Возрастные ограничения и сроки реализации авторской программы.

Данная программа по истории искусств рассчитана на учащихся основного отделения школы в возрасте 11-14 лет (1-4 классы).

Формы и организационные методы занятий.

Основная форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. В авторской программе инициируются следующие формы проведения занятий: беседа; вернисаж; обсуждение; ситуативная игра; коллективный проект; мастер-класс; наблюдение; практическое занятие; размышление; творческая мастерская; совместный просмотр; экскурсия и др.

По способу организации занятий применяются следующие методы обучения:

-словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.);

-наглядные (показ приемов исполнения, видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение);

-практические (практические занятия).

По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы обучения, как:

-объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация);

-репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий);

-частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);

-исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания).

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.

Дидактические результаты:

1.Сформирован устойчивый интерес учащихся к занятиям изобразительной деятельностью, характеризующийся положительным эмоциональным подъемом и соответствующим качеством обучения.

Воспитательные результаты:

1.Расширена базовая культура личности и подготовлена почва для дальнейшего динамичного формирования определенных социально значимых качеств ребенка - гражданственности, патриотизма, ответственности и толерантности.

2.Привиты азы нравственной культуры и общепринятых норм человеческой морали с формированием основ эстетической культуры.

3.Активизировано позитивное взаимодействие ребенка со сверстника-

ми и взрослыми, отражающееся в его поведенческих функциях.

4.Нивелированы случаи асоциального поведения учащихся.

Развивающие результаты.

1.Дан толчок к формированию некоторых устойчивых подструктур самосознания и развитию самопознания личности путем организации образовательной деятельности нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.

2.Оказана определенная помощь учащимся в самоопределении, самореализации и самоутверждении личности, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения истории искусств.

3.Запущен процесс формирования у детей валеологических представлений о здоровом образе жизни.

4.Раскрыты творческие способности учащихся, отражающиеся в продуктах их изобразительной деятельности.

Способы определения результативности.

В целях диагностики уровня овладения учащимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результативности:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Педагогический анализ – результатов тестирования, просмотров работ учащихся, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятии и т.п.

3.Педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты; диагностика личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета, введение 10-бальной оценочной системы и др.

3.Учебно-тематический план по программе ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.

Класс

№ п/п Кол-во часов Название тем
1. 2.   3.   4.   5.   6.   7.   8. 9. 10.   11. 12.   13. 14.   15.       17. 18. 19.   20.   22.     23.   24. 25.   26.   27. 28.                                                               34 часа   Тема:Вводная беседа о беседах и терминах. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Тема:Живопись, ее технические и изобразительные средства. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и     распространение. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Тема: Гравюра ее технологии и значение Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности Тема: Народное искусство, ее широта и образность Тема:Декоративно-прикладное искусство, его многообразие Тема: Архитектура, ее исторические стили Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко Тема: Контрольная работа по пройденным темам: от видов творческой деятельности до истории Краснодарского художественного музея. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Тема:Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Тема: «Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства первобытного общества до искусства Амарны. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Тема: Повторение пройденного материала: от искусства древней Греции до искусства эллинизма. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона.     Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Тема: Повторение пройденного материала: от архитектуры Древнего Рима до мозаик Равенны.  

