Сущность основных понятий модуля 1 страница

Педагогика

В Тестах

ББК Ч 31я73

УДК 370 (075.3)

Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Рецензенты

Г.В. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Директор интеллектуального ресурсного центра Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Т.В. Алешкина,кандидат педагогических наук, директор ГОУ СПО Читинский педагогический колледж

Педагогика в тестах: Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / авт. сост. И.В. Николаюк, Т.В. Лучкина, Е.А. Игумнова. Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. – Чита, 2011. – 127 с.

В пособии предложены тестовые задания по направлению «Педагогика» представленных девятью модулями: введение в педагогическую деятельность, обучение, воспитание, управление образованием, история науки и образования, сравнительная педагогика, методологические подходы, философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики, тренинговые и контрольные задания по дидактике. В содержании каждого модуля включен раздел раскрывающий сущность основных понятий каждого модуля.

Материалы учебного пособия будут полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, преподавателям осуществляющих преподавание педагогических дисциплин.

ISBN:ЗабГГПУ, 2011 Николаюк И.В., 2011

Лучкина Т.В., 2011

Игумнова Е.А., 2011

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность ……………….
Модуль 2. Обучение ………………………………………………………
Модуль 3. Воспитание ……………………………………………………
Модуль 4. Управление образованием ………………………………….
Модуль 5. История науки и образования ……………………………...
Модуль 6. Сравнительная педагогика ….……………………………...
МОДУЛЬ 7. Методологические подходы ………………………….........  
Модуль 8. Философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики……………………...............................................................
Модуль 9. Тренинговые и контрольные задания по дидактике……
литература………………………………………………………………...

введение

Учебное пособие «Педагогика в тестах» содержит свыше 400 заданий отражающих содержание Государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Педагогика», представленных девятью модулями: введение в педагогическую деятельность, обучение, воспитание, управление образованием, история науки и образования, сравнительная педагогика, методологические подходы, философско-методологические аспекты некоторых проблем педагогики и образовательной практики, тренинговые и контрольные задания по дидактике..

В пособии предложены тестовые задания. Они позволяют получить студенту объективную оценку уровня знаний, умений и навыков по педагогике, выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания в тестовой форме могут быть применены как для реализации обучающей, так и для контролирующей функции.

В содержании каждого модуля включен раздел раскрывающий сущность основных понятий, рассматриваемых в тестовых заданиях, что позволяет осуществлять самоподготовку и самоконтроль студентам в процессе изучения дисциплины «Педагогика».

Пособие будет полезно как при подготовке к усвоению лекционного материала, так и для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Пособие целесообразно использовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоения материала.

Материалы учебного пособия будут полезны как студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так и преподавателям осуществляющих преподавание педагогических дисциплин которые при необходимости они могут адаптировать к балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов.

Модуль 1

Введение в педагогическую деятельность

1. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является … педагогика

a) народная;

b) общая;

c) возрастная;

d) социальная.

2. Государственный документ, устанавливающий структуру высшего профессионального образования, требования к профессиональным образовательным программам, – это…

a) учебный план педагогического вуза;

b) международный закон «О высшем образовании»;

c) закон РФ «Об образовании»;

d) государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

3. Теоретическая функция педагогики реализуется на таких уровнях, как …

a) практический;

b) диагностический;

c) прогностический;

d) объяснительный;

e) преобразовательный.

4. Технологическая функция педагогики реализуется на таких уровнях, как…

a) преобразовательный;

b) рефлексивный;

c) проективный;

d) объяснительный;

e) диагностический.

5. Готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний называется…

a) навыком;

b) умением;

c) техникой;

d) способностью.

6. Мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов, называется…

a) терпимостью;

b) менталитетом;

c) космополитивизмом;

d) интернационализмом.

7. Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется…

a) высшей школой;

b) академией;

c) институтом;

d) университетом.

