Издательское дело и редактирование

I призовое место в секции

Новак О.Н.

Студентка группы 27 ИД 117

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА КНИЖНОМ РЫНКЕ РОССИИ

Ключевые слова: биография, биографическая литература, издательство «Молодая гвардия», серия «Жизнь замечательных людей», книжный рынок.

Жанр биографии (от древнегреческого βίος – «жизнь» и γράφω – «пишу») возник еще в глубокой древности: С. Аверинцев говорит о том, что интерес к жизнеописаниям возник в IV веке до н.э. Примерно в 350 году до н.э. аттический ритор Исократ составил похвальное письмо в честь царя Соломона. Однако зарождение биографического жанра чаще всего связывают с «Жизнеописанием мужей» Аристоксена Тарентского. Классическими для античной биографии произведениями считаются «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Светония [1: 78–80].

Примерно в V веке в Византии зародился жанр агиографий (от греческого άγιος – «святой» и λόγος – «рассуждение»). Агиографии – это отрасль церковной культуры, содержащая описания жизни святых. Первые агиографии («Сказание о семидесяти апостолах» Дорофея и «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея) не имели определенного канона и были близки к античным биографиям [12: 222–223].

Биографии в современном понимании жанра зародились лишь в XV–XVII веках. Ушакова Е. В. пишет о том, что параллельно со становлением и обогащением жанра биографии развивалась и наука о нем (так называемый биографический подход к изучению истории). Особенно бурно этот процесс протекал в XX веке: в английском литературоведении сложилась целая традиция освещения проблем жизнеописания [15].

По мнению И. Булкиной, жанр биографии был одним из самых популярных в XX веке. В XXI веке биографии приобретают новые черты (а именно, беллетристического жанра), однако при этом не теряет своей популярности среди читателей. С. Зенкин отмечает, что в настоящее время биографии переживают новый этап своего развития, становясь своего рода дайджестом [5].

ГОСТ 7.60–2003 не содержит определения термина биография. В ГОСТ определяется такое понятие как биографический справочник/словарь. Данный вид издания содержит сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц [5].

Многие исследователи (например, А. Холиков) отмечают, что биография одновременно относится к исторической, научной и художественной прозе. Биография сочетает в себе признаки различных жанров, что затрудняет однозначное толкование термина и определение специфических черт. А. Холиков считает, что биография, в том числе, писательская, — это «жанр без правил» [16]. Е. Луценко отмечает, что биография даже не жанр в чистом понимании этого термина, это просто название для специфического вида повествования, когда весь сюжет книги строится на документальном начале [10].

Е. Местергази в своей монографии «Литература нон-фикшн/non-fiction: экспериментальная энциклопедия» (2007) пишет о том, что биография может относиться к первичным (чистым) документальным жанрам [11: 17–18]. Однако в большинстве случаев биографии имеют довольно сложную структуру, что позволяет отнести биографическую литературу к вторичным документам, т.е. документам, которые созданы на основе других и сочетают в себе черты нескольких жанров.

В нашем понимании, биография — это литературный жанр, сочетающий в себе документальное и художественное начало и характеризующийся тем, что непосредственным предметом изучения в нем является история жизни человека и ее связь с культурой и бытом эпохи.

Существует «традиционная» классификация биографий: выделяются художественные, научные, популярные и академические биографии [16]. Однако чаще всего происходит взаимодействие различных видов, возникают научно-художественные, научно-популярные биографии. При этом не существует общих черт для различных видов биографий, потому что каждый автор по-разному реализует различные задачи: поиск, отбор и обработку материала, выбор языка повествования, построение композиции, интерпретацию фактов.

Стоит отметить, что чаще всего классификации биографий строятся на основе одного из двух критериев: или количественно-событийного признака (в этом случае говорят о романе-биографии или биографической повести), или соотношения научно-исторического и художественного начал (например, роман-биография, беллетризованная биография). Отдельные подвиды биографий также могут выделяться по соотношению художественного и документального начал [16].

Жанр автобиографии (т.е. описание автором собственной жизни) хоть и является разновидностью биографий, имеет свои специфические черты. Несмотря на то, что факты и документы в таком произведении являются достоверными, автобиографии являются более субъективными.