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 1 класс



№ занятия Кол-во часов Содержание программы
  1.   2.     3.   4.     5.   6.   7.   8.   9.   10.   11.     12.     13.     14.     15. 16.   17.     18.   19.   20.       23.         26.     27.           30.                                                                                                                 34 часа     Тема: Вводная беседа о беседах и терминах. Что такое искусство. Способ освоения , познания действительности человеком. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Термины в искусстве. Тема: Виды творческой деятельности человека, изобразительная деятельность. Искусство составная часть культурного наследия человечества. Умение работать с книгой по искусству. Тема: Живопись, ее технические и изобразительные средства. История создания красок. Колорит как основа выразительности картины. Тема: Графика, ее технические и изобразительные средства. История создания карандаша. Самый массовый вид изобразительного искусства. Тема: Жанры в искусстве, их появление и распространение. Понятие жанра. Распространение жанров в Европе 16 в. Тема: Виды жанров – отображение многообразия жизни человека. Портрет, бытовой жанр, исторический, пейзаж, натюрморт, религиозный. Тема: Контрольная работа. Термины в рисунке и живописи. Колорит, фактура, оттенок, ракурс, оригинал, копия, рефлекс. Тема: Гравюра ее технологии и значение. История появления гравюры. Широкое распространение гравюры из Японии в страны Европы. Тема: Многообразие видов гравюр, их особенности. Ксилография, линогравюра, литография, офорт. Тема: Скульптура, ее виды и изобразительные возможности. Круглая скульптура, рельеф. Монументальная и станковая скульптура. Тема: Народное искусство, ее широта и образность Практическая ценность народного искусства. Орнамент в искусстве. Тема: Декоративно-прикладное искусство, его многообразие. Сохранение народных промыслов и их традиций. Профессия дизайнер и ее роль в современной жизни. Тема: Архитектура, ее исторические стили. Связь архитектуры с развитием человеческого общества. Градостроительство. Тема: История Краснодарского художественного музея им. Ф.Коваленко. Биография Ф.Коваленко. История здания музея. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Искусство первобытного общества. Пещерные росписи. Тема: Искусство первобытного общества. Мегалитическая архитектура. Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека, отражение в произведениях первобытного искусства. Памятники первобытной культуры на территории РФ, Европы и Африки. Наскальные изображения и пещерные росписи. Мегалитические сооружения: менгиры; дольмены; кромлехи. Тема: Искусство Древнего Египта. Загадки пирамид. Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Географические и исторические условия в которых развивалось древнеегипетское искусство. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида скальная гробница. Тема: Живопись Древнего Египта. Каноны изображения человека. Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта; плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур. Тема: Храмовая архитектура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта и сила ее. воздействия. Основнаые принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоне, Абу-Симбеле. Тема: Революционные преобразования в искусстве Амарны. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Архаичное искусство Древней Греции. Вазопись. Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты. Тема: Комплекс Афинского Акрополя. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение акрополя в жизни Афин. Тема: Скульптура высокой классики. Мирон, Фидий Поликлет Эволюция древнегреческой скульптуры. Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Создание гармоничного прекрасного образа свободного человека Мирон-«Дискобол», Поликлет «Дорифор». Тема: Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп. Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас –«Менада», Пракситель –«Гермес с Дионисом», Лисипп- «Апоксиомен», Тема: Искусство эллинизма. Богатство Александрии. Эллинизм. Возрождение монуметального героического искусства : «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: Агесандр (?) – «Афродита Милосская». Тема: Повторение пройденных тем. Сравнение двух культур. Тема: Архитектура Древнего Рима. Изобретение бетона. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки виадуки Триумфальные арки, театры, амфитеатры) Тема: Форумы – гигантские проекты римских императоров. Тема: Скульптура Древнего Рима. Реализм изображений. Эволюция древнеримского портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков) Тема: Искусство Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира. Храм св. Софии (конструкция, интерьера). Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Тема: Мозаики Равенны. Смальта, ее уникальность. Великолепные мозаичные ансамбли Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Тема: Повторение и закрепление знаний по пройденным темам.  

Учебно-тематический план по программе История искусств

Класс

№ п/п Кол-во часов Название тем
  1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.   8.   9.   10.   11.   12. 13.   14.     15.   16.   17.   18.   19.   20.     21.   22.     23.   24.   25.   26.   27.     28.   29.                                                                                               34 часа   Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Тема: г.Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Тема: Повторение тем в сравнении двух архитектурных школ. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Тема: Здания и сооружения Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина.   Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Тема: Повторение пройденного материала: от строительства Петербурга до архитектуры Ф. Растрелли. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Тема: Повторение пройденного материала: от русской скульптуры конца 18 в. до творчества Д. Левицкого. Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Тема: Повторение пройденного материала от архитектуры Москвы до русской скульптуры 18.в. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв.    

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 2 класс

№ занятия Кол-во часов Содержание программы
1.     2.     3.     4.     5.     6.   7.   8.     9.   10.     11.     13.   14.   15.     16.   17.     18.     19.   20.     21.   22. 23.   24.     25.   26.   28.   29.                                                                                                       34 часа   Тема: Искусство древней Руси, его тесная связь с традициями Византии. Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в Древней Руси. Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией. Тема: Архитектура Киевской Руси XI в. Храм Св.Софии в Киеве. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София-символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии-главного собора Киевской Руси. Тема: Архитектура Владимир – Суздальского княжества. Золотые ворота. Феодальная раздробленность Древней Руси в 12в.Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Тема: г. Владимир. Успенский собор, церковь Покрова на речке Нерли. Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора . Тема: Архитектура Новгорода. Храм св. Софии, церковь Спаса на Нередице. Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолнного храма. Церко Спаса на Нередице. Тема: Иконописные традиции Руси. Технология и каноны иконы. Фрески Спаса на Нередице. Своеобразие новгородской школ иконописи. Тема: Повторение тем. Сравнение двух архитектурных школ.. Тема: Живопись Феофана Грека – традиции Византийской школы. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения –шедевр средневекой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность образов Ф.Грека     Тема: Монументальная и станковая живопись А.Рублева. «Троица». Значение творчества А.Рублева для древнерусской живописи. Мир душевного согласия и взаимной любви – мир произведений Рублева. Совершенство композиции и цветового строя «Троицы» Тема: Основание Юрием Долгоруким Москвы. История крепости. Завершение образования единого централизованного государства.Возникновение Тема: здания и сооружение Ивановской площади Московского кремля. Тема: Деревянное зодчество Руси. Особенности русского деревянного зодчества. Церкви: Никольская Панилове, Покрова в Филях Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца 17 века. Тема: Архитектурный музей – заповедник «Кижи» Комплекс деревянных сооружений на острове Кижи. Тема: Парсуны С.Ушакова. Рождение русской светской живописи Новый характер изображения в иконах 17 в. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи 17 в. Тема: Повторение пройденного материала: от живописи Феофана Грека до парсуны С.Ушакова. Тема: Экскурсия в Краснодарский художественный музей им. Ф. Коваленко. Тема: Строительство Петербурга по генплану Леблона. Историческое значение реформ Петра 1, ускоривший переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к     светской культуры и науке. Петербург первый в России город построенный по предварительному плану. Цельность архитектурного облика Петербурга. Тема: Архитектурные проекты Д.Трезини. Типовое строительство. Работы иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Д.Трезини. Тема: Скульптура барокко XVIII в. творчество Б.-К.Растрелли. Развитие реалистического портрета в русской скульптуре. Образ Петра 1 в творчестве Б.К.Растрелли. Национальное своеобразие русского барокко. Тема: Традиции классицизма в работах Ф.И.Шубина. Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И.Шубина – мастера реалистического скульптурного портрета. Портреты М.Ломоносова, А.М.Голицына, Павла 1, неизвестного Тема: Дворцовые ансамбли Петербурга. Ф.-Б.Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Творчество Ф.Б.Растрелли - расцвет русского барокко. Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Скульптура конца XVIII в. Фальконе памятник Петру I. Возвышенный пафос русской скульптуры 18 в. Как отражение торжества человеческого разума, нравственного человеческого достоинства. Памятник Петру 1 Э.Фальконе, раскрывающий не только образ самого Петра, но и смысл его деятельности, его роли в исторической судьбе России. Тема: Развитие русской портретной школы А.Антропов, И.Аргунов. Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в.- проявление     влияния к личности, внутреннему миру человека: творчество В.Антропова, И Аргунова Тема: Новаторский характер творчества Ф.Рокотова. Новое представление о человеческой личности. Портрет Струйского, Майкова. Тема: Парадный портрет в русском искусстве. Д.Г.Левицкий. Сочетание в портретах торжественности с бытовыми мотивами. Легкость в передаче фактуры материала. Портреты : «Смолянок», Екатерины, Кокоринова. Тема: Повторение пройденного материала Тема: Строители Москвы конца XVIII в. В.Баженов, М.Казаков, И.Старов. Торжество гармонии и разума в классических постройках русских архитекторов. «Пашков дом», здание Сената, Таврический дворец. Тема: Жанр сентиментального портрета. В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II, портреты Арсеньевой И Лопухиной. Тема: Архитектура классицизма начала XIX в. А.Воронихин, А. Захаров. Казанский собор, Адмиралтейство – высшее достижение русского классицизма. Тема: Рождение русского пейзажа начала XIX в. С.Щедрин. Творчество С.Ф.Щедрина –сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра. Тема: Скульптура конца XVIII в. Ф.Гордеев, М.Козловский. Патриотический пафос монументальных скульптур «Памятник А.В.Суворову», «Самсон». Тема: Повторение пройденного материала. Тема: Экскурсия в художественный музей им. Ф.Коваленко. Зал живописи 18-19 вв.  

