Литературно-издательское агентство
«Академический Проект»
Изд. лиц. № 065723 от 10. 03. 98
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4
По вопросам приобретениякниги просим обращаться
в ЗАО «Академия–Центр»:
Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4
Тел.: (095) 176 9338; 176 9523; факс: 305 6092
E-mail: aprogect@mtu-net, ru
Подписано в печать с готовых диапозитивов 30.11.00.
Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,84. Тираж 3000 экз.
Заказ № 536.
Отпечатано с готовых диапозитивов
на ГИПП «Уральский рабочий»
620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13
Содержание
Введение.......................................................................................................................................................................................................... 3
Предисловие................................................................................................................................................................................................... 3
Раздел 1. ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА............................................................................. 4
1.1. Цели деятельности социального педагога................................................................................................................................... 4
1.2. Этический кодекс специалиста...................................................................................................................................................... 5
1.3. Функции и социальные роли социального педагога................................................................................................................... 7
1.4. Обязанности и права социального педагога................................................................................................................................ 8
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА................ 8
2.1. Сферы деятельности и специализации социального педагога.............................................................................................. 8
2.2. Квалификационная характеристика специальности............................................................................................................... 9
2.3. Планирование и организация работы социального педагога............................................................................................... 12
2.4. Критерии эффективности работы социального педагога.................................................................................................. 12
Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....... 13
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.................................................................................................................. 13
3.1. Понятие социальной педагогики, ее предмет, основные категории.................................................................................. 13
3.2. Генезис идей социальной педагогики........................................................................................................................................... 16
3.3. Методы социальной педагогики................................................................................................................................................... 19
3.4. Связь социальной педагогики с другими науками.................................................................................................................... 26
ГЛАВА 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ................................................... 28
4.1. Понятие социализации.................................................................................................................................................................... 28
4.2. Факторы социализации................................................................................................................................................................... 33
ГЛАВА 5. СЕМЬЯ - ВЕДУЩИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ................................................................................................... 45
5.1. Характеристика семьи.................................................................................................................................................................... 46
5.2. Социальные проблемы современной семьи................................................................................................................................ 54
5.3 Воспитание детей в семье............................................................................................................................................................... 58
ГЛАВА 6. ШКОЛА - ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА........................................................................................................ 64
6.1. Роль школы в процессе социализации личности...................................................................................................................... 64
6.2. Модели школы как открытой социальной системы............................................................................................................... 67
ГЛАВА 7. ГРУППА СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ...................................................................................... 77
7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности.................................................................................................... 77
7.2. Официальные и неформальные объединения детей и подростков..................................................................................... 79
7.3. Криминогенные группировки: типология членов...................................................................................................................... 83
ГЛАВА 8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ................................................................................................................. 85
8.1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины............................................................................................................. 85
8.2. Формы девиантного поведения..................................................................................................................................................... 90
8.3. Профилактика девиантного поведения подростков.............................................................................................................. 98
ГЛАВА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА................................................................................................................................ 103
9.1. Основы социальной защиты детства....................................................................................................................................... 103
9.2. Президентская программа «Дети России»............................................................................................................................. 105
9.З. Социальная защита воспитанников детских домов и школ-интернатов...................................................................... 106
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ........................................................................................................................ 108
10.1. Ценностные ориентации современной молодежи.............................................................................................................. 109
10.2. Социальные проблемы молодежи............................................................................................................................................ 111
10.3. Основные направления социальной защиты молодежи.................................................................................................... 112
Глава 11. СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ............................................................................................ 115
11.1. Понятие социально-педагогической виктимологии........................................................................................................... 115
11.2. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.................................................................................................................................................................................................... 118
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ............................................... 124
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США..................................................................................................................................... 125
12.1. Социальная работа с семьей..................................................................................................................................................... 125
12.2. Социальная работа в школе...................................................................................................................................................... 128
12.3. Психолого-педагогическая служба «Гайденс»..................................................................................................................... 130
12.4. Молодежная политика............................................................................................................................................................... 131
12.5. Деятельность телефонной психологической службы........................................................................................................ 133
12.6. Социально опасные подростки: программы и социальные службы............................................................................. 135
12.7. Жестокое обращение с детьми и педагогическое просвещение как способ его предупреждения....................... 138
12.8. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 142
ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГЕРМАНИИ...................................................... 143
13.1. Особенности социальной работы и социальной педагогики........................................................................................... 143
13.2. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 146
13.3. Социальная помощь детям, подросткам и их семьям........................................................................................................ 148
13.4. Социальная защита детей......................................................................................................................................................... 150
13.5. Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов........................................................................ 152
ЛАВА 14. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ВО ФРАНЦИИ......................................................... 153
14.1. Концепция воспитательной среды.......................................................................................................................................... 153
14.2. Педагогическая анимация........................................................................................................................................................... 156
14.3. Организация социальной работы............................................................................................................................................ 158
14.4. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 159
ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ...................................................................................................... 160
15.1. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 160
15.2. Социальная работа в школе...................................................................................................................................................... 161
15.3. Социальная работа с инвалидами........................................................................................................................................... 162
15.4. Подготовка кадров социальным работников...................................................................................................................... 163
ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ШВЕЦИИ............................................................................................................................ 165
16.1. Социальная работа в общине................................................................................................................................................... 165
16.2. Деятельность социальных служб............................................................................................................................................ 167
16.3. Подростковые клубы................................................................................................................................................................... 170
16.4. Социальная политика в области борьбы с наркоманией (на примере г. Гетеборга)............................................... 171
16.5. Подготовка кадров социальных работников....................................................................................................................... 172
16.6. Участие почтовой службы в социальной помощи населению........................................................................................ 174
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................................................................................... 176