По данным журнала «Книжное обозрение», в 2010 году документальная литература составляла около 34,4% книжного рынка России. В этот сегмент, помимо биографий, также входили мемуары и так называемый «науч-поп» [2: 39–42].

Исследователи отмечают, что в сегменте документальной литературы, в том числе и биографий, велико количество книг, изданных еще в 1995–1999 годах. Стоит отметить, что большую часть рынка биографий составляют русскоязычные издания: количество переводных изданий уменьшается с каждым годом. На конец 2009 года они составляли всего около 13% от рынка биографической литературы [2: 39–42].

По данным Российском книжной палаты, количество названий биографических изданий с каждым годом сокращается, что в целом отражает ситуацию на книжном рынке России:

  2008 г. 2011 г. 2012 г. Первая половина 2013 г.
Количество названий
Общий тираж, тыс. экз. 1501,5 1045,6 1215,5 562,2

Источник: Российская книжная палата [14].

Так за 4 года (в период с 2008 по 2012 годы) количество названий биографий сократилось на 87 изданий, общий тираж сократился почти на 300 тысяч экземпляров [14]. Однако в сегменте документальной литературы биографические издания по-прежнему имеют стабильное положение.

Что касается продаж биографий, то первые места принадлежат издательствам «АСТ» и «Эксмо». Третье место в 2010 году занимало издательство «Молодая гвардия» [2: 39–42].

Издательства «АСТ» и «Эксмо» выпускают биографическую литературу вне серий. Чаще всего издаются биографии современных писателей, актеров, ученых.

Издательство «Молодая гвардия» выпускает одну из самых известных и популярных биографических книжных серий – «Жизнь замечательных людей». Серия была основана в 1890 году и издавалась до 1907 года в Санкт-Петербурге в издательстве Ф. Павленкова. До 1924 года выпускались переиздания книг «ЖЗЛ». Всего в оригинальной серии было выпущено 198 биографий. Общий тираж составил более 1,5 миллиона экземпляров [7].

В 1933 году по инициативе М. Горького серия была возобновлена «Журнально-газетным объединением». С 1938 года «ЖЗЛ» издается «Молодой гвардией». Всего в серии вышло более 1400 книг общим тиражом более 100 миллионов экземпляров. В настоящее время главным редактором серии является В. Элихман [7].

Литературный критик И. Булкина считает, что серия «ЖЗЛ» стала литературным мейнстримом, трендом современного книгоиздания. На данный момент не существует серий, которые были бы настолько успешны, как «ЖЗЛ» [3].

Сейчас «ЖЗЛ» имеет несколько подсерий: «ЖЗЛ: малая серия», «ЖЗЛ: биография продолжается». Книги этих серий издаются параллельно, в год выходит более 70 наименований. В «ЖЗЛ: малая серия» выходят издания малого объема (примерно в 2–3 раза меньше книг основной серии). В подсерии «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается» выходят книги о ныне живущих людях [7].

Главное отличие серии «ЖЗЛ» от книг издательств «АСТ» и «Эксмо» в более тщательной подготовке изданий. Содержание абсолютного большинства книг серии «ЖЗЛ» отвечает трем главным принципам, провозглашенным редакцией еще в 1950‑е годы: научная достоверность, высокий литературный уровень и занимательность. Авторами серии становились и становятся известные писатели, философы, исследователи и биографы [7].

В советские годы книги «ЖЗЛ» выпускались средним тиражом 40–50 тысяч экземпляров. В конце 1990–х годов тираж изданий серии составлял 5–10 тысяч экземпляров. В настоящее время он редко превышает 3–4 тысячи экземпляров. Это связано с ситуацией на книжном рынке России (а именно, с сокращением средних тиражей изданий) [7].

В серии «ЖЗЛ» в различное время выходили биографии издателей и книгопечатников. Так, в 1933 году появилась книга «Иоганн Гутенберг» В. Проскурякова, которая содержала всего 140 страниц. Интересен тот факт, что в «ЖЗЛ» вышло сразу две книги о книгопечатнике И. Федорове. Так в 1940 году тиражом 50 тысяч экземпляров была издана книга И. Баса, а в 1964 году вышла книга В. Прибыткова, которая разошлась тиражом 65 тысяч экземпляров. В 1967 году была издана биография Н. Новикова, написанная А. Западовым [7].