Учебно-тематический план по программе История искусств

Класс

№ п/п Кол-во часов Наименование тем
  1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.   8.   9.   10.   11.     12.   13.   14.   15.   16.   17.   18.   19.   20.   21.   22.     23.   24.     25.   26. 27.   28.   29.     30.   31.   32.   33.     34.   1.                                                                               34 часа   Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Тема: Контрольная работа по пяти пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Тема: Повторение пройденного материала от сатиры в русском искусстве до творчества И. Крамского через визуальный ряд Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Тема: Народ - подлинный герой русской истории. В.Суриков. Тема: Мощь всесокрушающей стихии моря в живописи И.Айвазовского Тема: Яркая поэтичность народных образов В.И.Васнецова. Тема: Повторение тем от бытового жанра в русской живописи до творчества В.Васнецова визуальным рядом репродукций. Тема: Скульптор – реалист XIX в. М.М.Антакольский. Тема: Национальная неповторимость патриархального быта в картинах Б.Кустодиева. Тема: Эпический пейзаж в творчестве И.Левитана. Тема: Многогранное творчество В.А.Серова. Тема: Мастер русского пейзажа и натюрморта И.Э.Грабарь. Тема: Поэт народно – патриархальной России – М.В.Нестеров. Тема: Повторение пройденных тем: от скульптуры М. Антоколского до творчества М. Нестерова. Тема: Художественный синтез в творчестве М.Врубеля. Тема: «Мир искусств» - эстетическое движение в русском искусстве. К.Сомов. Тема: Графические работы Е.Лансере, И.Билибина. Тема: Крестьянская тема в монументальных работах Малявина. «Бабы», «Смех». Тема: Повторение пройденных тем от творчества М. Врубеля до работ Малявина.    

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 3 класс

№ занятия Кол-во часов Содержание программы
                                                                                                                                                                                        34 часа   Тема: Романтический портрет в русском искусстве. В.Тропинин. Развитие романтического портрета в русской живописи. Творчество В.Тропинина . Его роль в формировании московской школы живописи. Тема: Рождение бытового жанра в творчестве А.Т.Венецианова. Национальность и демократичность живописи. «Гумно», «Весна. На пашне». «На жатве. Лето». Тема: Развитие исторического жанра в творчестве К.Брюллова. Время формирования принципов реалистического искусства. «Последний день Помпеи», «Всадница». Тема: Пленэр в работе А.Иванова «Явление Христа народу». Первые работы русского художника на пленэре. «Ветка», «Мальчики среди пейзажа». Цикл акварелей на библейский сюжет. Тема: О.А.Кипренский – автор портретов о герое Отечественной войны 1812г. Портреты Ростопчиной, Швальбе, Пушкина. Тема: Контрольная работа по пройденным темам. Тема: Сатира в русском искусстве в работах П.Федотова. Изображение повседневной жизни ее драматической сути, социальных конфликтов в искусстве мастера. «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Тема: Критический реализм в искусстве В.Г.Перова. Главный принцип нового направления в искусстве демократическая идейность, правдивость изображение жизни. «Проповедь в селе», «Проводы покойника», портреты Достоевского, Тургенева, Даля. Тема: Создание товарищества передвижных художественных выставок. Организация товариществом 48 выставок в городах России. Помощь молодым талантливым художникам. Создание монументальных, эпических полотен на   историческую тему. Тема: Борьба за реализм в искусстве. И.Н.Крамской. Философское осмысление явлений жизни. «Христос в пустыне», «Неутешное горе», портреты Л.Толстого, Некрасова, Третьякова. Тема: Повторение материала через визуальный ряд. Тема: Развитие бытового жанра. В.Максимов, В.Маковский. Появление в искусстве интереса к крестьянской теме. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Свидание» « На бульваре». Тема: Творчество «передвижников». К.Савицкий, Г.Мясоедов. Создание образа пролетария в многофигурных композициях. «Ремонтные работы на железной работе», «Земство обедает» Тема: Развитие пейзажа в русском искусстве И.Шишкин, А.Саврасов. Появление национального и лирического пейзажей в русском искусстве. «Грачи прилетели», «Лесная глушь», «Рожь». Тема: Многообразие жанра пейзажа в творчестве А.Куинджи и Ф.Васильева. Развитие лирического пейзажа. «Оттепель», «После грозы». Тема: Поиски идеала нравственности и добра в творчестве Н.Ге. Выявление конфликта прогрессивных и реакционных исторических сил в картине Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея». Тема: Героика народного образа в полотнах И.Репина. Великий русский художник-реалист. «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Портреты Толстого.П.Стрепетовой. «Протодьякон». Тема: Художник-воин, демократ и патриот – В.Верещагин. Антивоенный, обличительный характер картин художника. «Апофеоз войны», «Смертельно раненый». Тема:Народ - подлинный герой русской истории. В.Суриков. Новое понимание исторического процесса. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». Тема: Мощь всесокрушающей стихии моря в живописи И.Айвазовского Романтизм в произведениях художника. «Девятый вал», «Вид Константинополя», «Буря». Тема: Яркая поэтичность народных образов В.И.Васнецова. Былинно-сказочный характер полотен художника. «Аленушка», «Богатыри». Тема: Повторение тем визуальным рядом репродукций Тема: Скульптор – реалист XIX в. М.М.Антакольский. Развитие передвижниками реалистических направлений в искусстве «Сократ», «Иван Грозный», «Нестор-летописец». Тема: Национальная неповторимость патриархального быта в картинах Б.Кустодиева. Полотна «Купчиха», портрет Ф.Шаляпина, «Масленица». Тема: Эпический пейзаж в творчестве И.Левитана. Вершина развития русского национального пейзажа. «Березовая роща», «Март», «Владимирка». Тема: Многогранное творчество В.А.Серова. Колористическое мастерство и новаторство живописных приемов в его работах. «Девочка с персиками», портреты М.Ермоловой, М.Горького и др. Тема: Мастер русского пейзажа и натюрморта И.Э.Грабарь. «Февральская лазурь», «Иней», натюрморт с хризантемами Тема: Поэт народно – патриархальной России – М.В.Нестеров. Создание галереи портретов советской интеллигенции. Тема: Повторение пройденных тем. Тема: Художественный синтез в творчестве М.Врубеля. Фантастические образы. «Демон», «Царевна -Лебедь», «Пан». Тема: «Мир искусств» - эстетическое движение в русском искусстве. К.Сомов. Поиск композиционных приемов и декоративность в искусстве художника. Портрет отца. Тема: Графические работы Е.Лансере, И.Билибина. Повышение интереса к книжной графике. Разработки сценографии и костюмов. Тема: Крестьянская тема в монументальных работах Малявина. «Бабы», «Смех». Тема: Повторение пройденных тем.    

Учебно-тематический план по программе История искусств

Класс

№ п/п Кол-во часов Наименование тем
                                                                                                                                                          34 часа     Тема: Романское и готическое искусство Франции и Италии. Тема: Италия. Искусство проторенессанса Джотто ди Бодоне. Тема: Скульптура Флоренции. Идеи гуманизма в творчестве Донателло. Тема: Живопись Флоренции в начале 15 в. Мозаччо. Тема: Отражение общественных     противоречий в творчестве Сандро Боттичелли. Тема: Искусство высокого возрождения. Леонардо да Винчи. Тема: Зрелость и творческий расцвет Леонардо да Винчи в Милане. Тема: Повторение пройденных тем от романского искусства и готики до творчества Леонардо Да Винчи. Тема: Искусство счастливого равновесия разума и чувств. Рафаэль. Тема: Величайший скульптор возрождения - Микеланджело. Тема: Жизнерадостное восприятие мира в творчестве Тициана. Тема: Позднее возрождение. Нарядная и богатая Венеция в работах П.Веронезе. Тема: Трагизм эпохи и близость перемен в живописи Тинторетто. Тема: Реформация в искусстве Германии. Творчество А.Дюрера. Тема: Яркое отображение современной жизни в работах П. Брейгеля. Тема: Контрольный опрос по пройденным темам – от творчества Рафаэля до работ П. Брейгеля. Тема: Эпоха реформ в голландской школе. Рембрандт Ван Рейн. Тема: Бытовые полотна голландских мастеров. «Малые голландцы». Тема: Уникальный мастер Дельфта – Ян Вермер. Тема: Художник, ученый, дипломат Питер Пауль Рубенс. Тема: Бодегоны и портреты придворных Диего Веласкеса. Тема: Повторение пройденных тем визуальным рядом от Рембрандта до Веласкеса. Тема: Фантастический мир и реальность в искусстве Эль Греко. Тема: Гравюры и живопись Франсиско Гойи.     Тема: Зарождение романтизма во французской живописи. Т.Жерико. Тема: Пафос борьбы за свободу в живописи Э.Делакруа. Тема: Основоположник революционного классицизма Жак Луи Давид. Тема: Идеологическая борьба в искусстве Франции. Эдуард Мане. Тема: Импрессионизм, выставка «независимых». Живопись К.Моне. Тема: Жизнеутверждающие темпы в искусстве О.Ренуара. Тема: Поиски выразительных средств Э.Дега. Тема: Новые художественные решения в скульптуре О.Родена. Тема: Воплощение цветовой сущности мира в творчестве П.Сезанна. Тема: Повторение пройденных тем от Эль Греко до П. Сезанна.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, 4 класс

№ занятия Кол-во часов Содержание программы
                                                                                                                                                                                      34 часа   Тема:Романское и готическое искусство Франции и Италии. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе. Тема: Италия. Искусство проторенессанса Джотто ди Бодоне. Утверждение реальной ценности человека.. Росписи капеллы дель Арена в г.Падуе. Тема:Скульптура Флоренции. Идеи гуманизма в творчестве Донателло. Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. «Св. Георгий», «Давид», рельеф «Благовещение». Тема:Живопись Флоренции в начале 15 в. Мозаччо. Овладение средствами линейной и    

Наши рекомендации