8. Образовательный стандарт – это федеральный нормативный документ, определяющий…

a) требования к уровню подготовки учеников;

b) характер учебной деятельности;

c) максимальный объем учебной нагрузки;

d) минимум содержания образовательных программ;

e) требования к учителю.

9. К основным принципам Болонской декларации относятся

a) общедоступность высшего образования;

b) образование как ответственность перед обществом;

c) автономия с ответственностью;

d) высшее образование, основанное на научных исследованиях;

e) гибкость системы оплаты труда.

10. Система педагогических наук включает в себя …

a) дидактику, логопедию, историю, психологию;

b) общую педагогику, специальную педагогику, историю педагогики;

c) дошкольную педагогику, историю школы, теорию воспитания, психологию;

d) общую педагогику, этику, эстетику, возрастную физиологию.

11. Этнопедагогика изучает…

a) становление и развитие традиционных народных культур воспитания;

b) становление и развитие этических знаний, убеждений воспитанника;

c) проблемы межнационального взаимодействия;

d) национальные традиции и обряды.

12. Основаниями для дифференциации специальностей педагогического профиля являются…

a) виды педагогической деятельности;

b) предметные области знаний;

c) сроки обучения в ВУЗе;

d) психофизические и социальные факторы развития личности ребенка;

e) непосредственность взаимосвязей.

13. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется …

a) технологией;

b) проектом;

c) алгоритмом;

d) программой.

14. Прогнозируемый результат педагогической деятельности называется …

a) технологией;

b) процессом;

c) действием;

d) целью.

15. Потребность к труду и готовность к выбору профессии является показателями …

a) трудовой воспитанности;

b) социальной адаптацией;

c) профессиональной пригодности;

d) нравственного сознания.

16. Подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым сознательно на основе усвоенных знаний, – это…

a) обученность;

b) умения;

c) способности;

d) воспитуемость.

17. По уровню образования выделяются образовательные учреждения…

a) конфессиональные, светские;

b) мужские, женские;

c) начальные, средние, высшие;

d) общеобразовательные, профессиональные.

18. В общеобразовательных учреждениях невозможно получить … образование.

a) начальное общее;

b) начальное профессиональное;

c) среднее общее;

d) основное общее.

19. Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий называется …

a) профессией;

b) специализацией;

c) мастерством;

d) творчеством.

20. К профессиональным знаниям учителя относятся такие знания, как...

a) психологические;

b) педагогические;

c) социальные;

d) философские;

e) предметные.

21. Критический отзыв, оценка научного или художественного произведения называется

a) аннотацией;

b) рецензией;

c) рефератом;

d) тезированием.

22. Форма профессиональной ориентации, предполагающая оказание помощи учащимся в выборе профессии, называется….

a) собеседованием;

b) просвещением;

c) диагностикой;

d) консультацией.

23. Создание среды развития личности, способствующей обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации, – это принцип …

a) культуросообразности;

b) открытости;

c) природосообразности;

d) вариативности.

24. Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется ….

a) мышлением;

b) характером;

c) мировоззрением;

d) культурой.

25. Наука, изучающая педагогическую культуру рода, этносоциума, нации, народности, называется….

a) семейным воспитанием;

b) сравнительной педагогикой;

c) этнопедагогикой;

d) социальной педагогикой.

26. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления профессиональной деятельности, – это профессиональные …

a) качества;

b) навыки;

c) способности;

d) ценности.

27. К группе организационно-структурных педагогических функций относится … функция

a) гностическая;

b) конструктивная;

c) информационная;

d) мобилизующая.

28. Общение выступает ведущим видом деятельности в … возрасте

a) старшем школьном;

b) зрелом;

c) младенческом;

d) подростковом.

29. В модели профессионально-педагогической культуры выделяют такие компоненты, так …

a) личностно-творческий;

b) технологичекий;

c) аксиологический;

d) культурологический;

e) антропологический.

30. Выявлением особенностей обучения и воспитания людей с проблемами в развитии занимается … педагогика

a) специальная;

b) сравнительная;

c) социальная;

d) общая.

31. Внутрипофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …

a) изменением социально-экономических условий;

b) решением администрации образовательного учреждения;

c) усложняющимся характером обучения и воспитания;

d) профессиональными интересами педагогов.

32. В педагогике модель является результатом…

a) воспитания;

b) экспериментальной проверки;

c) теоретического обобщения;

d) анализа социального заказа.

33. Доведенные до автоматизма умения называются …

a) способностями;

b) упражнениями;

c) навыками;

d) знаниями.

34. Федеральный государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»...

a) обеспечивает качество подготовки специалистов;

b) обеспечивает право на равноценное образование;

c) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования;

d) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

35. Единый биосоциальный процесс, в котором происходит не только количественные изменения, но и качественные преобразования, называется…

a) новообразованием;

b) инновацией;

c) становлением;

d) развитием.

36. Креативность и импровизация – составные элементы … педагогических способностей

a) аналитических;

b) творческих;

c) исследовательских;

d) рефлексивных.

37. К основным категориям педагогики относится понятие…

a) школа;

b) воспитание;

c) наставник;

d) ребенок.

38. Источниками развития педагогики являются…

a) современная практика воспитания;

b) философские, педагогические труды;

c) государственная политика;

d) потребность человека в самосовершенствовании;

e) многовековой опыт воспитания.

39. Метод педагогического исследования, используемый для изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях путем выполнения серии опытов, называется педагогическим …

a) проектированием;

b) конструированием;

c) мониторингом;

d) экспериментом.

40. Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила ...

a) «Конституция Российской Федерации»;

b) «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

c) «Всеобщая декларация прав человека»;

d) «Конвенция ООН о правах ребенка».

41. Педагогическое явление или событие, отражающее реальные действия педагога и других субъектов педагогической ситуации, называется …

a) взаимодействием;

b) технологией;

c) педагогическим фактором;

d) случаем.

42. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип ...

a) гуманизма;

b) целостности;

c) демократизации;

d) непрерывности.

43. Профессиональная направленность личности учителя не включает в себя…

a) общеучебные умения и навыки;

b) педагогическое призвание;

c) профессиональные намерения и склонности;

d) интерес к профессии учителя.

44. Профессия «педагог» относится к типу (группе) профессий…

a) человек – знаковая система;

b) человек – техника;

c) человек – человек;

d) человек – природа.

45. Одной из основных категорий педагогики является...

a) общение;

b) учение;

c) преподавание;

d) образование.

46. Основаниями для внешней дифференциации обучения являются …

a) проектируемая профессия;

b) уровень притязаний;

c) темп работы;

d) интересы учащихся;

e) общие и специальные способности детей.

47. Совокупность педагогических знаний, способностей и педагогической техники составляет структуру педагогической (-ого) …

a) деятельности;

b) творчества;

c) культуру;

d) мастерства.

48. Система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, способах добывания знаний о педагогической деятельности, деятельность по получению таких знаний – это …

a) содержание образования;

b) воспитательная работа;

c) антропология;

d) методология педагогики.

49. Специфика педагогики как науки заключается в том, что она …

a) имеет дело с подрастающим поколением;

b) является наукой о воспитании;

c) связана с науками, изучающими человека;

d) устанавливает законы и принципы эффективного обучения и воспитания.

50. Сознательная и целенаправленная деятельность педагога по совершенствованию своей личности как профессионала называется…

a) самообразованием;

b) самоуправлением;

c) профессиональной адаптацией;

d) профессиональной организацией.

51. Сторонники педагогики … утверждали, что обучение и воспитание должны осуществляться посредством делания

a) неопозитивизма;

b) прагматизма;

c) неотомизма;

d) экзистенциализма.