Серия «ЖЗЛ» оказала большое влияние на развитие биографического жанра в России: многие писатели при создании биографий стали ориентироваться на книги «Молодой гвардии». У «ЖЗЛ» нет ни временных, ни географических рамок, именно поэтому серия является уникальным явлением на книжном рынке России. «ЖЗЛ» была настоящим бестселлером XX века и, видимо, станет таковым в XXI веке.

Литература

1. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 278 с.

2. Большая литература. Текущая ситуация и тренды // Книжная индустрия. 2010. № 5. С. 39–42.

3. Булкина И. ЖЗЛ: между Плутархом и Тряпичкиным // Знамя. 2011. №10. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2011/10/bu18.html (дата обращения: 12.11.2013).

4. Голубович И. Античная биография: общая характеристика жанра ее современные интерпретации. URL: http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca-/Golubovich_ancient%20biography.pdf (дата обращения: 24.11.2013).

5. ГОСТ 7.60–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения / под ред. Р.Г. Говердовской. URL: http://gostexpert.ru/gost/gost-7.60-2003 (дата обращения: 12.11.2013).

6. Зенкин С. Биографии и контрбиографии // Иностранная литература. 2000. №4. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2000-/4/interv.html (дата обращения: 13.11.2013).

7. Издательство «Молодая гвардия» // Официальный сайт. URL: http://gvardiya.ru/ (дата обращения: 14.11.2013).

8. Иконникова С. Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. 2011. №4. URL: http://www.cr-journal.ru/files/file/02_2012_13_50_01_1328608201.pdf (дата обращения: 14.11.2013).

9. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2013 // Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/books-in-russia/main-/custom/0/0/file.pdf (дата обращения: 12.11.2013).

10. Луценко Е. Прощание, запрещающее печаль. Биограф и его критики // Вопросы литературы. 2008. №6. URL: http://magazines.russ.ru-/voplit/2008/6/lu5.html (дата обращения: 14.11.2013).

11. Местергази Е. Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: экспериментальная энциклопедия. Русская версия. М.: Совпадение, 2007. 327 с.

12. Попова Т. В. Античная биография и византийская агиография / Античность и Византия. М.: Наука, 1975. С. 222–223.

13. Рейтблат А. И. Биография и литературоведение // Новое литературное обозрение. 2009. №95. URL: http://magazines-.russ.ru/nlo/2009/95/re.html (дата обращения: 14.11.2013).

14. Российская книжная палата // Официальный сайт. URL: http://www.bookchamber.ru/default.html (дата обращения: 17.11.2013).

15. Ушакова Е.В. Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.01.03). URL: http://cheloveknauka.com/literaturnaya-biografiya-kak-zhanr-v-tvorchestve-p-akroyda (дата обращения: 08.12.2013).

16. Холиков А. Писательская биография: жанр без правил // Вопросы литературы. 2008. №6. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2008/6/ho4.html (дата обращения: 14.11.2013).

II призовое место в секции

Коленникова А.С.

студент группы 27 ИД 117

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Справочные издания для детей на книжном рынке

(на материале энциклопедии «Тело человека» издательства «Азбукварик»)

Ключевые слова:справочное издание, энциклопедия, дополнительные модули, тело человека, издательство «Азбукварик», стратегии, читатель.

Читательские предпочтения во многом определяют успех того или иного издания на рынке. Детям книги чаще всего покупают родители, которые при выборе литературы обращают внимание, в первую очередь, на объем издания, на его формат (для удобства чтения) и на наличие в книге красочных иллюстраций. Ассортимент детской литературы настолько многообразен, что просто книга с текстом уже никого не привлекает. Из-за этого многие издательства стали добавлять в нее различные дополнительные элементы (звуковые модули, объемные иллюстрации формата 3D, картинки-галограммы и т.д.), превращающие процесс чтения в игру.

Согласно статистике, в 2012 г. детская научно-познавательная литература была выпущена 3259 наименованиями, из которых 2949 относятся к справочным изданиям [1]. Благодаря тому, что и универсальные издательства («Эксмо», «АСТ»), и специализированные детские («Аванта+», «Азбукварик», «Белый город», «Карапуз», «Махаон», «Росмэн») включают в свой репертуар книги справочного характера, рынок литературы этого вида представлен и словарями («Отечественная история от А до Я», издательство «АСТ») [8], и справочниками («Животные России. Красная книга», издательство «Росмэн») [10], и энциклопедиями («История Нового времени. XV – начало XIX века», издательство «Аванта+») [6]. Справочное издание может содержать любую информацию (по тематике, научному уровню материала, способам изложения, объему и т.д.) и предназначаться для читательской категории разных возрастов.

Анализ предлагаемого издательствами ассортимента показал, что наибольшим спросом пользуются энциклопедии, которые имеют оригинальное оформление и доступную цену. Например, «Росмэн» выпустил энциклопедии, где в качестве приложения используются паззлы для отображения разных природных явлений («Географические открытия»), мягкий конструктор в виде лунохода («Техника») или подвесные конструкции-мобили, которые могут вращаться в потоках воздуха («Подводный мир») [10]. «Махаон» подхватил идею необычного оформления книг и издал сразу несколько энциклопедических серий с разными дополнительными элементами. В книгах серии «Волшебные страницы 2D» («Динозавры», «Насекомые») иллюстрации заменены прозрачной пленкой с нанесенным на нее рисунком. Издания серии «Факты в трех измерениях» («Животные–охотники») оформлены под книги в формате 3D. Также среди предлагаемого издательством ассортимента можно найти «книги-пищалки» со специально встроенным музыкальным механизмом и энциклопедии, чей внешний вид напоминает форму женской сумки (серия «Живой уголок») [Там же].

Тема строения человеческого организма освещена во многих детских энциклопедиях, выпущенных разными издательствами («Человеческое тело» «АСТ», «Тело человека» «Махаон», «Тело человека. Энциклопедии со стереоиллюстрациями» «Эксмо» и т.д.).Однако наиболее ярким примером сочетания текста и дополнительных модулей является энциклопедия «Тело человека» издательства «Азбукварик». Этот книжный дом специализируется на выпуске развивающих детских книг с электронными звуковыми модулями и другими активными элементами [7].

Энциклопедия «Тело человека» – пример оригинального художественного оформления издания и его продуманной концепции. Содержание книги включает в себя 9 разделов: скелет, мышцы, кровообращение, дыхание, пищеварение, мочевыделение, нервная система, органы чувств, половая система. Это традиционное деление организма человека на отдельные системы в зависимости от его функций (репродуктивная функция – половая система, опорно-двигательная – скелет и мышцы и т.п.). Для первых 6-ти рубрик в издании помещены соответствующие прозрачные иллюстрации в форме тела человека, которые показывают какой-либо процесс (пищеварение, дыхание) и его структуру. Например, система кровообращения включает три главных элемента: сердце, вена, артерия. Прозрачная иллюстрация демонстрирует наглядное расположение всех трех основных элементов с условными обозначениями, расшифровка которых дается в экспликации. Это помогает ребенку соотнести изображение и его обозначение, понять, что есть что [4: 5].

Именно прозрачные вставки являются главной особенностью оформления данной книги. При этом стоит отметить, что расположение всех этих вставок построено таким образом, что при перевороте каждой страницы читатель как будто «накладывает» новый слой (сначала идет скелет, затем мышцы и внутренние органы, а после тело покрывается кожей с множеством нервных окончаний). В результате на самой обложке энциклопедии вырисовывается целостный образ строения человеческого организма изнутри.

Еще одним достоинством энциклопедии «Тело человека» являются сами иллюстрации – яркие, оригинальные. Для примера возьмем раздел «Скелет». Кроме прозрачной иллюстрации-вставки с полным изображением скелета человека и его составных частей на первой же странице книги отдельно крупным планом нарисован череп и позвоночник. На обороте (страница вторая) таким же образом нарисована кость и ее внутренняя структура. В нижней части той же страницы изображены пять видов суставов, которые встречаются в скелете [4: 1].

В каждом разделе читателя ожидают герои книги (мальчик и девочка), которые вместе с ним путешествуют по страницам энциклопедии. А в самом заглавии издания изображен образ мальчика в виде «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи (замена персонажа ориентирована на сознание ребенка). Этот рисунок – своеобразная эмблема книги, которая, как и нарисованные герои, присутствует на каждой странице книги.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: справочные издания занимают весомую часть ассортимента любого специализированного или универсального издательства, выпускающего литературу для детей. Благодаря текстовому содержанию, художественному оформлению и цене энциклопедии являются самыми популярными книгами в этой области. Если родитель хочет купить книгу для своего ребенка, а возникает вопрос выбора между словарем и энциклопедией, 90% потребителей предпочтут второй вариант.

Однотипность справочных изданий послужила поводом к иному расставлению акцентов в книге, к созданию ее новой формы. Книга-игрушка, предполагающая не только чтение, но и развлечение, постепенно вытесняет традиционный формат бумажного издания. Добавляя в художественное оформление энциклопедий различные дополнительные модули, издатели меняют не только внешний вид самой книги, но и ее восприятие покупателем и читателем. Например, наличие прозрачных вставок пробуждает воображение ребенка, ориентируясь на зрительное восприятие. Паззлы и стереокартинки направлены также на зрительное запоминание и на развитие навыков запоминания. Звуковое сопровождение помогает маленькому читателю соотносить написанное с действительностью, создавать ассоциации. Оригинально оформленная энциклопедия притягивает внимание родителей, такую книгу приятно подержать в руках, приятно пролистать.

Литература

1. Кириллова Л.А., Сухоруков К.М. Углубляющийся кризис: книгоиздание России в 2012 году. URL: http://www.bookchamber.ru/content/stat/stat_2013.html (дата обращения: 15.11.2012).

2. Корнева Т.А. Техника. Детская энциклопедия с окошками / Т.А. Корнева. М.: Эксмо, 2012. 16 с.

3. Коуп Р. Динозавры. Волшебные страницы (2D) / Р. Коуп. М.: Махаон, 2011. 32 с.

4. Петровская О. Тело человека / О. Петровская. М.: Азбукварик, 2010. 14 с.

5. Редакторская подготовка изданий: учебник / Под ред. С. Г. Антоновой. М.: Логос, 2004. С. 259-263.

6. Сайт издательства «Аванта+». URL: http://www.avanta.ru (дата обращения: 16.02.2013).

7. Сайт издательства «Азбукварик». URL: http://www.azbookvarik.ru/ (дата обращения: 01.12.2012).

8. Сайт издательства «АСТ». URL: http://www.ast.ru (дата обращения: 01.12.2012).

9. Сайт издательства «Махаон». URL: http://machaon.net (дата обращения: 01.12.2012).

10. Сайт издательства «Росмэн». URL: http://www.rosman.ru (дата обращения: 01.12.2012).

11. Сайт издательства «Эксмо». URL: http:// eksmo.ru (дата обращения: 01.12.2012).

12. Факты в трех измерениях. Животные–охотники / Под ред. И. Шандриной. М.: Махаон, 2010. 14 c.

III призовое место в секции

Нерадовская В.В.

студент группы 27 ИД 117

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

КНИЖНЫЕ РЕЦЕНЗИИ П. БАСИНСКОГО В ГАЗЕТЕ «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ВКУСА

Ключевые слова:критика, книжная рецензия, газетное издание, современный литературный вкус.

В современном мире критические материалы, в том числе и жанр книжной рецензии, имеют немаловажное значение в так называемой системе «человек – книга – жизнь», выступая своего рода связующим звеном между этими компонентами. Несмотря на то, что в последнее время все чаще констатируется нарушение целостности данной системы, наблюдается выпадение критического звена [3: 358–359], книжная рецензия не перестает выполнять свои основные функции. Во-первых, данный жанр литературно-художественной критики выступает ориентиром читательской аудитории, в частности, читателя газетных изданий в современном книжном пространстве, которое представлено огромным количеством печатной продукции самых разных жанров и направлений.

По данным Российской книжной палаты, общее число изданных на протяжении прошедшего года книг и брошюр составило 116 888 наименований. В таких условиях перед рецензентом ставится важная задача: путем критического анализа помочь читателю разобраться в потоке изданий, предлагаемом современным книжным рынком, выбрать среди всей выпускаемой продукции наиболее достойные как с содержательной точки зрения, так и с точки зрения материального исполнения книги. Во-вторых, публикуемые книжные рецензии формируют литературный вкус читательской аудитории газетного издания.

