Сроки реализации программы

МКУК ЦБС Управления культуры Чесменского муниципального района

Березинская Павленковская Модельная библиотека

Творческая работа

На областной конкурс

На лучшее методическое издание

военно – патриотической тематики к 70-летию Великой Победы

«Им наша память – лучшая награда»

Программа патриотического воспитания для юношества

«Это была Великая война»

Челябинская область, Чесменский район,

П. Березинский, ул. Заречная, дом 4

Тел.: 8 (35169) 44-1-77

Тел. МКУК ЦБС 8(351 69) 2-17-04

e.mail : [email protected]

Заведующая библиотекой

Гребенщикова Наталья Владимировна

Введение

70 лет прошло со дня Великой Победы. Почти 70 лет наш народ живет в мире. Год от года всё меньше остаётся среди нас живых фронтовиков. Время не щадит поколения, которые принесли на алтарь Победы свои молодые годы, здоровье, саму жизнь. Но оно не властно над людской памятью, и сколько бы десятилетий ни минуло, после 1945 года, эта дата навсегда останется в нашей истории великим рубежом народного духа, подвига и самопожертвования.

Великая Отечественная. Героическая и трагическая, навечно останется в душах вышедшего из нее поколения, опаленного огнем и усвоившего ее военные и нравственные уроки. Сражения кончаются, а история вечна, но еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых - войны не проходят бесследно.

2. Основными целями программы являются:

1. Познакомить молодых пользователей с историей войны, которая сохранила множество фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших Родину;

2. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию юношества;

3. Приобщение подрастающего поколения к великим ценностям и традициям истории Челябинской области, Чесменского района, своего посёлка в годы Великой Отечественной войны;

4. Поиск, сбор и сохранение истории родного края в годы войны.

3. Основными задачами данной программы являются:

1. воспитывать любовь и уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной, готовность продолжить дело отцов и дедов, встав на защиту Родины;

2. выявить взгляды молодёжи на ужасы войны и причины её возникновения;

3. добиться осознанности тревоги перед любым конфликтом, который может привести к военным действиям;

4. побудить молодых людей к патриотической деятельности, к стремлению не разжигать войны, решать вопросы мирным путём, оберегать как старшее поколение, так и подрастающее, чувствовать ответственность за свою Родину.

Программа «Это была Великая война» разработана именно для юношества.

Содержание проблемы. Целевая группа

Возраст 15 – 18 лет, именуемый юностью, - промежуточный между детством и взрослостью. Это положение во многом определяет противоречивость юношеского возраста. Юноша уже не подросток, но ещё и не взрослый. В силу этого он, с одной стороны, стремится к автономии от взрослых, с другой – тяготеет к общению с ними, пытается осознать своё место во взрослом мире.

Юность называют завершающим этапом первичной социализации: заканчивается обучение в средней школе, осуществляется выбор профессии, человек самореализуется в коллективе, готовится к семейной жизни, получает паспорт и права гражданства. Принимаемые в эти годы решения способны повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Юношеские эмоции более тесно, чем у подростка, связаны с самосознанием: открытием «я». Кто я в этом мире, чем я похож, или непохож на других – главные вопросы, решаемые в ранней юности. Вместе с ростом самосознания возрастает потребность в общении и одновременно в уединении. Нередко происходит кризис идентичности – осознание своей неадекватности другим. Важную роль в юношеском самосознании играет самоуважение. Низкий уровень самоуважения предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности: такой человек часто страдает от одиночества. Сосредоточенность на самом себе создаёт коммуникативные трудности, тормозит социальную активность. Следовательно, необходима индивидуальная библиотечная работа с юношеством. Библиотекарь должен тактично с помощью книги помогать преодолевать подростку психологические трудности и противоречия.

Одной из самых важных потребностей в этом возрасте становится потребность в освобождении от контроля и оценки родителей и старших вообще. Наибольшая автономия наблюдается в сфере досуга, развлечений. Попытки библиотеки стать местом проведения досуга юношества часто безуспешны. Молодёжь хочет собираться там, где чувствует себя хозяином, где общение основано на паритетных началах. Круг интересов старшеклассников все больше выходит за рамки учёбы. Успеваемость в эти годы не всегда свидетельствует о развитии личности.

Одна из главных тенденций юношества – переориентация общения со взрослых на ровесников. В общении со сверстниками они ищут то, что не получают от взрослых: эмоциональное тепло, признание собственной значительности, спонтанность. Отстаивая свою независимость, старшеклассники часто некритичны по отношению к себе и к своим лидерам. Неокрепшее «я» нуждается в сильном «мы», которое противопоставляется каким-то «они». Возникают аутсайдеры, рождается почва для их унижения.

Центрами притяжения для юношества стали неформальные группы, среди которых подростковые клубы или объединения по интересам. Они добровольные. Во главе нередко стоят интересные люди. Поиски контактов с молодёжными объединениями, попытка придать увлечениям старшеклассников верную социальную направленность, организовать межчитательское общение – всё это становится насущной задачей библиотеки, работающей с юношеством.

Одна из проблем юности – проблема дружбы, являющейся главной ценностью. В этот период происходит формирование жизненных планов. У многих ребят желание преуспеть в жизни не сочетается с психологической готовностью к более сложному квалифицированному труду. Существенные факторы профессионального самоопределения – уровень информированности молодого человека, как о профессиях, так и о самом себе. Задача библиотеки познакомить старшеклассников с кругом профессий, условиями труда, помочь осознать своё призвание.

Именно в юношеском возрасте появляются взрослые взгляды на жизнь, происходит переосмысление прошлого. Раскрывая военную тему у молодёжи воспитывается чувство ответственности за будущее страны, уважение к своему народу, к своей истории. Тема войны актуальна для патриотического воспитания молодёжи. В какое бы время ни жил человек, оно обязательно будет отличаться от предыдущего. Оно совсем не может быть похожим на далёкое, и даже близкое будущее. Краеведение, так или иначе, пронизывает все направления библиотечной деятельности с подрастающим поколением. Надо знать местных героев Отечественной, Афганской, Чеченской войн.

Формы работы

В программу включены различные формы массовой работы с юношеством: книжная выставки, библиотечные уроки, беседа, литературно-познавательные часы, поэтический вечер, встречи, познавательный час и литературно-музыкальная композиция с использованием электронной презентации.

Сроки реализации программы

Программа по патриотическому воспитанию юношества «Это была Великая война» рассчитана на два года и предназначена как для специалистов библиотек, работающих с юношеством, так и для преподавателей школ, училищ, колледжей и др. Для реализации данного проекта, требуется тщательное изучение материала, подготовка по каждому мероприятию и своевременное проведение.

Организационный этап

№ п/п Название Сроки Ответственные Результаты
1. Разработка программы «Это была Великая война» Январь 2014 Зав. библиотекой Определение приоритетов для дальнейшей работы
2. Взаимодействие с социальными партнерами по реализации программы В течение всего срока действия программы Коллектив библиотеки Комплексный подход к освещению темы Великой Отечественной войны

2. Система программных мероприятий «Это была Великая война»

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Цель Наполнение Сроки исполнения
«Это была Великая война» Книжная выставка Донести до пользователей библиотеки и жителей поселка достоверную информацию о Великой Отечественной войне, о знаменитых южноуральцах – героях ВОв, о детях на войне, о земляках-березинцах, воевавших на фронте Документальная, художественная литература, цитаты М.Львова, В.Батурина В течения действия программы
Цикл мероприятий: «Дни воинской славы» Библиотечные уроки Рассказать о важнейших сражениях ВОВ; рассказать о ветеранах - березинцах, принимавших участие в этих сражениях Книжные выставка, слайды военной хроники; выставка фото из семейного альбома; музыкальное оформление В течения срока действия программы
«У войны не женское лицо» Беседа Донести до юношей и девушек правду жизни в годы ВОВ, доказать, что женщина и война – понятия не совместимые Прочтение книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо» Март 2014, Март 2015  
«Есть мужество, доступное немногим» Литературно-познавательный час Познакомить с творчеством М.Львова о Великой Отечественной войне Книжная выставка, чтение стихов, слайды военной хроники   Февраль - Март 2015
«Стихи о мужестве писать – железо молотом ковать» Литературно-познавательный час Познакомить с творчеством Л.Татьяничевой о Великой Отечественной войне Книжная выставка, чтение стихов, слайды, музыкальное оформление   Апрель – май 2015
«Испытанные болью огневой»   Поэтический вечер Познакомить с творчеством поэтов, погибших в годы ВОВ Музыкальное оформление, книжная выставка, слайды хроники войны.   май 2015
«Застыли на курганах обелиски» Электронная презентация Познакомить молодое поколение и рассказать об истории возникновения памятников павшим героям в Великую Отечественную войну, о знаменитых памятниках, находящихся во всем мире, о памятниках, находящихся на территории Челябинской области.   Электронная презентация   Апрель – май 2014; Сентябрь – октябрь 2015
«Военной песни негасимый свет» Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников Познакомить с песнями Великой Отечественной войны; пробудить чувство гордости за российский народ, переживавший все тяготы войны с песней на устах Электронная презентация: фото, стихи, песни военных лет Сентябрь 2014 Июнь 2015

Наши рекомендации