Сущность основных понятий модуля 1 страница
Педагогика
В Тестах
ББК Ч 31я73
УДК 370 (075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Рецензенты
Г.В. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Директор интеллектуального ресурсного центра Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Т.В. Алешкина,кандидат педагогических наук, директор ГОУ СПО Читинский педагогический колледж
Педагогика в тестах: Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / авт. сост. И.В. Николаюк, Т.В. Лучкина, Е.А. Игумнова. Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. – Чита, 2011. – 127 с.
В пособии предложены тестовые задания по направлению «Педагогика» представленных девятью модулями: введение в педагогическую деятельность, обучение, воспитание, управление образованием, история науки и образования, сравнительная педагогика, методологические подходы, философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики, тренинговые и контрольные задания по дидактике. В содержании каждого модуля включен раздел раскрывающий сущность основных понятий каждого модуля.
Материалы учебного пособия будут полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, преподавателям осуществляющих преподавание педагогических дисциплин.
ISBN:ЗабГГПУ, 2011 Николаюк И.В., 2011
Лучкина Т.В., 2011
Игумнова Е.А., 2011
Содержание | |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… | |
Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность ………………. | |
Модуль 2. Обучение ……………………………………………………… | |
Модуль 3. Воспитание …………………………………………………… | |
Модуль 4. Управление образованием …………………………………. | |
Модуль 5. История науки и образования ……………………………... | |
Модуль 6. Сравнительная педагогика ….……………………………... | |
МОДУЛЬ 7. Методологические подходы …………………………......... | |
Модуль 8. Философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики……………………............................................................... | |
Модуль 9. Тренинговые и контрольные задания по дидактике…… | |
литература………………………………………………………………... |
введение
Учебное пособие «Педагогика в тестах» содержит свыше 400 заданий отражающих содержание Государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Педагогика», представленных девятью модулями: введение в педагогическую деятельность, обучение, воспитание, управление образованием, история науки и образования, сравнительная педагогика, методологические подходы, философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики, тренинговые и контрольные задания по дидактике..
В пособии предложены тестовые задания. Они позволяют получить студенту объективную оценку уровня знаний, умений и навыков по педагогике, выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания в тестовой форме могут быть применены как для реализации обучающей, так и для контролирующей функции.
В содержании каждого модуля включен раздел раскрывающий сущность основных понятий, рассматриваемых в тестовых заданиях, что позволяет осуществлять самоподготовку и самоконтроль студентам в процессе изучения дисциплины «Педагогика».
Пособие будет полезно как при подготовке к усвоению лекционного материала, так и для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Пособие целесообразно использовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоения материала.
Материалы учебного пособия будут полезны как студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так и преподавателям осуществляющих преподавание педагогических дисциплин которые при необходимости они могут адаптировать к балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.
Модуль 1
Введение в педагогическую деятельность
1. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является … педагогика
a) народная;
b) общая;
c) возрастная;
d) социальная.
2. Государственный документ, устанавливающий структуру высшего профессионального образования, требования к профессиональным образовательным программам, – это…
a) учебный план педагогического вуза;
b) международный закон «О высшем образовании»;
c) закон РФ «Об образовании»;
d) государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
3. Теоретическая функция педагогики реализуется на таких уровнях, как …
a) практический;
b) диагностический;
c) прогностический;
d) объяснительный;
e) преобразовательный.
4. Технологическая функция педагогики реализуется на таких уровнях, как…
a) преобразовательный;
b) рефлексивный;
c) проективный;
d) объяснительный;
e) диагностический.
5. Готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний называется…
a) навыком;
b) умением;
c) техникой;
d) способностью.
6. Мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов, называется…
a) терпимостью;
b) менталитетом;
c) космополитивизмом;
d) интернационализмом.
7. Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется…
a) высшей школой;
b) академией;
c) институтом;
d) университетом.
8. Образовательный стандарт – это федеральный нормативный документ, определяющий…
a) требования к уровню подготовки учеников;
b) характер учебной деятельности;
c) максимальный объем учебной нагрузки;
d) минимум содержания образовательных программ;
e) требования к учителю.
9. К основным принципам Болонской декларации относятся
a) общедоступность высшего образования;
b) образование как ответственность перед обществом;
c) автономия с ответственностью;
d) высшее образование, основанное на научных исследованиях;
e) гибкость системы оплаты труда.
10. Система педагогических наук включает в себя …
a) дидактику, логопедию, историю, психологию;
b) общую педагогику, специальную педагогику, историю педагогики;
c) дошкольную педагогику, историю школы, теорию воспитания, психологию;
d) общую педагогику, этику, эстетику, возрастную физиологию.
11. Этнопедагогика изучает…
a) становление и развитие традиционных народных культур воспитания;
b) становление и развитие этических знаний, убеждений воспитанника;
c) проблемы межнационального взаимодействия;
d) национальные традиции и обряды.
12. Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…
a) виды педагогической деятельности;
b) предметные области знаний;
c) сроки обучения в ВУЗе;
d) психофизические и социальные факторы развития личности ребенка;
e) непосредственность взаимосвязей.
13. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется …
a) технологией;
b) проектом;
c) алгоритмом;
d) программой.
14. Прогнозируемый результат педагогической деятельности называется …
a) технологией;
b) процессом;
c) действием;
d) целью.
15. Потребность к труду и готовность к выбору профессии является показателями …
a) трудовой воспитанности;
b) социальной адаптацией;
c) профессиональной пригодности;
d) нравственного сознания.
16. Подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым сознательно на основе усвоенных знаний, – это…
a) обученность;
b) умения;
c) способности;
d) воспитуемость.
17. По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
a) конфессиональные, светские;
b) мужские, женские;
c) начальные, средние, высшие;
d) общеобразовательные, профессиональные.
18. В общеобразовательных учреждениях невозможно получить … образование.
a) начальное общее;
b) начальное профессиональное;
c) среднее общее;
d) основное общее.
19. Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий называется …
a) профессией;
b) специализацией;
c) мастерством;
d) творчеством.
20. К профессиональным знаниям учителя относятся такие знания, как...
a) психологические;
b) педагогические;
c) социальные;
d) философские;
e) предметные.
21. Критический отзыв, оценка научного или художественного произведения называется
a) аннотацией;
b) рецензией;
c) рефератом;
d) тезированием.
22. Форма профессиональной ориентации, предполагающая оказание помощи учащимся в выборе профессии, называется….
a) собеседованием;
b) просвещением;
c) диагностикой;
d) консультацией.
23. Создание среды развития личности, способствующей обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации, – это принцип …
a) культуросообразности;
b) открытости;
c) природосообразности;
d) вариативности.
24. Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется ….
a) мышлением;
b) характером;
c) мировоззрением;
d) культурой.
25. Наука, изучающая педагогическую культуру рода, этносоциума, нации, народности, называется….
a) семейным воспитанием;
b) сравнительной педагогикой;
c) этнопедагогикой;
d) социальной педагогикой.
26. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления профессиональной деятельности, – это профессиональные …
a) качества;
b) навыки;
c) способности;
d) ценности.
27. К группе организационно-структурных педагогических функций относится … функция
a) гностическая;
b) конструктивная;
c) информационная;
d) мобилизующая.
28. Общение выступает ведущим видом деятельности в … возрасте
a) старшем школьном;
b) зрелом;
c) младенческом;
d) подростковом.
29. В модели профессионально-педагогической культуры выделяют такие компоненты, так …
a) личностно-творческий;
b) технологичекий;
c) аксиологический;
d) культурологический;
e) антропологический.
30. Выявлением особенностей обучения и воспитания людей с проблемами в развитии занимается … педагогика
a) специальная;
b) сравнительная;
c) социальная;
d) общая.
31. Внутрипофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …
a) изменением социально-экономических условий;
b) решением администрации образовательного учреждения;
c) усложняющимся характером обучения и воспитания;
d) профессиональными интересами педагогов.
32. В педагогике модель является результатом…
a) воспитания;
b) экспериментальной проверки;
c) теоретического обобщения;
d) анализа социального заказа.
33. Доведенные до автоматизма умения называются …
a) способностями;
b) упражнениями;
c) навыками;
d) знаниями.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»...
a) обеспечивает качество подготовки специалистов;
b) обеспечивает право на равноценное образование;
c) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования;
d) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
35. Единый биосоциальный процесс, в котором происходит не только количественные изменения, но и качественные преобразования, называется…
a) новообразованием;
b) инновацией;
c) становлением;
d) развитием.
36. Креативность и импровизация – составные элементы … педагогических способностей
a) аналитических;
b) творческих;
c) исследовательских;
d) рефлексивных.
37. К основным категориям педагогики относится понятие…
a) школа;
b) воспитание;
c) наставник;
d) ребенок.
38. Источниками развития педагогики являются…
a) современная практика воспитания;
b) философские, педагогические труды;
c) государственная политика;
d) потребность человека в самосовершенствовании;
e) многовековой опыт воспитания.
39. Метод педагогического исследования, используемый для изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях путем выполнения серии опытов, называется педагогическим …
a) проектированием;
b) конструированием;
c) мониторингом;
d) экспериментом.
40. Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила ...
a) «Конституция Российской Федерации»;
b) «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
c) «Всеобщая декларация прав человека»;
d) «Конвенция ООН о правах ребенка».
41. Педагогическое явление или событие, отражающее реальные действия педагога и других субъектов педагогической ситуации, называется …
a) взаимодействием;
b) технологией;
c) педагогическим фактором;
d) случаем.
42. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип ...
a) гуманизма;
b) целостности;
c) демократизации;
d) непрерывности.
43. Профессиональная направленность личности учителя не включает в себя…
a) общеучебные умения и навыки;
b) педагогическое призвание;
c) профессиональные намерения и склонности;
d) интерес к профессии учителя.
44. Профессия «педагог» относится к типу (группе) профессий…
a) человек – знаковая система;
b) человек – техника;
c) человек – человек;
d) человек – природа.
45. Одной из основных категорий педагогики является...
a) общение;
b) учение;
c) преподавание;
d) образование.
46. Основаниями для внешней дифференциации обучения являются …
a) проектируемая профессия;
b) уровень притязаний;
c) темп работы;
d) интересы учащихся;
e) общие и специальные способности детей.
47. Совокупность педагогических знаний, способностей и педагогической техники составляет структуру педагогической (-ого) …
a) деятельности;
b) творчества;
c) культуру;
d) мастерства.
48. Система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, способах добывания знаний о педагогической деятельности, деятельность по получению таких знаний – это …
a) содержание образования;
b) воспитательная работа;
c) антропология;
d) методология педагогики.
49. Специфика педагогики как науки заключается в том, что она …
a) имеет дело с подрастающим поколением;
b) является наукой о воспитании;
c) связана с науками, изучающими человека;
d) устанавливает законы и принципы эффективного обучения и воспитания.
50. Сознательная и целенаправленная деятельность педагога по совершенствованию своей личности как профессионала называется…
a) самообразованием;
b) самоуправлением;
c) профессиональной адаптацией;
d) профессиональной организацией.
51. Сторонники педагогики … утверждали, что обучение и воспитание должны осуществляться посредством делания
a) неопозитивизма;
b) прагматизма;
c) неотомизма;
d) экзистенциализма.
52. Установите принадлежность неполных средних учебных заведений соответствующим странам: 1) младшая средняя школа; 2) единый колледж; 3)объединенная школа
a) Великобритания №3
b) США (единый колледж)№2
c) Франция№1
53. Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это...
a) дифференциация;
b) индивидуализация;
c) интеграция;
d) оптимизация.
54. Установите соответствие дат событьям из истории отечественного образования XX века: 1) 1918; 2) 1943; 3) 1992.
a) Закон Российской Федерации «Об образовании» 1, 2, 3.
b) Положение о единой трудовой школе РСФСР 1, 2, 3.
c) Учреждение Академии педагогических наук 1, 2, 3.
55. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры – это …
a) социализация;
b) обучение;
c) коррекция;
d) воспитание.
56. Целенаправленная деятельность педагогов по оказанию помощи подрастающему поколению в выборе профессии называется…
a) профориентацией;
b) развитием;
c) трудовым воспитание;
d) самопознанием.
57. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?
a) ориентация на личность;
b) организация образовательного процесса в режиме диалога;
c) ориентация на деятельность;
d) ориентация на представление о ценностях.
58. Что является предметом педагогики?
a) образование как педагогический процесс;
b) обучение;
c) воспитание;
d) развитие.
59. Коррекционная педагогика занимается
a) обучением и воспитанием учащихся с какими-либо физическими отклонениями;
b) развитием одаренных детей;
c) определением индивидуальных способностей и склонностей;
d) обучением в группах продленного дня.
60. Какое из понятий самое «широкое», вбирающие в себя остальные?
a) воспитание;
b) образование;
c) обучение;
d) самообразование.
61. Представление о результате научного исследования называется…
a) гипотезой;
b) объектом;
c) задачей;
d) целью.
62. Лаконичная формулировка проблемы исследования (по В.В.Краевскому) – это...
a) гипотеза;
b) тема;
c) новизна;
d) актуальность.
63. Конспекты содержат …
a) список используемой литературы;
b) основные положения и выводы;
c) требования к оформлению;
d) факты и доказательства;
e) примеры и иллюстрации.
64. Совокупность теоретических обоснованных предложений, подлежащих проверке, называются … исследования.
a) предметом;
b) целью;
c) объектом;
d) гипотезой.
65. Первым звеном в конструировании педагогической деятельности являются...
a) оценка результатов;
b) диагностика готовности учащихся;
c) выбор педагогических средств;
d) отбор содержания образования.
66. Метод моделирования означает …
a) субъективный числовой показатель оценки деятельности какого-либо человека или группы;
b) присвоение баллов исследуемым характеристикам;
c) упорядочение собранных данных по степени важности;
d) мысленное представление образца, отображающего предмет исследования.
67. Методами педагогического исследования называются
a) диагностические процедуры по измерению результатов деятельности;
b) способы и приемы достижения цели педагогической деятельности;
c) система действий педагога;
d) способы изучения педагогических явлений.
68. В план рецензии входят …
a) тираж источника;
b) оценка глубины и актуальности темы;
c) выходные данные источника;
d) конспект;
e) анализ индивидуальных особенностей стиля автора.
Ключ:1b; 2d; 3b,c; 4c; 5b; 6d; 7d; 8a,c,d; 9a,b,c; 10b; 11a; 12b; 13c; 14d; 15b; 16b; 17c; 18b; 19a; 20a,b,e; 21b; 22d; 23a; 24c; 25c; 26c; 27b; 28b; 29a,b,c,d; 30a; 31a,c; 32c; 33c; 34a,c; 35d; 36b; 37b; 38a,b,c,e; 39d; 40 d; 41a; 42a; 43a; 44c; 45d; 46a,d; 47a; 48d; 49b,d; 50a; 51b; 52a,b; 53b; 54a3,b1,c2; 55d; 56a; 57d; 58a; 59a; 60b, 61d, 62b, 63b,d, 64d, 65b, 66d; 67d, 68b,e.