Современный литературный вкус на данный момент можно определить как «категорию исторически конкретную, меняющуюся с течением времени и сменой художественных стилей… сугубо конвенциальную, основанную и на некоей общепризнанной договоренности между людьми, и на их доверии к авторитетам – арбитрам вкуса, в роли которых могут выступать и светское общество, и творческая или университетская интеллигенция, и специалисты-эксперты. Причем поскольку авторитеты признаются лишь консервативным сознанием, то и хороший вкус всегда несколько консервативен, старомоден… Вкус служит своего рода фильтром, что-то из новшеств отбрасывающим, что-то оставляющим на правах допустимой девиации, а что-то превращающим в очередную художественную норму» [5].

Итак, в настоящее время деятельность рецензента является одним из основополагающих факторов, выявляющих актуальные нормы художественного вкуса, публикуемые рецензии в определенной степени оказывают влияние на литературные предпочтения читательской аудитории газетного издания.

Критические материалы П. Басинского публикуются в различных периодических изданиях, в основном литературной и общественно-политической направленности: в «Литературной газете», в так называемых толстых журналах («Новый мир», «Октябрь», «Знамя»), интернет-журнале «Русский переплет».

На данный момент Басинский является редактором отдела культуры «Российской газеты», в которой ведет собственную рубрику «Литература с Павлом Басинским». «Российская газета» является официальным изданием: после публикации здесь вступают в силу государственные документы. При этом «Российская газета» – издание для читателя, в ней представлены различные жанры публикаций: от новостей, репортажей и интервью с государственными деятелями до компетентных комментариев к документам.

В своей рубрике П. Басинский публикует рецензии на новинки литературы, и эти публикации органично вписываются в общую концепцию данной газеты, так как она представляет собой издание, которое освещает события и явления различных сфер жизни современного общества. Так, «Российская газета» включает в себя такой раздел, как «Культура», в рамках которого, наряду с новостями кино, музыки, театра, публикуются критические материалы П. Басинского. Неоднородность репертуара книжных рецензий Басинского и форма изложения материала, доступная для адресатов разных категорий, обусловлены массовым характером «Российской газеты», рассчитанной на широкий круг читателей.

В настоящее время отмечается следующая важнейшая тенденция в области современного книжного рецензирования, которая, по сути, и предопределяет весь набор существенных признаков рецензии в периодическом издании – традиционная «толстожурнальная» критика уступает место более динамичной – газетной [2]. Соответственно, с местом действия меняется и способ говорения, то есть жанр и стиль в книжных рецензиях.

Так, книжные рецензии П. В. Басинского отличны своим, присущим только им стилем. В случае с Басинским мы можем говорить о так называемом индивидуальном стиле, представляющем собой ряд узнаваемых и воспроизводящихся из публикации в публикацию средств выражения своей позиции и способов изложения мыслей.

Одна из стилистических характеристик языка книжных рецензий П. Басинского – разнородность используемой лексики вследствие смешения нескольких функциональных стилей русского языка. В публикациях часто встречаются разговорные выражения («Они орали, кривлялись, не слушали друг друга, но при этом выражение их глаз было бесстрастным и отсутствующим» («Любимая бабушка графа Толстого», «РГ», 13.02.2012), «Дескать, это неважно для детективного сюжета» («Новый Акунин явился?» «РГ», 23.07.2012)), сочетания стилистически разнородной лексики, соединенной во фразе слов разной функциональной природы («Это яркий голос нового поколения, двадцатилетних, которое вылупляется на наших глазах» («Исповедь на бегу», «РГ», 23.08.2012)).

Активное использование разговорных слов и конструкций как тенденция было отмечено Н.Д. Арутюновой: «С начала 90-х гг. ситуация несколько изменилась: сейчас наблюдается процесс преодоления условной черты официальности между журналистом и аудиторией, иначе не был бы возможен столь популярный сейчас запанибратский тип общения. И это коснулось не только аудиовизуальных, но и печатных СМИ» [1: 136].

В текстах рецензий Басинский нередко использует так называемые факультативные кавычки («Вторым его “героем” после раскольников становится Нижегородская торгово-промышленная ярмарка» («Новый Акунин явился?» «РГ», 23.07.2012), «Было бы несправедливо сказать, что книга замечательного поэта и прозаика Олеси Николаевой – это, так сказать, “дубль два”» («Небесный огонь», «РГ», 18. 05. 2012)).

Для более эффективного воздействия на читателя Басинским используются ряд приемов. Во-первых, в текстах его рецензий встречаются тропы («Эта такая ложка яда в бочку гламура» («Исповедь на бегу», «РГ», 23.08.2012), «Прилепин <…>в этой книге выступает как опытный сапер: те мины, которые он не может разминировать, он мудро обходит, но... обозначает флажками» («Не бойтесь соображать, «РГ», 28.04.2010)). Во-вторых, автор использует различные шрифтовые выделения, помня о том, что размер шрифтового кегля заставляет воспринимать сообщение как более значимое («Я бы даже сказал: это именно ПРОЗА» («Небесный огонь», «РГ», 18. 05. 2012)).

Индивидуальный стиль П. Басинского отличается личным характером речи с активными ссылками на личные оценки и эмоции («Я и Акунина-то после двух-трех его первых книг не читаю» («Новый Акунин явился?» «РГ», 23.07.2012), «Сразу признаюсь: я никогда не любил Леонова и не стал любить его больше после прочтения книги Прилепина» («Не бойтесь соображать, «РГ», 28.04.2010)).

В публикациях данного автора содержатся приемы диалогизации речи, такие, как, например, риторические вопросы и восклицания («Где ты, Alexandrine?!» («Любимая бабушка графа Толстого», «РГ», 13.02.2012), «Зачем мне еще один Акунин?!» («Новый Акунин явился?», «РГ», 23.07.2012)).

Еще одна функция рецензии, которая постепенно становится едва ли не главенствующей в газетном издании, – развлекательная. В своих публикациях рецензенты стараются увлечь потенциального читателя, подать свои размышления в максимально упрощенной форме, как можно ярче и эффектней представить книгу. В газете более важен «простой пересказ книги или указание на то, почему ее стоит: купить, купить и прочитать, выбросить в окно. В журнале книга рассматривается как явление мысли и искусства, в газете – просто как явление, одно из мельтешащего зудливого роя себе подобных» [4].

Также книжную рецензию в газетном издании отличает небольшой объем, выделяемый для ее размещения на страницах издания. В данном случае перед рецензентом стоит непростая задача: выражение своих мыслей предельно лаконично, емко и максимально точно.

Данные факторы обуславливают то, что книжные рецензии П. Басинского на страницах «Российской газеты» значительно отличаются от его публикаций в специализированных изданиях литературной направленности как содержанием, так и манерой изложения.

Газетное пространство, которое ограничивает рецензента максимальным объемом знаков до 2–3 тыс., не позволяет проводить автору глубокий критический разбор произведения. Именно поэтому большая часть рецензий П. Басинского носит скорее информативный, нежели аналитический характер. Как правило, в публикациях Басинского на первый план выходят простой пересказ содержания книги и оценка, практически не подкрепленная основательными доказательствами.

В целом же книжные рецензии П. Басинского соответствуют традиционным чертам данного жанра художественно-литературной критики, отвечая его основным задачам. Они информируют о выходящих в свет новинках литературы, помогают ориентироваться в современном книжном пространстве, в определенной степени формируют читательские вкусы; критические публикации данного автора написаны в форме, доступной для читателей разных категорий; внешне материалы соответствуют структуре, присущей традиционной рецензии: выдвижение тезиса и информирование о вышедшей книге, рассуждение автора о ее значимости и последующий вывод.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 341 с.

2. Беляков С. Новые Белинские и Гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2007/4/be13.html (дата обращения: 03.12.2013).

3. Прозоров В.В. История русской литературной критики. М., 2002. 463 с.

4. Пустовая В. Быстрее, короче, легче // Октябрь. 2005. № 2. URL: http://magazines.russ.ru/october/2005/2/pu7.html (дата обращения: 03.12.2013).

5. Чупринин С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям / С. Чупринин. М., 2007. URL: http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=101082 (дата обращения: 03.12.2013).

Дмитриева О.С.

студент группы 27ИД127

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

ТИПОГРАФИКА ЖУРНАЛА «СНОБ»

Ключевые слова:типографика, журнальное издание, шрифт, леттеринг.


«Работа художника книги очень отличается от работы художника-графика. Если последний постоянно ищет новые изобразительные средства, чтобы выразить свою индивидуальность, то художник-оформитель должен верно и тактично служить слову, не допускать, чтобы формат типографики был важнее текста или искажал его восприятие», – пишет Ян Чихольд [6: 14].

На основе материала, с которым мы познакомились (И. Келейников, Я. Чихольд), можем дать определение типографике. Типографика – это графическая композиция, созданная посредством шрифта, грамотное оформление текстовой информации и создание ярких графических образов верстки.

Следует сказать, что история типографики начинается с зарождения книгопечатания. Об этом пишет, например, Ян Чихольд в книге «Новаятипографика. Руководство для современного дизайнера» [6].

Мы рассматриваем типографику современного журнала на материале журнала «Сноб», поскольку в нем уделяется особое внимание не только текстовой, но и визуальной составляющей издания.

«Сноб» включает интернет-издание и печатный журнал, «проект для международного сообщества успешных профессионалов» [9: 2]. «Сноб» позиционирует себя как часть одноименного мультимедийного проекта, «дискуссионное, информационное и общественное пространство для людей, которые живут в разных странах, говорят на разных языках, но думают по-русски» [9: 2]. Целью проекта, как сказано в медиаките, «является объединение максимально большого числа представителей целевой аудитории в активное, просвещенное сообщество, способное влиять на окружающий его мир» [9: 4]. Читателями проекта являются русскоговорящие жители мегаполисов в возрасте от 25 до 55 лет; хорошо образованные, ценящие успех и компетентность, финансово благополучные (доход от 7000 у. е. в месяц), многого добившиеся в профессиональной среде и обществе; придающие большое значение качеству жизни, но стремящиеся к ответственному потреблению.

Помимо прочего, проект «Сноб» является арт-объектом, над созданием которого работают лучшие художники (В. Калачева), иллюстраторы (В. Аляй, А. Курбатов, В. Миллер Гауса), дизайнеры (К. Глущенко) и фотографы (В. Васильчиков, А. Гронский, А. Несходимов). «Уровень полиграфического исполнения журнала не имеет аналогов в России по качеству бумаги, печати, дизайнерских и шрифтовых решений» [9: 5]. Журнал печатается на одном из крупнейших полиграфических предприятий в Центральной и Восточной Европе – Quad/GraphicsEurope. Расположение компании в центре континента позволяет без особого труда сотрудничать с издательскими домами России, Украины, Швеции, Норвегии, Германии, Франции и Великобритании. В 2010 г. журнал «Сноб» получил престижную премию D&AD (DesignandArtDirection) в области дизайна и рекламы некоммерческой организации Британской ассоциации дизайнеров и арт-директоров (Лондон).

Современные дизайнеры, работая в основном в графических программах AdobeInDesign, AdobeIllustrator, AdobePhotoshop и CorelDRAW, умело сочетают типографику с различным цветом и образами, создавая уникальные шедевры визуальных рекламных разработок. Форма текста должна создаваться его функцией, передавать смысл сообщения, выделять важные слова и сохранять логическую последовательность содержания. Любая часть текста связана с остальным текстом определенными логическими отношениями, заданными с самого начала. Типограф должен придать им точную визуальную форму при помощи пропорций, размеров и плотности шрифтов, последовательности строк, цвета, фотографий и т.д. Очень важно, чтобы типограф знал, как читают и как должны читать его издания.

издательское дело и редактирование - student2.ru Дизайном журнала занимается Александра Кузнецова, которая окончила МПГУ им. Ленина, Британскую Высшую школу дизайна, курс «Визуальные коммуникации». В промежутке посещала Школу современного искусства и считается специалистом по теории и практике современного искусства, она периодически появляется с лекциями в родной Британке.

издательское дело и редактирование - student2.ru На наш взгляд, графическое оформление журнала высокопрофессионально. Так, например, для оформления литературного блока отдельно прорисовывается леттеринг (Рис. 1), графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, что делает каждый номер журнала совершенно оригинальным.

Одним из основных моментов, на которые стоит обратить внимание в оформлении текста, является удобочитаемость. При типографской печати текста используются в основном антиквенные шрифты – шрифты с засечками, маленькими черточками по краям каждой буквы, потому что они более удобны для восприятия. Такой тип шрифта используется для написания основного материала журнала, будь то интервью или статья. Заголовки же, анонсы предстоящих мероприятий, пояснения оформлены гротеском, шрифтом без засечек, в журнале использован шрифт Futura (Рис. 2). Текст оптимально скомпонован, в основном используется выключка, выравнивание текста по левому краю, благодаря чему так называемое «тело текста» визуально приятно.