ОТ (система знаний) – 5.2 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

  Термин Определение
  Подготовка к выступлению Это: предварительная работа над выступлением, которая включает в себя
  1. Продумывание и выбор темы.
  2. Сбор и обработка необходимого материала.
  3. Составление плана выступления.
  4. Написание текста.
  5. Оформление материалов выступления для визуализации.
  6. Репетицию выступления.
Этапы подготовки Рекомендации к организации этапа
Продумывание и выбор темы выступления Выбор темы публичного выступления начинается с вопросов, которые оратор задаёт себе, чтобы определить: ü интересы аудитории; ü собственные интересы и возможности. На их пересечении находится предмет речи – конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению. Затем выявляется своё отношение к предмету, своя позиция – концепция речи. Построение портрета аудитории - это обязательный этап работы над речью (задать себе вопрос «кому?») Объективные характеристики аудитории: ü социально-демографические (пол, возраст, социальная, этническая принадлежность, уровень образования, род занятий и др.); ü интеллектуальные; ü количественные. Требования к теме: 1. Она должна быть интересной и актуальной для конкретной аудитории и для оратора. 2. Она должна быть сформулирована конкретно, ясно, лаконично, выразительно. 3. Она должна соответствовать содержанию выступления.
Сбор и обработка необходимого материала (работа с источниками информации) Основные источники информации: ü изучение литературы (государственные постановления, научные публикации, книги, журналы и т.д.). ü личные размышления и наблюдения оратора; ü беседы и встречи с другими людьми. Современными источниками хранения информации служат научные издания, специализированные периодические издания, электронные базы данных, где хранится информация, к которой возможен доступ с компьютерного терминала Для первичной ориентации в проблеме эффективно использовать энциклопедии. Детальный социально-демографический анализ позволяют сделать статистические источники. В первую очередь необходимо получить доступ к печатной или электронной версии первоисточника(ов). При этом рекомендуется даже при наличии электронной версии перевести ее в печатную форму. Далее – изучение содержания источника(ов) – с подчеркиванием значимых мест, пометками на полях, возможно и желательно, конспектированием материала. Систематизировать фактический материал удобнее всего в электронных файлах с обязательным указанием источника (название произведения, журнала, газеты, словаря и страницы и т.п.). Литературу целесообразно каталогизировать путем фиксации на отдельных карточках, в тетрадях или в электронной базе данных всех выходных данных о научном труде - фамилия и инициалы автора, название, место (электронный адрес) и год издания, название издательства, количестве страниц, краткое содержание или цитаты. Усиливает достоверность полученных результатов комбинированное использование источников разных типов, но очень важно, чтобы эти источники точно отвечали поставленным заданиям и соответствовали теме доклада. Рекомендуется получить резервные знания: изучить несколько больше материала, чем необходимо для выступления. Это позволит с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания – это психологическая подготовка к выступлению.
Составление плана выступления (структурирование информации) После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать. План выступления по структуре может быть: ü простым (последовательный перечень вопросов); ü сложным (включает основные разделы выступления, а их также пункты и подпункты). Для подготовительного этапа работы над выступлением более удобен сложный план. Требования к плану (структуре речи): ü логичность (в структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории, содержание всех вопросов плана совпадает с содержанием, на которое указывает формулировка темы) ü обозримость плана речи и удержание внимания (план должен помочь сократить материал до необходимого минимума: не следует перегружать внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями, важно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории) ü наличие вводной и заключительной частей (в структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления) ü для исключения сумбурности изложения необходимо, чтобы подпункт плана исключали друг друга.
Написание текста Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план. Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения. Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение. Формы письменной фиксации доклада: ü полный текст; ü конспект; ü тезисы; ü план; ü рассыпной конспект. Полный текст – исключительно полезная форма подготовки к выступлению, которая позволяет многократно возвращаться к нему, постепенно улучшая содержание и структуру. Конспект – изложение самого основного в содержании выступления (фиксируется лишь то, что необходимо для понимания и успешного воспроизведения). Тезисы – сжатое изложение основных идей выступления (программа выступлени). Тезисные формулировки служат отправным пунктом для словесного развертывания мысли. Рассыпной конспект – особый вид письменной фиксации выступления (теоретические положения, цифры, факты, цитаты) на отдельных карточках небольшого формата, которые отбираются и складываются в определенном порядке.
Оформление материалов выступления для визуализации Для визуализации материала в качестве иллюстративного материала рекомендуется использовать графики, диаграммы, таблицы и схемы. Чтобы обеспечить благоприятный режим восприятия графической информации необходимо соблюдать следующие правила:
  1. Величина букв и цифр должна быть такой, чтобы слушатель мог без напряжения органов зрения воспринимать графическую информацию. Для аудитории длиной 10 – 15 метров (т.е. для аудитории до 100 слушателей) величина букв на экране или доске должна быть не менее 10 – 15 сантиметров.
  2. Для экранной проекции желательно выбирать только прямые шрифты, контрастные с фоном.
  3. Все надписи должны быть горизонтальными, т.к. движение глаз слева направо для европейца привычно, а сверху вниз или снизу вверх затруднено.
  4. Не рекомендуется сокращать слова, кроме общепринятых типа «и др.», «и т.д.».
  5. В заголовках и надписях запрещается делать переносы слов.
  6. Необходимо учитывать, что, если кадр разбить на четыре равных четверти, то распределение внимания соответственно будет следующее:
41% 20%
25% 14%

Заголовки рационально делать только вверху.

На одном графике оптимально располагать не более 4-х кривых, причем выделять их цветом, а не другими кодами. Расцвечивание информации улучшает ее восприятие, кодирование цветом воспринимается лучше, чем формой.

При демонстрации таблиц следует помнить, что их перегрузка делает таблицы нечитабельными, внимание аудитории рассеивается, и материал плохо воспринимается.

Рекомендуется не перегружать кадр текстовой информацией, которую можно объяснить вербально. Каждый кадр должен появляться на экране строго в том месте вербального объяснения, когда речь начинается об этом объекте. Как только объяснение данного экранного образа заканчивается, необходимо сейчас же прекратить его демонстрацию на экране.

Нельзя, высвечивая даже самый простой рисунок, не давать при этом краткого объяснения.

Репетиция выступления (освоение текста) Репетиция выступления необходима для того, чтобы проанали­зировать вербальные и невербальные компоненты своей речи, кон­кретные и точные слова, яркие и выразительные формулировки, т.е освоить текст. Освоенный текст позволяет в процессе выступления «отрывать глаза», замечать состояние и реакции слушателей. В процессе репетиции написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты. Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты. Репетиция позволяет найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить, продумать жесты, приемы установления контакта. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно: бумага «звучит» тогда, когда она хорошо освоена. Способы произношения речи во время репетиции: 1) Чтение текста; 2) Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст); 3) Полное заучивание текста; 4) Свободная импровизация (экспромт). Выбор осуществляется оратором и зависит от его предпочтений, личностных особенностей и уровня профессионализма. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

метаОТ-5.3 (система знаний) КЛАССИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (ДОКЛАДА)

Элемент структуры доклада Характеристика элемента
Вводная часть, вступление (10-15% времени) Вступление включает в себя: 2. представление авторов (фамилия, имя, отчество, при необходимости место учебы/работы, статус); 3. название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления; 4. объяснение цели доклада; 5. четкая формулировка стержневой идеи. Стержневая идея понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления: ü фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; ü суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; ü мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия; ü в речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех; ü к аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Самые частые ошибки в начале речи: ü извинения либо заявление о своей неопытности. ü обилие неструктурированной цифровой информации. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью. "Чтобы выступление имело успех, надо завоевывать внимание слушателей и удерживать его до конца речи. Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый ответственный момент в речи выступающего - самое трудное дело... Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны и интересны..." «Начало всякой речи должно возбуждать внимание и воображение: необходимо создать картину, потрясающую по силе психологического воздействия» А. Ф. Кони Результатом вступления должны быть - заинтересованность слушателей; - внимание и расположенность к оратору и будущей теме.
Основная часть (60-65% времени) Содержание основной части – всестороннее раскрытие и обоснование основного тезиса. Варианты построения системы аргументации, защиты основной мысли: ü проблемное изложение (формулирование темы как проблемы, выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); ü хронологическое изложение; ü изложение от причин к следствиям; ü индуктивное изложение (от частного к общему); ü дедуктивное изложение (от общего к частному). С помощью аргументов обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям: ü аргументы должны быть истинными утверждениями; ü истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса; ü приводимые аргументы не должны противоречить друг другу; ü аргументы, истинные только при определенных условиях, нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду; ü аргументы должны быть соразмерны тезисам. Т.о., каждый тезис (тезис - концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат. План развития основной части должен быть ясным и содержать оптимальное количество фактов и необходимых примеров. Если доклад научный, то его основная часть должна включать анализ источников и литературы по тематике исследования; само исследование, его результаты, практические рекомендации, конкретизацию полученных результатов исследования и их объяснения. При изложении основной части необходимо постоянно ориентироваться на поставленную цель, сверяя каждое положение и аргумент с главным идейным стержнем. Можно структурировать текст, выделив подразделы. Это облегчает восприятие доклада. Самые частые ошибки в основной части доклада ü выход за пределы рассматриваемых вопросов; ü перекрывание пунктов плана; ü усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями; ü обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность); ü отсутствие связи между частями выступления; ü несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения). ü Использование корпоративного и специализированного жаргона или терминов, значение которых не понятны аудитории. "Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому". "Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должны быть уверенность, убежденность, сила". "Тон речи... следует вообще менять - повышать или понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение, голосовой акцент). Тон подчеркивает". "Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно" (не жестикулировать часто и не к месту) А. Ф. Кони
Заключительная часть, выводы (30-20 % времени) Заключение речи – вторая по значимости её часть, которую следует рассматривать как кульминационный пункт выступления. В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления: имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. В идеале заключение должно содержать краткое повторение тезисов и ответ на последний вопрос главной части речи: Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем? "Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом." А.Ф. Кони Основные способы заключения: 1. Обзор сказанного (выступающий в кратких формулировках излагает главные мысли основной части). 2. Выводы и предложения (выводы – это не только «сгустки мысли», но и качественно новые итоги выступления). 3. Акцент на каком-то вопросе (выступающий обращает внимание на важнейший из вопросов, подчеркивает его значимость, необходимость решения). Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому, а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони). Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса: - «Это Вам позволит…» - «Благодаря этому вы получите…» - «Это позволит избежать…» - «Это повышает Ваши…» - «Это дает Вам дополнительно…» - «Это делает вас…» - «За счет этого вы можете…» После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Наши рекомендации