Сущность основных понятий модуля
1. Академическая мобильность студентов – право студентов на свободу выбора места, форм и средств обучения с учетом его потенциальных возможностей и способностей адаптироваться к системам обучения в различных учебных центрах, в российских или зарубежных высших учебных заведениях в целях продолжения образования, получения дополнительного образования, защиты квалификационной выпускной работы и т. д.
2. Аккредитация государственная образовательного учреждения – процедура установления (подтверждения) государственного статуса образовательного учреждения, предоставляющая образовательному учреждению возможность выдавать диплом государственного образца.
3. Активность личности – деятельное отношение личности к миру, способность призводить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
4. Алгоритм– последовательность выполнения той или иной работы или действия.
5. Анализ – мысленное или фактическое разделение предмета объекта или явления на части с целью обнаружения ранеё неизвестных его свойств и качеств. Начальный этап педагогического исследования, в результате которого осуществляется переход от общего описания объекта, процесса, явления к выявлению его внутреннего состава, частей, элементов.
6. Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемыми по указанным в нём правилам.
7. Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей (например, мнений и отношений различных групп учащихся и учителей о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, методе обучения).
8. Аттестация студента – оценивание знаний, умений и компетенций студента по принятой в вузе шкале.
9. Бакалавр – квалификация (степень), присваеваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему первую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему выпускную квалификационную работу.
10. Болонская декларация – международный документ, принятый 19 июля 1999 г. в городе Болонья, имеющий официальное название «Совместное заявление европейских министров образования по вопросам создания единого пространства для европейского высшего образования». Россия подписала Б. д. и присоединилась к процессу формирования общеевропейского образовательного пространства 19 сентября 2003 г. С этого момента Россия приняла на себя определенные обязательства по реформированию национальной системы образования.
11. Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана – часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.
12. Высшее образование – ступень и форма непрерывного образования для части выпускников средней общеобразовательной школы; дает профессиональное и общее послешкольное образование; осуществляется через университеты, академии и институты.
13. Гимназия – общеобразовательное учреждение, которое реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
14. Гуманизация – процесс воплощения гуманных подходов, направленный на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения.
15. Гуманизм – отношение к человеку как высшей ценности, ориентация на его свободное и разностороннее развитие, утверждение блага и счастья каждого человека как критерия развитости общества. Ведущая идея, цель и ценность современного образования.
16. Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
17. Гуманитарный – относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.
18. Задача (исследовательская, педагогическая) – 1) ситуация, требующая преобразования для получения ответа на возникшие вопросы; 2) конкретное выражение цели на определенном этапе движения к ней.
19. Закономерность – внутренняя, существенная связь явлений обучения и воспитания, результат совокупного действия выявленных или пока скрытых законов.
20. Знание – теоретическое: совокупность фундаментальных сведений, полученных в ходе научного познания и исследования педагогической действительности и выраженных в форме принципов, закономерностей, моделей и теорий; эмпирическое: совокупность научных фактов о педагогической реальности, полученных в ходе применения эмпирических методов исследования (наблюдение, беседа, опытная работа, эксперимент и др.).
21. Карьера – 1) непрерывный процесс успешного профессионального развития, профессионального роста, перехода от одной стадии профессионализма к другим; 2) достижение известности, славы или материальной выгоды за счет собственных усилий, максимального использования своих способностей, профессионального мастерства и личностных качеств.
22. Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.
23. Колледж – 1) самостоятельное среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Может быть структурным подразделением академии, университета, института.
24. Компетентность – 1) личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; 2) уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений.
25. Компетентность профессиональная – интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальной профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
26. Компетенции ключевые – базовые компетенции, в мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая их структура: компетенции в сфере познавательной деятельности; компетенции в сере общественной деятельности; компетенции в сфере трудовой деятельности; компетенции в бытовой сфере; компетенции в сфере культурной деятельности.
27. Компетенция – 1) совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
28. Лицей – вид государственного общеобразовательного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.