52. Установите принадлежность неполных средних учебных заведений соответствующим странам: 1) младшая средняя школа; 2) единый колледж; 3)объединенная школа

a) Великобритания №3

b) США (единый колледж)№2

c) Франция№1

53. Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это...

a) дифференциация;

b) индивидуализация;

c) интеграция;

d) оптимизация.

54. Установите соответствие дат событьям из истории отечественного образования XX века: 1) 1918; 2) 1943; 3) 1992.

a) Закон Российской Федерации «Об образовании» 1, 2, 3.

b) Положение о единой трудовой школе РСФСР 1, 2, 3.

c) Учреждение Академии педагогических наук 1, 2, 3.

55. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры – это …

a) социализация;

b) обучение;

c) коррекция;

d) воспитание.

56. Целенаправленная деятельность педагогов по оказанию помощи подрастающему поколению в выборе профессии называется…

a) профориентацией;

b) развитием;

c) трудовым воспитание;

d) самопознанием.

57. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

a) ориентация на личность;

b) организация образовательного процесса в режиме диалога;

c) ориентация на деятельность;

d) ориентация на представление о ценностях.

58. Что является предметом педагогики?

a) образование как педагогический процесс;

b) обучение;

c) воспитание;

d) развитие.

59. Коррекционная педагогика занимается

a) обучением и воспитанием учащихся с какими-либо физическими отклоне­ниями;

b) развитием одаренных детей;

c) определением индивидуальных способностей и склонностей;

d) обучением в группах продленного дня.

60. Какое из понятий самое «широкое», вбирающие в себя остальные?

a) воспитание;

b) образование;

c) обучение;

d) самообразование.

61. Представление о результате научного исследования называется…

a) гипотезой;

b) объектом;

c) задачей;

d) целью.

62. Лаконичная формулировка проблемы исследования (по В.В.Краевскому) – это...

a) гипотеза;

b) тема;

c) новизна;

d) актуальность.

63. Конспекты содержат …

a) список используемой литературы;

b) основные положения и выводы;

c) требования к оформлению;

d) факты и доказательства;

e) примеры и иллюстрации.

64. Совокупность теоретических обоснованных предложений, подлежащих проверке, называются … исследования.

a) предметом;

b) целью;

c) объектом;

d) гипотезой.

65. Первым звеном в конструировании педагогической деятельности являются...

a) оценка результатов;

b) диагностика готовности учащихся;

c) выбор педагогических средств;

d) отбор содержания образования.

66. Метод моделирования означает …

a) субъективный числовой показатель оценки деятельности какого-либо человека или группы;

b) присвоение баллов исследуемым характеристикам;

c) упорядочение собранных данных по степени важности;

d) мысленное представление образца, отображающего предмет исследования.

67. Методами педагогического исследования называются

a) диагностические процедуры по измерению результатов деятельности;

b) способы и приемы достижения цели педагогической деятельности;

c) система действий педагога;

d) способы изучения педагогических явлений.

68. В план рецензии входят …

a) тираж источника;

b) оценка глубины и актуальности темы;

c) выходные данные источника;

d) конспект;

e) анализ индивидуальных особенностей стиля автора.

Ключ:1b; 2d; 3b,c; 4c; 5b; 6d; 7d; 8a,c,d; 9a,b,c; 10b; 11a; 12b; 13c; 14d; 15b; 16b; 17c; 18b; 19a; 20a,b,e; 21b; 22d; 23a; 24c; 25c; 26c; 27b; 28b; 29a,b,c,d; 30a; 31a,c; 32c; 33c; 34a,c; 35d; 36b; 37b; 38a,b,c,e; 39d; 40 d; 41a; 42a; 43a; 44c; 45d; 46a,d; 47a; 48d; 49b,d; 50a; 51b; 52a,b; 53b; 54a3,b1,c2; 55d; 56a; 57d; 58a; 59a; 60b, 61d, 62b, 63b,d, 64d, 65b, 66d; 67d, 68b,e.

