ДЕРЕВНЯ.Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истокам
Начальное общее образование, 2 класс
Количество часов -34
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программой «Истоки», И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда . Издательский дом Истоки, Москва, 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу истоки разработана в соответствии с :
- Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 Ф3 от 29.12.2012 г.
- Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;
- авторской программой «Истоки», И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда . Издательский дом Истоки, Москва, 2014 год
Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций,
свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Он направлен на развитие внутреннего духовного
мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта
Задачи:
1. Воспитательные:
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
-приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;
2.Развивающие:
-развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
-формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному
духовному пространству;3. Образовательные:
-подведение ребенка к размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
-создание возможностей для самореализации;.
Общая характеристика
В начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д. .«Истоки» открывают детям в обычном – необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном, раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность.
Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
Ценностные ориентиры.
В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.Программа призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека. Состояние, а качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно – волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Моральных норм и духовных ценностей Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Место учебного курса в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, на изучение учебного курса «Истоки» отводится во 2, 3 ,4 классах по 34 часа ( 1 час в неделю). Всего курс реализуется за 102 часа.
В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2015-2016 уч.год на курс «Истоки» во 2 классе отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 34 часа..
В авторскую программу изменения не внесены.
Планируемые результаты.
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя.
5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить
закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для
выполнения задания.
5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-
популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Истоки»:
Овладение знаниями, представлениями, образами, понятиями, связанными с
социокультурными истоками,такими как Слово, Образ, Книга, Родной очаг. Родные
просторы, Труд земной, Труд души.. Приобщение ребенка к истокам родной культуры,
духовных ценностей и образа жизни.
В области личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и
настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению
трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью, духовной безопасности личности. Умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному,
гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной
ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В области общественных отношений:
-осознание себя гражданином России;
-развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;-осознание ценности семьи;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого
человека;-бережное отношение к жизни человека;-законопослушность и сознательно
поддерживаемый гражданами правопорядок; осознание себя гражданином России
В области формирования социальной культуры:
-формирование основ российской гражданской идентичности;
-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
-формирование отношения к семье как к основе российского общества;
-формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Содержание учебного курса.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом
преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внут реннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской ци вилизации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год обучения | Тема разделов. | Кол-во часов |
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | ||
Вера. Надежда. Любовь. София. | ||
Русские традиции Образа, Слова, Души. | ||
ИТОГО |
2-й класс
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить млад шего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается пер вый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к це лостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и ду ховный опыт ребёнка, формировать ощущение своего на чального родства окружающему социокультурному и ду ховному пространству, уверенность в том, что окружаю щий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непонимания.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не дол жен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представ лена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расши рения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
Родной очаг
ИМЯ.Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка.Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ.Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы
НИВАи ПОЛЕ.Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС.Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА.О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота рекии ее берегов? Течение рекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН.Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной