Основные положения статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приведены в Приложении 1.

2.2 Организационная характеристика НЧОУ ВО «НИЭУП»

Объектом изучения в данной работе является Некоммерческоечастное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Невинномысский институт экономики, управления и права». Институт был поставлен на учет инспекцией МНС России по городу Невинномысску Ставропольского края 10.09.1997 года. В июле 1997 года была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Учредительным документом, на основании которого НЧОУ ВО «НИЭУП» поставлен на учет в налоговой инспекции является Устав.

Согласно Уставу, Некоммерческая организация в форме негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский институт экономики, управления и права» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Статус института – негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

В институте реализуются типы и виды образовательных программ, относящиеся к программам высшего профессионального образования.

Лицензией и свидетельством о государственной аккредитации НЧОУ ВО «Невинномысский институт экономики, управления и права» признан образовательным учреждением, имеющим право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по очной и заочной формам обучения.

С 2001 года институт проводит учебную деятельность в семиэтажном здании.

Все помещения соответствуют предъявляемым к ним требованиям и разрешены Роспотребнадзором и Госпожнадзором для ведения образовательной деятельности.

Видами деятельности института являются:

- образовательная деятельность по реализации программ высшего профессионального образования;

- информационно – консультационная деятельность, связанная с реализацией основной цели института;

- научно – исследовательская, информационно – аналитическая и внедренческая деятельность, связанная с реализацией основной цели института;

- издание учебных, учебно-методических, научно-методических материалов, журналов, книг, монографий, бюллетеней, справочников, информационно – рекламных материалов и другой печатной продукции, связанное с реализацией основной цели института;

- воспитательная деятельность;

-внешнеэкономическая деятельность, связанная с реализацией основной цели института;

- иная образовательная деятельность.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» НЧОУ ВО «НИЭУП» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых он был создан. Институт также может осуществлять другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Следует также отметить, что главной и определяющей особенностью некоммерческих организаций является то, что их уставная деятельность не имеет цели - извлечение прибыли. Это вытекает из сущности и определения некоммерческих организаций, установленных ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Уставная деятельность некоммерческих организаций не связана с выпуском продукции, ибо это означало бы ведение предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Институт обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией понимается степень самоуправления, которая необходима высшему учебному заведению для эффективного принятия решения в отношении своей уставной деятельности. Управление институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом института, на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

К компетенции учредителя относится:

-изменение Устава института;

-определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества института;

-образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;

-реорганизация и ликвидация института;

-создание филиалов и открытие представительств;

-участие в других организациях.

В институте по решению учредителя формируются органы управления, состоящие из постоянно действующего коллегиального органа управления институтом – Ученого совета, и исполнительного органа института, которым является ректор института.

Непосредственное управление институтом осуществляет ректор. Ректор в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет должностные обязанности работников института. Также в его компетенцию входит решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления институтом.

Ректор НЧОУ ВО «НИЭУП» формирует организационную структуру института, в которой предусмотрены факультеты, кафедры и другие подразделения в соответствии с потребностями образовательной деятельности.

НЧОУ ВО «НИЭУП» имеет имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

НЧОУ ВО «НИЭУП» считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Институт создается без ограничения срока деятельности.

НЧОУ ВО «НИЭУП» имеет круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки, другие средства визуальной идентификации.

Институт вправе в установленном порядке открывать счета в банковских учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Институт имеет региональное представительство в г. Сальске Ростовской области.

Ликвидация НОУ ВПО «НИЭУП» может осуществляться:

- по решению учредителя;

-по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

В случае ликвидации или реорганизации института ректор и учредитель предпринимают необходимые меры для завершения обучения студентов.

Бухгалтерский и налоговый учет в НЧОУ ВО «НИЭУП» ведется бухгалтерией. В соответствии со штатным расписанием института бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, в подчинении которого находится два бухгалтера и главный экономист. Главный бухгалтер в ходе своей профессиональной деятельности руководствуется должностной инструкцией, в которой указываются основные функции, обязанности, права, ответственность главного бухгалтера. Обязанности остальных бухгалтеров распределяются следующим образом. Старший бухгалтер ведет учет текущих операций, начисляет заработную плату, ведет счета по учету денежных средств, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, с разными дебиторами и кредиторами. В штате предусмотрена должность бухгалтера, в обязанности которого входит работа, со студентами состоящая в разъяснении студентам порядка оплаты за обучение, составление списков задолжников на первое число каждого месяца, расчет сумм задолженности перед институтом, обработка банковских выписок, операции с подотчетными лицами.

В НЧОУ ВО «НИЭУП» используется автоматизированная форма бухгалтерского учета с использованием следующих программных продуктов:

- «1С Предприятие» (версия 8.2.)- для ведения основных операций по бухгалтерскому учету.

- « 1С Заработная плата и кадры» - для расчетов заработной платы, учета кадров.

- «Банк- Клиент» - для отправки платежных поручений в банк посредством электронной почты.

- «Гарант».

- Пакет прикладных программ «Microsoft Office» и прочие программные продукты, облегчающие работу бухгалтеров и экономящие их время.

2.3 Характеристика организации учебного процесса в НЧОУ ВО «НИЭУП»

Образовательные программы разных уровней осваиваются в Институте в различных формах (очной, очно-заочной (вечерней), заочной), отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися.

Допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе соединения обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Институт устанавливает продолжительность обучения на каждом этапе обучения, руководствуясь государственными образовательными стандартами и законодательством Российской Федерации.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

1) для получения квалификации (степени) «бакалавр» - четыре года;

2) для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет;

3) для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.

Указанные сроки для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации программ бакалавриата или подготовки специалиста могут увеличиваться на один год (до одного года), а по программе магистратуры до пяти месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого совета Института.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Решение об обучении лиц по указанным программам принимает Ученый совет Института.

Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

Обучение лиц, принятых для обучения до 31.12.2010 г. включительно, по программам соответствующих ступеней ВПО, в том числе по сокращенным и ускоренным программам, осуществляется до истечения нормативных сроков освоения данных образовательных программ лицами для такого обучения.

Организация учебного процесса в Институте по каждой образовательной программе высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, графиком учебного процесса и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются Институтом самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и (или) государственного образовательного стандарта, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также на основе примерных образовательных программ, учебных планов по специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, программ дисциплин. При этом базисный учебный план и примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.

В Институте учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретной специальности или направлению подготовки высшего профессионального образования.

Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Одно занятие включает, как правило, два академических часа. Перерыв между учебными занятиями составляет не менее десяти минут. Режим занятий устанавливается учебными планами, графиком учебного процесса и расписанием занятий, утверждаемыми ректором Института и Положением об организации учебного процесса в Институте.

В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Ученый совет Института вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

Учебные занятия в Институте проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, деловых игр, других форм активного обучения, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломного проекта или работы, аттестационной работы, магистерской диссертации). Институт может устанавливать другие виды учебных занятий.

Институт путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, создает условия для освоения образовательных программ в соответствии с лицензией.

Запрещается использование по отношению к обучающимся антигуманных, а также опасных для их жизни или здоровья методов обучения.

Институт оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов. При промежуточной аттестации выставляются следующие оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено». В ходе текущего контроля и промежуточных аттестаций, кроме вышеуказанных оценок, используются «неудовлетворительно», «не зачтено». Сроки и порядок проведения аттестаций определяются учебными планами, положением об организации учебного процесса, приказами ректора Института. Результаты аттестаций оформляются отдельными ведомостями.

Итоговая аттестация обучающегося Института является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая аттестация обучающегося после получения Институтом государственной аккредитации по программам высшего профессионального образования осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

После прохождения обучающимся итоговой аттестации ему по личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

2.4 Организация учебной работы в НЧОУ ВО «НИЭУП»

Организация учебного процесса по каждой специальности и направлению до введения основных профессиональных образовательных программ осуществляется по разработанным рабочим учебным планам и в соответствие с графиком учебного процесса.

По вновь вводимым специальностям и направлениям рабочие учебные планы разрабатываются соответствующими факультетами на основе типовых (примерных) учебных планов специальности и направления в рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Вновь разработанные учебные планы проходят установленную в институте процедуру согласования и утверждения при непосредственном контроле со стороны учебного отдела (УО).

Ежегодно деканатами факультетов составляются выписки из рабочих учебных планов и не позднее 1 марта представляются в учебный отдел института для составления расписания занятий и планирования учебной нагрузки кафедр на следующий учебный год.

Ответственность за своевременность представления выписок и их соответствие рабочим учебным планам возлагается непосредственно на деканов факультетов.

На основании графиков учебного процесса по каждой специальности и направлению, представляемых факультетами, УО института не позднее 10 марта текущего учебного года составляет единый график учебного процесса на следующий учебный год. Единый график учебного процесса согласовывается с деканами всех факультетов и утверждается проректором по учебной работе и информатизации.

Основным документом, регулирующим учебную работу института, является расписание учебных занятий. Расписание учебных занятий включает:

- расписание аудиторных учебных занятий;

- кафедральные расписания консультаций.

Расписание учебных занятий разрабатывается на каждый семестр учебным отделом на основе выписок из рабочих учебных планов и заявок кафедр на составление расписания занятий. Уточненные заявки кафедр, оформленных в виде бланков «Материалы к расписанию», представляются в УО не позднее двух месяцев до начала занятий по дисциплинам кафедры соответственно в каждом семестре учебного года, а для заочной формы обучения – не позднее одного месяца до начала сессии (занятий).

Расписание учебных занятий в обязательном порядке согласовывается с деканами факультетов (в части, касающейся специальности или направления соответствующих факультетов) и утверждается проректоромпо учебной работе и информатизации. Срок представления расписания учебных занятий на утверждение – не позднее 1 месяца до начала занятий по соответствующим специальности или направлению и курсу, а по заочной форме обучения – не позднее 2-х недель до начала сессии (занятий).

Расписание консультаций составляется кафедрами, вывешивается на стенде кафедры и доводится до студентов в течение первой недели занятий. Ответственность за своевременное составление и доведение расписания консультаций до студентов возлагается на заведующих соответствующих кафедр.

Контроль выполнения расписания, в том числе расписания консультаций, осуществляется УО института. Цель контроля – проверка своевременности начала и окончания занятий. В случае фиксирования нарушений о них сообщается в установленном порядке первому проректору или проректору по учебной работе и информатизации.

Изменение утвержденного расписания допускается в отдельных случаях с разрешения заведующего УО и по согласованию с деканом соответствующего факультета. При изменении расписания по инициативе студенческой группы обязательным является согласование с преподавателем (или преподавателями), чье время занятий изменяется.

Замена занятий допускается в случае отпуска, командировки или болезни преподавателя. В этом случае составляется график замены занятий по установленной в институте форме в 2-х экземплярах, один из которых передается в УО, а другой хранится на кафедре (факультете). Кафедра, по инициативе которой осуществляется замена, обязана своевременно довести содержание графика до студентов.

Основные положения приведены в Приложении 2.

3. Индивидуальное задание. Тематика практических заданий по дисциплине «Статистика»»

Дисциплина «Статистика» является обязательной общей профессиональной дисциплиной, главной целью которой является подготовка специалистов, владеющих современной методологией статистической оценки. Данное знание необходимо при анализе рыночной экономике, где грамотное изучение спроса и предложения, проведение маркетинговой компании – составляющие успеха предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач, как овладение комплексом современных методов сбора, обработки и анализа информации, применение методов моделировании и прогнозирования, применение статистических методов для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Предметом дисциплины являются общие закономерности развития социально-экономических систем, изучаемые путём количественного измерения, обработки и анализа различных явлений и процессов.

Существуют следующие требования к уровню освоения данной дисциплины.

Во-первых, студент должен знать систему статистических показателей, позволяющих изучить социально-экономические процессы с количественной стороны, тем самым освоив абсолютные величины измерения.

Во-вторых, обучающимся необходимо освоить основные понятия теории статистики, макроэкономической и финансовой статистики в частности.

В-третьих, ключевым моментом обучения является изучение студентом методов статистического анализа в макроэкономике. К таким методам принято относить динамику, структуру, взаимосвязь явлений, влияние факторов на различные экономические явления.

Для выполнения вышеперечисленных требований студент должен уметь работать с первичным статистическим материалом, выделять цели, определять задачи анализа, сводить и грамотно группировать собранный материал. Обрабатывая и анализируя сведенную статистическую информацию, студенту необходимо выявлять тенденции и взаимосвязи, исчислять разнообразные экономические индексы.

Формой контроля знаний по дисциплине «Статистика» могут выступать зачет, практическое занятие, контрольная работа. Итоговым контролем является экзамен.

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, семинарско-практических занятий и самостоятельную работу студентов.

Программа рассматривает общие понятия, категории, методы сбора, обработки, обобщения и анализа массовых данных, даёт количественную оценку системы показателей уровня динамики и структуры конкретных социально-экономических процессов в целях выявления общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития экономики, финансов.

Статистика призвана обеспечить сбор, обработку и представление информации об уровне и возможностей развития предприятий и отрасли в целом. Развитие рыночных отношений в стране перед статистикой поставили новую задачу – реформирование общеметодологических и организационных основ статистической теории и практики. В этих условиях общая теория статистики, как отрасль статистической науки, является важным инструментом, обеспечивающим теоретическую и практическую подготовку специалистов. Изучение общей теории статистики направлено на формирование у специалистов представления о том, что знания приемов сбора экономической информации и методов ее обработки играют значительную роль в проведении любого экономико-статистического исследования.

Примерные тематики практических занятий:

Тема №1. Массовое статистическое наблюдение. Любое статистическое исследование начинается со сбора сведений (данных, фактов) об изучаемых явлениях и процессах. Научно организованная работа по сбору статистической информации о явлениях и процессах общественной жизни называется статистическим наблюдением. Статистическое наблюдение проводится по строго определенному плану с соблюдением ряда требований, важнейшими из которых являются достоверность, объективность и полнота информации.

Практическое занятие №1

Проводится с целью усвоения основных вопросов темы и выработки практических навыков для проведения статистического наблюдения. Оно предусматривает решение следующих вопросов:

1) выбор организационной формы сбора статистической информации;

2) разработка плана статистического наблюдения;

3) классификация статистических наблюдений.

Тема №2. Сводка и группировка статистических данных. В результате первого этапа статистического исследования – статистического наблюдения - получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второго этапа статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обобщить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщенную характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой. Различают простую сводку (подсчет только общих итогов) и статистическую группировку, которая сводится к расчленению совокупности на группы по существенному для единиц совокупности признаку. Группировка позволяет получить такие результаты, по которым можно выявить состав совокупности, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности и взаимосвязи. Результаты сводки могут быть представлены в виде статистических рядов распределения. Статистическим рядом распределения называют упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по изучаемому признаку.

Практическое занятие №2

Предусматривает решение следующих вопросов:

1) построение рядов распределения по количественному признаку: дискретных и интервальных;

2) построение атрибутивных рядов распределения;

3) построение типологической, структурной и аналитической группировок;

4) построение комбинационной группировки (комбинационное распределение).

Тема №3. Абсолютные и относительные величины. Абсолютные статистические величины, характеризуя численность единиц изучаемой совокупности или объемы присущих им признаков, всегда являются числами именованными. В зависимости от качественной особенности изучаемого явления и задач исследования эти величины выражаются в различных единицах измерения: натуральных, трудовых и стоимостных. При учете продукции и товаров в натуральном выражении часто применяются условные единицы измерения. Сущность применения условных единиц измерения состоит в том, что отдельные разновидности изучаемой совокупности выражаются в единицах одного признака, условно принятого за единицу измерения. Поэтому основной вопрос применения условных единиц измерения состоит в выборе признака, по которому устанавливаются соответствующие коэффициенты пересчета. На основе абсолютных величин рассчитываются относительные величины.

Практическое занятие №3

По теме предусматривает решение следующих типов задач:

1) пересчет абсолютных величин в условные единицы измерения;

2) определение относительных величин выполнения плана;

3) определение относительных величин структуры;

4) определение относительных величин динамики;

5) определение относительных величин координации и сравнения;

6)определение относительных величин интенсивности

Тема №4. Средние величины. Прежде чем приступить к практическим занятиям, необходимо понять сущность средней величины, являющейся обобщенной6 характеристикой совокупности однотипных явлений по изучаемому признаку. Необходимо учесть, что средняя величина должна вычисляться с учетом экономического содержания определяемого показателя. Каждый показатель имеет свое, только ему присущее содержание.

Практическое занятие №4

По данной теме предусматривает решение следующих типов задач:

1) расчет средней арифметической простой по индивидуальным данным;

2) расчет средней арифметической взвешенной в дискретном ряду распределения;

3) расчет средней арифметической взвешенной в интервальном ряду распределения с закрытыми и открытыми интервалами;

4) расчет средней арифметической из групповых средних;

5) расчет средней гармонической.

Практическое занятие №5

Предусматривает решение следующих типов задач: 1) расчет моды в дискретных и интервальных рядах распределения; 2) расчет медианы в дискретных и интервальных рядах распределения; 3) экономический смысл моды и медианы.

Тема №5. Показатели вариации. Для характеристики совокупностей и исчисленных средних величин важно знать, какая вариация изучаемого признака скрывается за средней, т. е. насколько средняя надежна для данной совокупности или, иначе, насколько совокупность однородна.

Практическое занятие №6

Предусматривает решение следующих типов задач:

1) определение абсолютных показателей вариации: размах вариации, среднее линейное квадратическое отклонение, дисперсия признака;

2) расчет относительного показателя вариации.

Практическое занятие №7

Предусматривает решение следующих типов задач:

1) расчет дисперсий на основе правила сложения дисперсий;

2) расчет эмпирического корреляционного отношения;

3) определение среднего значения признака и дисперсии на основе способа условных моментов;

4) расчет коэффициента асимметрии.

Тема №6. Индексы. Среди обобщающих статистических показателей одно из важных мест принадлежит индексам, т. е. относительным показателям сравнения общественных явлений во времени, в пространстве или в сопоставлении с планом. По форме выражения индекс представляет относительную величину, Но, если всякий индекс является относительной величиной, то не всякую относительную величину можно назвать индексом. Различие состоит в следующем: относительная величина характеризует изменение какого-либо единичного явления или такого массового явления, отдельные элементы которого можно суммировать; индекс же характеризует относительное изменение какого-либо сложного явления, состоящего из качественно однородных, но не поддающихся суммированию элементов.

Усвоив классификацию индексов, на практическом занятии №8 решаются следующие типовые задачи:

1) расчет индивидуальных индексов независимо от объекта исследования;

2) расчет агрегатных индексов количественных показателей и их преобразование в средние из индивидуальных;

3) расчет агрегатных индексов количественных показателей и их преобразование в средние из индивидуальных.

Практическое занятие №9

По данной теме предусматривает решение следующих типовых задач: 1) расчет индексов переменного и фиксированного состава;

2) определение взаимосвязи цепных и базисных индексов;

3) определение взаимосвязи индексов с целью выявления влияния факторов (в процентах и в абсолютном выражении) на тот или иной показатель.

Практическое занятие №10.

На этом практическом занятии проводится контрольная работа, цель которой проверить усвоение теоретического материала и проявить практические навыки при решении типовых задач по темам, рассмотренным выше. Контрольная работа проводится в письменном виде и включает два теоретических вопроса и две задачи. Оценивается в баллах: правильно решенная задача – 3 балла, правильный ответ на теоретический вопрос – 2 балла. Максимальное количество баллов – 10, минимальное – 6 баллов.

Тема 7. Статистическое изучение связи между признаками. По характеру зависимости между факториальными и результативными признаками связи делятся на функциональные (полные) и статистические (вероятностные, неполные). Статистическая связь называется корреляционной, если при изменении значений факториального признака меняется средняя величина результативного признака. Уравнение, характеризующее изменение средней величины результативного признака в зависимости от изменений значений факториального признака, называется уравнением корреляционной связи или уравнением регрессии. Корреляционный анализ предназначен для изучения степени тесноты связи между признаками, а регрессионный анализ – для нахождения уравнения корреляционной связи.

Практическое занятие № 11

Предусматривает решение следующих типов задач по регрессионному и корреляционному анализу:

1) расчет параметров уравнения прямой на основе индивидуальных данных;

2) расчет коэффициента парной корреляции;

3) определение существенности связи с помощью критерия надежности.

Тема 8. Показатели выборочного наблюдения. При статистическом исследовании экономических явлений часто производится наблюдение не всех единиц совокупности (генеральная совокупность N ) , а лишь их части и по этой части (выборочная совокупность ) судят о всей совокупности в целом. Это возможно при образовании выборочной совокупности в условии стохастического n33 (вероятностного) процесса. Отбор единиц из генеральной совокупности производится таким образом, чтобы выборочная совокупность была представительна (репрезентативна) и правильно характеризовала генеральную совокупность. Однако полной репрезентативности выборки достичь не удается вследствие несоответствия состава выборочной совокупности составу генеральной совокупности. Поэтому необходима оценка надежности результатов выборки и возможности их распространения на генеральную совокупность. Надежность результатов выборки проверяется расчетом случайной ошибки выборки или ошибки репрезентативности (предельной ошибки Δ).

Практическое занятие № 12

Предусматривает решение следующих типов задач:

1) определение предельной ошибки выборки;

2) определение пределов, в которых будет находиться средняя в генеральной совокупности;

3) определение необходимой численности выборки при повторном и бесповторном отборах;

4) определение вероятности, с которой можно гарантировать получение тех или иных характеристик выборочного наблюдения.

Практическое занятие № 13

Предусматривает решение следующих типовых задач: 1) определение предельной ошибки типической выборки, сформированной по количественному признаку; 2) определение предельной ошибки типической выборки, сформированной по альтернативному признаку.

Практическое занятие № 14

Предполагает защиту домашнего задания «Построение рядов распределения и определение взаимосвязи между признаками».

Тема № 9. Ряды динамики. Все явления общественной жизни находятся в непрерывном развитии. Изменение общественных явлений во времени статистика изучает с помощью построения и анализа временных рядов, иначе называемых рядами динамики. Ряд состоит из двух граф: в первой графе указываются периоды (или даты) времени, во второй – численная характеристика изучаемого явления в эти периоды. Показатели второй графы называются уровнями динамического ряда.

Практическое занятие № 15

Предусматривает решение следующих типов задач:

1) рассчитать с помощью показателей динамического ряда изменения уровней ряда;

2) рассчитать средние показатели динамического ряда с целью обобщенной характеристики динамического ряда;

3) определить наличие сезонных колебаний и измерить их величину.

Практическое занятие № 16

Предусматривает решение следующих типовых задач:

1) выравнивание рядов динамики с помощью методов переменной и скользящей средних;

2) метод аналитического выравнивания;

3) приведение рядов динамики к общему (единому) основанию.

Практическое занятие № 17

На этом практическом занятии проводится контрольная работа, цель которой проверить усвоение теоретического материала и проявить практические навыки при решении типовых задач по темам «Выборочное наблюдение» и «Ряды динамики». Контрольная работа проводится в письменном виде и включает два теоретических вопроса и две задачи.

Список использованной литературы

1. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности : монография [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова - Красноярск, 2012. - 214 с.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования XXI века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций) [Текст] / Б. С. Гершунский - М. : Совершенство, 2014. - 608 с.

3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2013, № 6, С.55-65.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб., доп. [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический Проект: Фонд «Мир», 2015. - 336 с.

5. Землянская Е.Н. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов. Специализированная подготовка «Предшкольное образование»: учебно-методическое пособие/ Землянская Е.Н., Ковригина Л.П., Ситниченко М.Я.- Электрон.текстовые данные.- М.: Прометей. МПГУ, 2011.- 120 c.

6. Ефимова М.Р., Гатченко О.И. и др. Практикум по общей теории статистики. - М.: Финансы и статистика, 2016г.

7. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Изд-во МГУ - Академия, 2014. - 240 с.

8. Кочетков М.В. Развитие творческой личности преподавателя [Электронный ресурс]: педагогический аспект/ Кочетков М.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Университет Российской академии образования, 2004.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29283.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

9. Лапина О.А. Профессиональная мобильность как интегративное качество педагога [Электронный ресурс]: монография/ Лапина О.А., Никитина Е.А.— Электрон.текстовые данные.— Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21100.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

10. Организация учебной и воспитательной работы в вузе: учебное пособие/ Л.И. Новикова [и др.].- Электрон.текстовые данные.- М.: Российская академия правосудия, 2012.- 248 c.

11. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов направления 38.01.03 Экономика. – Невинномысск: НИЭУП, 2015. – 45 с.

12. Пиявский С.А. Деятельность преподавателя при новых формах организации образовательного процесса в инновационном вузе: монография/ Пиявский С.А., Савельева Г.П.- Электрон.текстовые данные.- Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.- 188 c.

13. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Электронный ресурс]: монография/ А.В. Карпов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, 2011.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9146.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

14. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Электронный ресурс]: монография/ А.В. Карпов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, 2011.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9146.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

15. Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Савельева С.С.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 83 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17786.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

16. Степанова Н.И. Статистика. Часть 1: конспект лекций. - М.: МГТУГА, 2014г.

17. Степанова Н.И. Сборник задач по дисциплине «Статистика». - М.: МГТУГА, 2014г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Приложение 2

Положение о НОУ ВПО

«Невинномысский институт экономики, управления и права»

Общие положения

1.1 Настоящее положение составлено на основании и в соответствии с Законом Российской РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

1.2 Настоящее положение регулирует деятельность Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский институт экономики, управления и права» (далее - «Институт»).

1.3 Институт создается, реорганизуется и ликвидируется учредителем.

1.4 Отношения между учредителем и высшим учебным заведением, не урегулированные уставом, определяются договором, заключаемым учредителем и Институтом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство высшего учебного заведения.

1.5 Сведения о создании, реорганизации и ликвидации Института представляются в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

1.6 Институт приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

1.7 Институт получает право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ему лицензии.

1.8 Лицензирование деятельности Института, его государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.9 Институт руководствуется в своей деятельности федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, органов государственной власти, в ведении которых находится Институт, органов местного самоуправления, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования и своим уставом.

1.10 Основными задачами института являются:

а) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

б) удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием;

в) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических работ, в том числе по проблемам образования;

г) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

д) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

е) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

1.11 Наименование Института устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации и в иных случаях. Наименование Института изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса.

Внесение изменений в наименование института осуществляется в установленном порядке учредителем.

1.12 Институт вправе добровольно вступать и объединяться в ассоциации (союзы), которые создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

1.13 В состав Института входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки (специальности).

Институт может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, аспирантуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, и другие структурные подразделения.

1.14 Институт самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.

1.15 Воспитательные задачи Института, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников.

Наши рекомендации