Сущность основных понятий модуля

1. Академическая мобильность студентов – право студентов на свободу выбора места, форм и средств обучения с учетом его потенциальных возможностей и способностей адаптироваться к системам обучения в различных учебных центрах, в российских или зарубежных высших учебных заведениях в целях продолжения образования, получения дополнительного образования, защиты квалификационной выпускной работы и т. д.

2. Аккредитация государственная образовательного учреждения – процедура установления (подтверждения) государственного статуса образовательного учреждения, предоставляющая образовательному учреждению возможность выдавать диплом государственного образца.

3. Активность личности – деятельное отношение личности к миру, способность призводить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

4. Алгоритм– последовательность выполнения той или иной работы или действия.

5. Анализ – мысленное или фактическое разделение предмета объекта или явления на части с целью обнаружения ранеё неизвестных его свойств и качеств. Начальный этап педагогического исследования, в результате которого осуществляется переход от общего описания объекта, процесса, явления к выявлению его внутреннего состава, частей, элементов.

6. Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемыми по указанным в нём правилам.

7. Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей (например, мнений и отношений различных групп учащихся и учителей о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, методе обучения).

8. Аттестация студента – оценивание знаний, умений и компетенций студента по принятой в вузе шкале.

9. Бакалавр – квалификация (степень), присваеваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему первую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему выпускную квалификационную работу.

10. Болонская декларация – международный документ, принятый 19 июля 1999 г. в городе Болонья, имеющий официальное название «Совместное заявление европейских министров образования по вопросам создания единого пространства для европейского высшего образования». Россия подписала Б. д. и присоединилась к процессу формирования общеевропейского образовательного пространства 19 сентября 2003 г. С этого момента Россия приняла на себя определенные обязательства по реформированию национальной системы образования.

11. Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана – часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

12. Высшее образование – ступень и форма непрерывного образования для части выпускников средней общеобразовательной школы; дает профессиональное и общее послешкольное образование; осуществляется через университеты, академии и институты.

13. Гимназия – общеобразовательное учреждение, которое реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

14. Гуманизация – процесс воплощения гуманных подходов, направленный на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения.

15. Гуманизм – отношение к человеку как высшей ценности, ориентация на его свободное и разностороннее развитие, утверждение блага и счастья каждого человека как критерия развитости общества. Ведущая идея, цель и ценность современного образования.

16. Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

17. Гуманитарный – относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.

18. Задача (исследовательская, педагогическая) – 1) ситуация, требующая преобразования для получения ответа на возникшие вопросы; 2) конкретное выражение цели на определенном этапе движения к ней.

19. Закономерность – внутренняя, существенная связь явлений обучения и воспитания, результат совокупного действия выявленных или пока скрытых законов.

20. Знание – теоретическое: совокупность фундаментальных сведений, полученных в ходе научного познания и исследования педагогической действительности и выраженных в форме принципов, закономерностей, моделей и теорий; эмпирическое: совокупность научных фактов о педагогической реальности, полученных в ходе применения эмпирических методов исследования (наблюдение, беседа, опытная работа, эксперимент и др.).

21. Карьера – 1) непрерывный процесс успешного профессионального развития, профессионального роста, перехода от одной стадии профессионализма к другим; 2) достижение известности, славы или материальной выгоды за счет собственных усилий, максимального использования своих способностей, профессионального мастерства и личностных качеств.

22. Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.

23. Колледж – 1) самостоятельное среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Может быть структурным подразделением академии, университета, института.

24. Компетентность – 1) личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; 2) уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений.

25. Компетентность профессиональная – интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальной профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

26. Компетенции ключевые – базовые компетенции, в мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая их структура: компетенции в сфере познавательной деятельности; компетенции в сере общественной деятельности; компетенции в сфере трудовой деятельности; компетенции в бытовой сфере; компетенции в сфере культурной деятельности.

27. Компетенция – 1) совокупность полномочий (прав и обязанно­стей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обла­дает познаниями, опытом.

28. Лицей – вид государственного общеобразовательного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

Наши рекомендации