ и прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимися;
2) присвоение уровня квалификации специалиста среднего звена – по завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимися;
3) присвоение уровня квалификации младшего инженера – по завершении полного курса обучения высшей технической школы и прохождения итоговой аттестации обучающимися.
19. Требования к базовым компетенциям излагаются как универсальные знания, умения и навыки, свойства и способности, обеспечивающие профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность в современном обществе.
20. Требования к профессиональным компетенциям излагаются как подготовленность специалиста к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда, решению основных задач деятельности, а также определенного объема знаний, умений, навыков.
Приложение 1
к государственному общеобязательному
стандарту технического и
профессионального образования
Модель учебного плана технического и профессионального
образования
(для повышенного уровня квалификации)
(для уровня специалиста среднего звена)
В академических часах
№ п/п | Наименование циклов, дисциплин и учебной работы | Курс обучения | Сроки обучения | |||||
на базе основного среднего образования без получения общего среднего образования | на базе основного среднего образования | |||||||
1г. 10м. | 1г. 10м. | 2г. 6м. | 2г. 10 м. | 3г. 6м. | 3г. 10м. | |||
Общеобразо- вательные дисциплины | 1-2 | |||||||
Общегу- манитарные дисциплины | 2-3 | - | + | + | + | + | + | |
Профессио- нальный казахский (русский) язык | 2-3 | + | + | + | + | + | + | |
Профессио- нальный иностранный язык | 2-3 | + | + | + | + | + | + | |
........... | ||||||||
Социально- экономи- ческие дисциплины (основы философии, экономики, права и культурология) | 2-3 | - | - | |||||
Общепрофес- сиональные дисциплины | 2-4 | + | + | + | + | + | + | |
............. | ||||||||
Специальные дисциплины | 2-4 | + | + | + | + | + | + | |
.............. | ||||||||
Дисциплины, определяемые организацией образования | 1-4 | + | + | + | + | + | + | |
Производст- венное обучение и профессио- нальная практика | 1-4 | Не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучения** | ||||||
Промежуточ- ная аттестация | 1-4 | Не более 4-х экзаменов в семестре | ||||||
Итоговая аттестация: | ||||||||
9.1 | Аттестация в организациях образования по итогам полного курса обучения | Не более 2-х недель | ||||||
9.2 | Оценки уровня профессио- нальной подготовлен- ности и присвоения квалификации | Не менее 12 часов | ||||||
Итого на обязательное обучение: | - | |||||||
Консультация | Не более 100 часов на учебный год | |||||||
Факульта- тивные занятия | Не более 4-х часов в неделю в период теоретического обучения | |||||||
Всего |
Продолжение таблицы
Сроки обучения | ||||||||
на базе общего среднего образования | на базе послесреднего, высшего образования | на базе технического и профессионального образования* | ||||||
10м. | 1г. 6м. | 1г. 10м. | 2г. 6м. | 2г. 10м. | 10м. | 1г. 6м. | 10м. | 1г. 10 м. |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + |
- | - | - | ||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + |
Примечание
* срок обучения устанавливается в зависимости от уровня образования и профиля обучения
** В том числе лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, курсовое и дипломное проектирование
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования
Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает общие требования к послесреднему образованию.
Настоящий Стандарт применяется организациями образования, реализующими профессиональные учебные программы послесреднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, разработчиками профессиональных учебных программ.
2. В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:
1) базовая компетенция – способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к самомотивации и самоорганизации;
2) квалификация – уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной профессии и специальности;
3) компетенция – способность специалиста действовать и решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, умений, навыков, профессионального опыта;
4) модель учебного плана - представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания технического и профессионального образования;
5) модуль - независимый, самодостаточный и полный раздел образовательной программы или период обучения;
6) модульное обучение - система обучения, предполагающая структурирование изучение материалов, в виде отдельных взаимосвязанных блоков, направленных на формирование конкретных профессиональных компетенций;
7) нормативный срок обучения - срок освоения профессиональной учебной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);
8) перечень профессий и специальностей - систематизированный реестр профессий и специальностей, определяющий наиболее общие параметры обучения (профиль специальности, уровень профеcсиональной квалификации, сроки обучения в зависимости от базового образования);
9) профессиональная учебная программа - документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной профессии или специальности;
10) профессиональная компетенция - способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;
11) профессиональная практика - неотъемлемая часть учебного процесса профессионального образования и эффективной формы профессиональной подготовки работников квалифицированного технического и обслуживающего труда к трудовой деятельности;
12) рабочий учебный план - документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин, последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся и оценки уровня профессиональной подготовленности, утверждаемый руководителем организации образования;
13) рабочая учебная программа - документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования для конкретной дисциплины рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы, утверждаемый руководителем организации образования;
14) типовой учебный план - документ, разработанный на основе модели учебного плана, устанавливающий перечень и объем учебных дисциплин применительно к профессии и специальности, срокам обучения в организациях послесреднего образования;
15) типовая учебная программа - документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной дисциплине типового учебного плана;
16) цикл - совокупность учебных дисциплин одной образовательной направленности.
3. Подготовка кадров с послесредним образованием осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, а также с:
1) учебно-программной документацией – моделью учебного плана, типовыми и рабочим учебными планами и программами, индивидуальными планами обучения;
2) профессиональными учебными программами;
3) нормативными документами, утвержденными уполномоченным органом в области образования Республики Казахстан.