Практика межличностного взаимодействия с учащимися
Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Ибо мнение на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две? Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая — отсутствие согласия учащегося с позиций педагога (конфликт).
Взаимопонимание
Нарушения взаимопонимания в межличностном взаимодействии учителя и ученика может происходить по причине смыслового барьера. Внешне “смысловой барьер” проявляется в том, что учащийся как бы не слышит, что говорит ему педагог. На самом деле он все прекрасно слышит, но не воспринимает смысла. Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному педагогу, независимо от того, какие требования он предъявляет, и по отношению к конкретному требованию, независимо от того, кто предъявляет это требование. Возникновение смыслового барьера можно рассматривать как признак отсутствия внимания и индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащегося.
а) Смысловой барьер по отношению к конкретному педагогу, раз возникнув, проявляется уже независимо от того, какое требование предъявляет данный педагог к учащемуся. Наиболее распространенными причинами возникновения такого рода барьеры являются:
— не учет мотивов поведения учащегося, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых в действительности у учащегося не было;
— педагог объективно прав, но учащийся не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения.
В первом случае учащийся может испытать отрицательное аффективное чувство к данному педагогу, которое в свою очередь играет существенную роль в неадекватном представлении учащегося об отношении к нему педагога. Отсюда возникает оценка требований и замечаний педагога как несправедливых и не заслуживающих внимание.
Во втором случае, смысл слов педагога не воспринимается учащимся. И между педагогом и учащимся исчезает контакт и взаимопонимание. Возникнув вначале, лишь в одном частном случае, этот эффект может легко распространиться на более широкий круг явлений (например, с одного учебного предмета на учение в целом или с одного воспитателя на всех педагогов и учебное заведение в целом) и определять отношение учащегося к ним в целом.
Чтобы не допустить появление смыслового барьера и возникновения конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сам учащийся понимает причину своего поступка, чтобы не приписать ему не соответствующие его поведению мотивы. Выяснение причины должно проводиться доброжелательным тоном без обвинения учащегося. Если учащийся не осознает действительного мотива своего поведения, с ним необходимо провести специальную работу, чтобы учащийся осознал этот мотив.
б) Смысловой барьер по отношению к конкретному требованию. Основной причиной является безрезультатное повторение одних и тех же требований, которые становятся привычными, что учащиеся перестают их воспринимать. Как правило, это случается с теми требованиями, смысл которых различен для педагога и учащегося. Во избежание смыслового барьера этого типа не стоит многократно повторять одни и те же требования или укоры, на которые учащийся не реагирует.
Для того чтобы устранить смысловой барьер этого типа необходимо:
1. Изменить тон и манеру обращения к учащемуся.
2. Побудить учащегося задуматься над тем, как он выглядит со стороны, что думают о нем другие люди.
3. Добиться, чтобы то же самое требование, которое выдвигает педагог, было высказано человеком, пользующимся у учащихся большим уважением и авторитетом.
Теперь рассмотрим две типичные ошибки, которые делают проблематичным взаимоотношение между педагогом и учащимся.
1. Педагог в обращении ориентирован на себя, а не на учащегося:
— не организует свои мысли перед тем, как их высказать. Он требует, чтобы учащиеся поспевали за ним;
— употребляет формулировки, сокращения, специальные термины, которые должны представить его в качестве эрудита, но могут быть совершенно непонятны для учащихся;
— выражает свои мысли неточно из-за небрежности или из-за того, что хотел бы таким образом замаскировать свою неуверенность;
— говорит слишком длинно и хочет слишком много выразить в одном высказывании. Слушатель к концу фразы уже не помнит, что было в начале. Каждая следующая информация “забывает” следующую;
— стремиться затронуть слишком много проблем в одной фразе, его многочисленные идеи воспринимаются далеко не в полном объеме;
— продолжает говорить и говорить, и при этом не замечает, реагирует слушатель или нет. Реакции нет, потому что слушатель уже давно потерял нить разговора и всякий интерес к нему;
— говорит, не обращаю внимания на содержание высказывание собеседника. Педагог не воспринимает его слова, жесты и аргументы, и это значит — не воспринимает его самого.
2. Педагог невнимательно слушает:
— слышит только звук, но не воспринимает смысл того, что говорит учащийся. Фразы подходят мимо его внимания. Они просто не имеют для него значения, и учащийся это прекрасно чувствует;
— часто начинает обдумывать свои возражения и аргументы, пока собеседник еще говорит. Педагог готовит заряды для ответного удара. Учащийся перестает быть партнером по общению, а становится противником. Высказывания его мысленно опровергаются противником. Высказывания его мысленно опровергаются. Все что он продолжает говорить, уже проходит мимо ушей педагога;
— хочет быть умнее своего собеседника и думает, где и как можно улучшить его предложения, вместо того, чтобы понять его;
— часто вообще не слушает, потому что говорящий ему неприятен, вызывает антипатию, просто не нравится.
Для того чтобы научиться слушать, необходимо овладеть следующими умениями:
1. Внимательно молчать и быть пассивным собеседником.
2. Активно слушать, способствовать раскрытию собеседника (задания “открытые вопросы” для снятия напряжения, формулирую уточняющие вопросы, отражая чувства свои и собеседника, резомируя и подводя итог общению).
3. Оценивать ситуации, где требуется не пассивный, а активный слушатель, и быть таковым в нужный момент.
Выше мы уже говорили о том, что взаимодействие будет затруднено, если учащийся будет не согласен с позицией педагога. Для того, чтобы учащийся не только понимал слова педагога, его рекомендации, советы, а и принимал их — последнему надо усвоить следующие условия, обеспечивающие это принятие:
— непротиворечивость того, что должен сказать педагог, и того, что хочет услышать учащийся, его принципиальным взглядам, позиции в данной теме. Если учащийся не принимает позиции педагога, то дальнейшее убеждение следует направить только на устранение этого рассогласования, а не на повторение сказанного;
— показать учащемуся его личный интерес, чтобы учащийся принял позицию педагога, необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей;
— учет того факта, что учащиеся легко принимают позицию того педагога , к которому испытывают эмоционально положительные отношения (симпатию, привязанность, дружбу и любовь), и, наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того педагога, к которому испытывают негативное отношение (неприязнь, ненависть).
Последнее условие оказывает влияние на принятие позиции педагог даже тогда, когда первые два условия не срабатывают. Этот факт как бы перекрывает все остальные. Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположенности учащихся. К их числу относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сформулировать наиболее распространенные ошибки взаимопонимания.