Угадай, чей звук и откуда он
Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы. Например, это скрипит дверь, это капает кран, это тикают часы, а это гудит лампа. А это - коробочка с гвоздиками, песком и т.д.
Занятие 25
Растяжки.
Кошка.
Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. Со вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом — зашипеть; подбородок — к груди, спина выгибается вверх, как у кошки.
Ориентировка в пространстве
1. Ребенку предлагают задание, которое он должен выполнить противоположным образом: например: бежать в противоположном направлении.
2. Аналогично, стоя в шеренге: Кто от тебя стоит справа……?», «Я стою справа от...», «Я стою между...»
Рамка с окошком.
Рамка представляет собой прямоугольный кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рамка может быть П- или Г-образной формы. Наложение рамки на рисунок при рассматривании позволит ребенку в будущем выделить слово в тексте, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому автоматизировать навык чтения, избежать ошибок
Соседи числа
Спросить, в каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает.
Предложить ребенку прочитайте ряд в обратном порядке. «Как изменяется величина чисел в этом направлении?
Занятие 26
Растяжки.
Ползание на животе, на боку.
Сначала ребенок ползает при помощи рук и ног; затем - только рук или ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностями).
Ползание и хождение на четвереньках, изображая, как двигаются различные животные и какие звуки они издают (змея, крокодил, собака, лев и
Капризный фотограф
В ряду зверей, сидящих к ребенку спиной, ему предлагается посадить корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф (педагог) все время недоволен и заставляет зверей пересаживаться.
Коврики.
Перед ребенком кладется лист бумаги, на котором нарисован квадрат, и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что квадрат на листе — это коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. В другом варианте этого упражнения ребенок рисует на неограниченном пространстве листа.
Графические диктанты
Ребенок диктует: одну клетку вправо, две — вниз, одну — влево. А взрослый выполняет его инструкцию. Более сложный вариант — это движение по диагональным направлениям, например, одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз.
Соседи нашего числа
1. Назовите «соседей» любого числа. Установите, что число справа больше его, а число слева - меньше.
2. Предложите ребенку показать соседа числа слева, справа. Взрослый называет число; ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.
Подбери картинку или игрушку.
Педагог производит любой из шумов, а ребенок угадывает, чем вы стучали (шуршали, гремели, чирикали, играли на фортепиано и т.д.), и подбирает соответствующую картинку, ситуацию или игрушку, а потом сверяет правильность ответа
Занятие 27
Растяжки (сидя на полу)
Лев.
Сидя на коленях и пятках, немного наклониться вперед, опираясь на руки. Широко открыть рот, максимально высунуть язык наружу и издать громкий и страшный «львиный рык».
Найди место
Ребенку предлагают усложненную задачу, выполняемую по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. После отработки этого этапа один ребенок дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
Копирование изображений простых и сложных фигур, предметов.
На первом этапе целесообразно осуществлять копирование с помощью кальки и копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию.
1. Копирование изображений простых фигур.
2. Копирование сложных фигур, изображений с проговариванием вслух своих действий. Сначала взрослый вместе с ребенком анализирует фигуру, разбивая ее на части, обсуждают последовательность воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать последовательность копирования.
Лестница времени
1.Нарисовать или обозначить другими моделями дни недели
2. Нарисуйте лестницу, на которой ребенок размещает или рисует последовательные режимные моменты
Узнай свой голос.
Записать на магнитофон голоса знакомых, домочадцев, самого ребенка, а потом прослушать кассету вместе, с тем, чтобы он узнал свой голос или голоса своих товарищей, знакомых взрослых людей. Слышать собственный живой голос и свой голос на кассете не одно и то же, так как восприятие своего голоса идет через призму своих внутренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в данной ситуации.
Занятие 28
Растяжки
Сесть на колени и на пятки (а не между ними), наклониться вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх — вдоль туловища, кисти рядом со стопами; другой вариант — руки вытянуты вперед, ладони вместе. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опуститься назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.
Собираем урожай
Разложить перед ребенком (сначала в ряд, затем в хаотичном варианте) 5 — 15 картинок с изображением овощей (фруктов, цветов, животных, мебели). Ребенок может взять только те овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь», «перед...», «через две картинки слева», «после...» Копирование фигур с поворотом на 90 градусов
Поворот на 90 градусов может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». Разворот на 180 градусов: «Нарисуй эту фигуру "вверх ногами"». При этом важно сохранить все части фигуры на своих местах. Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и собственный рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например, на клетчатой бумаге.
Графические супердиктанты
рекомендуется выполнять следующим образом:
- сначала, например, ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем - - левой;
- аналогично этому он рисует в направлениях, противоположных тем, которые называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен ребенку как игра «Непослушный ученик»;«Всему свое время».
Возраст человека
Предложить ребенку рисунки, сюжеты из сказок и фильмов, где люди ведут себя не по возрасту, сопровождая их комментариями и вопросами типа: каждый ли человек ведет себя в соответствии со своим возрастом?
А что такое возраст? С какого дня начинается возраст человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным? Необходимо проработать временные понятия «младше», «старше», «ровесники» как слово, образованное от «ровные» (одинаковое количество).
Как меняется человек с возрастом? Обсудить с ребенком, как меняются с годами физические способности, внешность, объем знаний, память, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста.
Звучащее тело.
Предложить ребенку подвижную игру, с целью научить ребенка чувствовать и выделять звуки телом, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений, с открытыми и закрытыми глазами. Например: «Прыгни (присядь, замри на месте, топни, встань на одной ноге), если услышишь звук "А"». Или: «Если услышишь звук "С" - присядь на корточки, звук "Ш" — подпрыгни вверх».
Занятие 29
Растяжки.
Сидя, скрестить ноги, спина прямая; поднять руки к плечам. Выполнять свободные повороты налево— направо. Желательно по возможности максимально скручивать позвоночник; голова также поворачивается сначала в одну сторону с телом, затем — в противоположную.
Чья рука?
Обучить ребенка ориентации в схеме своего тела, а также тела, стоящего напротив человека.
1.Стоя лицом друг к другу, определить (попросить ребенка показать вам: ведь у него есть «маркер»), где у кого левая рука, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями.
2.Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой — называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.». В другом варианте: «Это мое плечо и т.д.». То же самое ребенок проделывает с куклой, причем он сам и двигает куклу, и комментирует ее действия.
3. Сидя (стоя) напротив ребенка, вы даете инструкцию: «Делай своей правой рукой (аналогично и другими частями тела) то же, что и я делаю правой». Интересно совершать по очереди одинаковые движения: вытянуть правую руку, потом левую ногу, согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.
Таким образом, отрабатываются движения с перешифровкой: одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца.
Копирование фигур с поворотом на 180 градусов
Поворот на 90 градусов может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». Разворот на 180 градусов: «Нарисуй эту фигуру "вверх ногами"». При этом важно сохранить все части фигуры на своих местах. Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и собственный рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например, на клетчатой бумаге.
Графические супердиктанты
рекомендуется выполнять следующим образом:
- сначала, например, ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем
- левой;
- аналогично этому он рисует в направлениях, противоположных тем, которые называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз)