Возрастные ограничения и сроки реализации авторской программы
Данная программа по истории искусств рассчитана на учащихся основного отделения школы в возрасте 11-14 лет (1-4 классы).
Формы и организационные методы занятий.
Основная форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. В авторской программе инициируются следующие формы проведения занятий: беседа; вернисаж; обсуждение; ситуативная игра; коллективный проект; мастер-класс; наблюдение; практическое занятие; размышление; творческая мастерская; совместный просмотр; экскурсия и др.
По способу организации занятий применяются следующие методы обучения:
-словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.);
-наглядные (показ приемов исполнения, видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение);
-практические (практические занятия).
По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы обучения, как:
-объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация);
-репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий);
-частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);
-исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.
Дидактические результаты:
1.Сформирован устойчивый интерес учащихся к занятиям изобразительной деятельностью, характеризующийся положительным эмоциональным подъемом и соответствующим качеством обучения.
Воспитательные результаты:
1.Расширена базовая культура личности и подготовлена почва для дальнейшего динамичного формирования определенных социально значимых качеств ребенка - гражданственности, патриотизма, ответственности и толерантности.
2.Привиты азы нравственной культуры и общепринятых норм человеческой морали с формированием основ эстетической культуры.
3.Активизировано позитивное взаимодействие ребенка со сверстника-
ми и взрослыми, отражающееся в его поведенческих функциях.
4.Нивелированы случаи асоциального поведения учащихся.
Развивающие результаты.
1.Дан толчок к формированию некоторых устойчивых подструктур самосознания и развитию самопознания личности путем организации образовательной деятельности нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказана определенная помощь учащимся в самоопределении, самореализации и самоутверждении личности, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения истории искусств.
3.Запущен процесс формирования у детей валеологических представлений о здоровом образе жизни.
4.Раскрыты творческие способности учащихся, отражающиеся в продуктах их изобразительной деятельности.
Способы определения результативности.
В целях диагностики уровня овладения учащимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результативности:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ – результатов тестирования, просмотров работ учащихся, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятии и т.п.
3.Педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты; диагностика личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета, введение 10-бальной оценочной системы и др.
Учебно-тематический план по программе ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Название тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 17. 18. 19. 20. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | 34 часа | Тема:Вводная беседа о беседах и терминах. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Тема:Живопись, ее технические и изобразительные средства. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Тема: Гравюра ее технологии и значение Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности Тема: Народное искусство, ее широта и образность Тема:Декоративно-прикладное искусство, его многообразие Тема: Архитектура, ее исторические стили Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко Тема: Контрольная работа по пройденным темам: от видов творческой деятельности до истории Краснодарского художественного музея. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Тема:Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Тема: «Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства первобытного общества до искусства Амарны. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства древней Греции до искусства эллинизма. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Тема: Повторение пройденного материала: от архитектуры Древнего Рима до мозаик Равенны. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 1 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 23. 26. 27. 30. | 34 часа | Тема: Вводная беседа о беседах и терминах. Что такое искусство. Способ освоения , познания действительности человеком. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Термины в искусстве. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Искусство составная часть культурного наследия человечества. Умение работать с книгой по искусству. Тема: Живопись, ее технические и изобразительные средства. История создания красок. Колорит как основа выразительности картины. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. История создания карандаша. Самый массовый вид изобразительного искусства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Понятие жанра. Распространение жанров в Европе 16 в. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Портрет, бытовой жанр, исторический, пейзаж, натюрморт, религиозный. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Колорит, фактура, оттенок, ракурс, оригинал, копия, рефлекс. Тема: Гравюра ее технологии и значение. История появления гравюры. Широкое распространение гравюры из Японии в страны Европы. Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности. Ксилография, линогравюра, литография, офорт. Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности. Круглая скульптура, рельеф. Монументальная и станковая скульптура. Тема: Народное искусство, ее широта и образность Практическая ценность народного искусства. Орнамент в искусстве. Тема: Декоративно-прикладное искусство, его многообразие. Сохранение народных промыслов и их традиций. Профессия дизайнер и ее роль в современной жизни. Тема: Архитектура, ее исторические стили. Связь архитектуры с развитием человеческого общества. Градостроительство. Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко. Биография Ф.Коваленко. История здания музея. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Мегалитическая архитектура. Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека, отражение в произведениях первобытного искусства. Памятники первобытной культуры на территории РФ, Европы и Африки. Наскальные изображения и пещерные росписи. Мегалитические сооружения: менгиры; дольмены; кромлехи. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Географические и исторические условия в которых развивалось древнеегипетское искусство. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида скальная гробница. Тема: Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта; плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта и сила ее. воздействия. Основнаые принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоне, Абу-Симбеле. Тема: Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение акрополя в жизни Афин. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Эволюция древнегреческой скульптуры. Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Создание гармоничного прекрасного образа свободного человека Мирон-«Дискобол», Поликлет «Дорифор». Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас –«Менада», Пракситель –«Гермес с Дионисом», Лисипп- «Апоксиомен», Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Эллинизм. Возрождение монуметального героического искусства : «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: Агесандр (?) – «Афродита Милосская». Тема: Повторение пройденных тем. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки виадуки Триумфальные арки, театры, амфитеатры) Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Эволюция древнеримского портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков) Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира. Храм св. Софии (конструкция, интерьера). Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Великолепные мозаичные ансамбли Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Тема: Повторение и закрепление знаний по пройденным темам. |
Учебно-тематический план по программе История искусств
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Название тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. | 34 часа | Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Тема: г.Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Тема: Повторение тем в сравнении двух архитектурных школ. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Тема: Здания и сооружения Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Тема: Повторение пройденного материала: от строительства Петербурга до архитектуры Ф. Растрелли. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Тема: Повторение пройденного материала: от русской скульптуры конца 18 в. до творчества Д. Левицкого. Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Тема: Повторение пройденного материала от архитектуры Москвы до русской скульптуры 18.в. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 2 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 28. 29. | 34 часа | Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в Древней Руси. Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София-символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии-главного собора Киевской Руси. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Феодальная раздробленность Древней Руси в 12в.Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Тема: г. Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора . Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолнного храма. Церко Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Фрески Спаса на Нередице. Своеобразие новгородской школ иконописи. Тема: Повторение тем. Сравнение двух архитектурных школ.. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения –шедевр средневекой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность образов Ф.Грека Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Значение творчества А.Рублева для древнерусской живописи. Мир душевного согласия и взаимной любви – мир произведений Рублева. Совершенство композиции и цветового строя «Троицы» Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Завершение образования единого централизованного государства.Возникновение Тема: здания и сооружение Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Особенности русского деревянного зодчества. Церкви: Никольская Панилове, Покрова в Филях Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца 17 века. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Комплекс деревянных сооружений на острове Кижи. Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи Новый характер изображения в иконах 17 в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи 17 в. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Историческое значение реформ Петра 1, ускоривший переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуры и науке. Петербург первый в России город построенный по предварительному плану. Цельность архитектурного облика Петербурга. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Д.Трезини. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Развитие реалистического портрета в русской скульптуре. Образ Петра 1 в творчестве Б.К.Растрелли. Национальное своеобразие русского барокко. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И.Шубина – мастера реалистического скульптурного портрета. Портреты М.Ломоносова, А.М.Голицына, Павла 1, неизвестного Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Творчество Ф.Б.Растрелли - расцвет русского барокко. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Возвышенный пафос русской скульптуры 18 в. Как отражение торжества человеческого разума, нравственного человеческого достоинства. Памятник Петру 1 Э.Фальконе, раскрывающий не только образ самого Петра, но и смысл его деятельности, его роли в исторической судьбе России. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в.- проявление влияния к личности, внутреннему миру человека: творчество В.Антропова, И Аргунова Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Новое представление о человеческой личности. Портрет Струйского, Майкова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Сочетание в портретах торжественности с бытовыми мотивами. Легкость в передаче фактуры материала. Портреты : «Смолянок», Екатерины, Кокоринова. Тема: Повторение пройденного материала Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Торжество гармонии и разума в классических постройках русских архитекторов. «Пашков дом», здание Сената, Таврический дворец. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II, портреты Арсеньевой И Лопухиной. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Казанский собор, Адмиралтейство – высшее достижение русского классицизма. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Творчество С.Ф.Щедрина –сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Патриотический пафос монументальных скульптур «Памятник А.В.Суворову», «Самсон». Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Экскурсия в художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв. |
Учебно-тематический план по программе История искусств
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Наименование тем |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | 1. 34 часа | Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Тема: Контрольная работа по пяти пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Тема: Повторение пройденного материала от сатиры в русском искусстве до творчества И. Крамского через визуальный ряд Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Тема: Народ - подлинный герой русской истории. В.Суриков. Тема: Мощь всесокрушающей стихии моря в живописи И.Айвазовского Тема: Яркая поэтичность народных образов В.И.Васнецова. Тема: Повторение тем от бытового жанра в русской живописи до творчества В.Васнецова визуальным рядом репродукций. Тема: Скульптор – реалист XIX в. М.М.Антакольский. Тема: Национальная неповторимость патриархального быта в картинах Б.Кустодиева. Тема: Эпический пейзаж в творчестве И.Левитана. Тема: Многогранное творчество В.А.Серова. Тема: Мастер русского пейзажа и натюрморта И.Э.Грабарь. Тема: Поэт народно – патриархальной России – М.В.Нестеров. Тема: Повторение пройденных тем: от скульптуры М. Антоколского до творчества М. Нестерова. Тема: Художественный синтез в творчестве М.Врубеля. Тема: «Мир искусств» - эстетическое движение в русском искусстве. К.Сомов. Тема: Графические работы Е.Лансере, И.Билибина. Тема: Крестьянская тема в монументальных работах Малявина. «Бабы», «Смех». Тема: Повторение пройденных тем от творчества М. Врубеля до работ Малявина. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 3 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
34 часа | Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Развитие романтического портрета в русской живописи. Творчество В.Тропинина . Его роль в формировании московской школы живописи. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Национальность и демократичность живописи. «Гумно», «Весна. На пашне». «На жатве. Лето». Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Время формирования принципов реалистического искусства. «Последний день Помпеи», «Всадница». Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Первые работы русского художника на пленэре. «Ветка», «Мальчики среди пейзажа». Цикл акварелей на библейский сюжет. Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Портреты Ростопчиной, Швальбе, Пушкина. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Изображение повседневной жизни ее драматической сути, социальных конфликтов в искусстве мастера. «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Главный принцип нового направления в искусстве демократическая идейность, правдивость изображение жизни. «Проповедь в селе», «Проводы покойника», портреты Достоевского, Тургенева, Даля. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Организация товариществом 48 выставок в городах России. Помощь молодым талантливым художникам. Создание монументальных, эпических полотен на историческую тему. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Философское осмысление явлений жизни. «Христос в пустыне», «Неутешное горе», портреты Л.Толстого, Некрасова, Третьякова. Тема: Повторение материала через визуальный ряд. Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Появление в искусстве интереса к крестьянской теме. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Свидание» « На бульваре». Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Создание образа пролетария в многофигурных композициях. «Ремонтные работы на железной работе», «Земство обедает» Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Появление национального и лирического пейзажей в русском искусстве. «Грачи прилетели», «Лесная глушь», «Рожь». Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Развитие лирического пейзажа. «Оттепель», «После грозы». Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Выявление конфликта прогрессивных и реакционных исторических сил в картине Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея». Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Великий русский художник-реалист. «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Портреты Толстого.П.Стрепетовой. «Протодьякон». Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Антивоенный, обличительный характер картин художника. «Апофеоз войны», «Смертельно раненый». Тема:Народ - подлинный герой русской истории. В.Суриков. Новое понимание исторического процесса. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». Тема: Мощь всесокрушающей стихии моря в живописи И.Айвазовского Романтизм в произведениях художника. «Девятый вал», «Вид Константинополя», «Буря». Тема: Яркая поэтичность народных образов В.И.Васнецова. Былинно-сказочный характер полотен художника. «Аленушка», «Богатыри». Тема: Повторение тем визуальным рядом репродукций Тема: Скульптор – реалист XIX в. М.М.Антакольский. Развитие передвижниками реалистических направлений в искусстве «Сократ», «Иван Грозный», «Нестор-летописец». Тема: Национальная неповторимость патриархального быта в картинах Б.Кустодиева. Полотна «Купчиха», портрет Ф.Шаляпина, «Масленица». Тема: Эпический пейзаж в творчестве И.Левитана. Вершина развития русского национального пейзажа. «Березовая роща», «Март», «Владимирка». Тема: Многогранное творчество В.А.Серова. Колористическое мастерство и новаторство живописных приемов в его работах. «Девочка с персиками», портреты М.Ермоловой, М.Горького и др. Тема: Мастер русского пейзажа и натюрморта И.Э.Грабарь. «Февральская лазурь», «Иней», натюрморт с хризантемами Тема: Поэт народно – патриархальной России – М.В.Нестеров. Создание галереи портретов советской интеллигенции. Тема: Повторение пройденных тем. Тема: Художественный синтез в творчестве М.Врубеля. Фантастические образы. «Демон», «Царевна -Лебедь», «Пан». Тема: «Мир искусств» - эстетическое движение в русском искусстве. К.Сомов. Поиск композиционных приемов и декоративность в искусстве художника. Портрет отца. Тема: Графические работы Е.Лансере, И.Билибина. Повышение интереса к книжной графике. Разработки сценографии и костюмов. Тема: Крестьянская тема в монументальных работах Малявина. «Бабы», «Смех». Тема: Повторение пройденных тем. |
Учебно-тематический план по программе История искусств
Класс
№ п/п | Кол-во часов | Наименование тем |
34 часа | Тема: Романское и готическое искусство Франции и Италии. Тема: Италия. Искусство проторенессанса Джотто ди Бодоне. Тема: Скульптура Флоренции. Идеи гуманизма в творчестве Донателло. Тема: Живопись Флоренции в начале 15 в. Мозаччо. Тема: Отражение общественных противоречий в творчестве Сандро Боттичелли. Тема: Искусство высокого возрождения. Леонардо да Винчи. Тема: Зрелость и творческий расцвет Леонардо да Винчи в Милане. Тема: Повторение пройденных тем от романского искусства и готики до творчества Леонардо Да Винчи. Тема: Искусство счастливого равновесия разума и чувств. Рафаэль. Тема: Величайший скульптор возрождения - Микеланджело. Тема: Жизнерадостное восприятие мира в творчестве Тициана. Тема: Позднее возрождение. Нарядная и богатая Венеция в работах П.Веронезе. Тема: Трагизм эпохи и близость перемен в живописи Тинторетто. Тема: Реформация в искусстве Германии. Творчество А.Дюрера. Тема: Яркое отображение современной жизни в работах П. Брейгеля. Тема: Контрольный опрос по пройденным темам – от творчества Рафаэля до работ П. Брейгеля. Тема: Эпоха реформ в голландской школе. Рембрандт Ван Рейн. Тема: Бытовые полотна голландских мастеров. «Малые голландцы». Тема: Уникальный мастер Дельфта – Ян Вермер. Тема: Художник, ученый, дипломат Питер Пауль Рубенс. Тема: Бодегоны и портреты придворных Диего Веласкеса. Тема: Повторение пройденных тем визуальным рядом от Рембрандта до Веласкеса. Тема: Фантастический мир и реальность в искусстве Эль Греко. Тема: Гравюры и живопись Франсиско Гойи. Тема: Зарождение романтизма во французской живописи. Т.Жерико. Тема: Пафос борьбы за свободу в живописи Э.Делакруа. Тема: Основоположник революционного классицизма Жак Луи Давид. Тема: Идеологическая борьба в искусстве Франции. Эдуард Мане. Тема: Импрессионизм, выставка «независимых». Живопись К.Моне. Тема: Жизнеутверждающие темпы в искусстве О.Ренуара. Тема: Поиски выразительных средств Э.Дега. Тема: Новые художественные решения в скульптуре О.Родена. Тема: Воплощение цветовой сущности мира в творчестве П.Сезанна. Тема: Повторение пройденных тем от Эль Греко до П. Сезанна. |
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 4 класс
№ занятия | Кол-во часов | Содержание программы |
34 часа | Тема:Романское и готическое искусство Франции и Италии. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе. Тема: Италия. Искусство проторенессанса Джотто ди Бодоне. Утверждение реальной ценности человека.. Росписи капеллы дель Арена в г.Падуе. Тема:Скульптура Флоренции. Идеи гуманизма в творчестве Донателло. Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. «Св. Георгий», «Давид», рельеф «Благовещение». Тема:Живопись Флоренции в начале 15 в. Мозаччо. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы. Фрески, капеллы, Бранкаччи. Тема: Отражение общественных противоречий в творчестве Сандро Боттичелли. Утонченность, хрупкость образов художника. «Весна», «Рождение Венеры». Тема: Искусство высокого возрождения. Леонардо да Винчи. Значение художника, как ученого и мыслителя. Анатомическое изучение человека. «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Тема: Зрелость и творческий расцвет Леонардо да Винчи в Милане. Философская широта и композиционное решение темы «Тайной вечери». Тема: Повторение пройденных тем визуальным рядом. Тема: Искусство счастливого равновесия разума и чувств. Рафаэль. Значение творчества в развитии классического рисунка композиции и портрета. Росписи Ватиканского дворца, мадонны Рафаэля. Тема: Величайший скульптор возрождения - Микеланджело. Высокий гражданский пафос скульптур мастера. «Пьета», «Давид», «Рабы». Фресковый цикл Секстинской капеллы. Тема: Жизнерадостное восприятие мира в творчестве Тициана. Сохранение ренессансных идеалов. Роль Тициана в развитии портрета. Тема: Позднее возрождение. Нарядная и богатая Венеция в работах П.Веронезе. Образ толпы в живописи Веронезе. «Пир в доме Левия», «Брак в Кане». Тема: Трагизм эпохи и близость перемен в живописи Тинторетто. Широта гуманистических интересов. «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка» Тема: Реформация в искусстве Германии. Творчество А.Дюрера. Широта творческих интересов. Автопортреты, «Поклонение волхвов», Гравюры «Апокалипсис», «Блудный сын». Тема: Яркое отображение современной жизни в работах П. Брейгеля. Взаимоотношение личности и окружающей социальной среды, мира в его работах. «Пословицы», «Игры детей», «Времена года». Тема: Контрольный опрос по пройденным темам. Тема: Эпоха реформ в голландской школе. Рембрандт Ван Рейн. Духовная значительность и философ ская глубина искусства Рембранта. «Даная», автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор». Тема: Бытовые полотна голландских мастеров. «Малые голландцы». Жизнь простого человека предана с чертами добродушного юмора, любовью к мелочам. Адриан ван Остаде, Герард Терборх, Габриэль Метсю. Якоб ван Рейсдаль. Тема: Уникальный мастер Дельфта – Ян Вермер. Домашний мир, его тишина и уют в полотнах Вермера. «Девушка в тюрбане», « Астроном», «Географ». Тема: Художник, ученый, дипломат Питер Пауль Рубенс. Жизнеутверждающая сила творчества П. Рубенса. «Шубка». «Персея и Андромеда», «Союз Воды и Земли». Тема: Бодегоны и портреты придворных Диего Веласкеса. Композицционное и колористическое мастерство Веласкеса: «Менины», «Пряхи», «Сдача Бреды» Тема: Повторение пройденных тем визуальным рядом. Тема: Фантастический мир и реальность в искусстве Эль Греко. Трагический характер его образов. «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел», «Вид Толедо» Тема: Гравюры и живопись Франсиско Гойи. Реалистическая сущность и фантастическая форма офортов «Капричос».Живопись. Портрет королевской семьи, портрет сына. Тема: Зарождение романтизма во французской живописи. Т.Жерико. Эмоциональное напряжение, динамика, реалистическое обобщение в произведениях. «Офицер конных егерей» «Плот «Медузы». Тема: Пафос борьбы за свободу в живописи Э.Делакруа. Жанровое многообразие его творчества. «Свобода на баррикадах», Тема: Основоположник революционного классицизма Жак Луи Давид. Искусство революционного классицизма. «Смерть Марата». Тема: Идеологическая борьба в искусстве Франции. Эдуард Мане. Значение творчества Э.Мане в развитии реалистических тенденций. «Завтрак на траве», портрет Э.Золя, «Олимпия». Тема: Импрессионизм, выставка «независимых». Живопись К.Моне. Разработка пленэра и техники импрессионизма. «Бульвар капуцинок», серии картин «Руанский собор», «Стог сена». Тема: Жизнеутверждающие темпы в искусстве О.Ренуара. Обаяния образов созданных художником. Портрет Жанны Самари, «Завтрак гребцов», «Девушка с кнутиком», Тема: Поиски выразительных средств Э.Дега. Декоративность и выразительность композиций Э.Дега. «Скачки в Эпсоме», «Голубые танцовщицы». Тема: Новые художественные решения в скульптуре О.Родена. Патриотизм и гражданственность: «Граждане Кале». Философское осмысление действительности «Мыслитель». Тема: Воплощение цветовой сущности мира в творчестве П.Сезанна. Трактовка пространства и формы предметов в произведениях Сезанна. Значение цвета в моделировке формы. Тема: Повторение пройденных тем. |
Формы и виды контроля.