ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Что такое "метод воспитания"?
|
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Что такое "метод воспитания"?
- Чем отличаются методы воспитания от методов обучения?
- Приведите классификацию методов воспитания по источникам познания.
- В чем суть методов формирования сознания?
- Назовите особенности применения метода убеждения в воспитании.
- Что относится к методам организации деятельности и формирования поведения?
- Чем отличается применение метода упражнений в воспитании от его применения в обучении?
- Что относится к методам формирования чувств и отношений?
- Назовите основные приемы воспитания.
- Чем отличаются приемы воспитания от методов воспитания?
- Назовите основные методы влияния.
- Чем отличается убеждение от других методов влияния?
- Что такое внушение (суггестия)?
- Когда чаще всего возникает феномен заражения?
- Назовите возрастные особенности подражания.
- Сопоставьте различные виды влияния.
- Чем отличаются формы воспитания от методов воспитания?
- Дайте определения понятиям: "самовоспитание", "самообразование", "самообучение".
- Назовите основные методы самовоспитания и самообразования.
- Какие уровни самовоспитуемости, самообучаемости выделяет А.К. Маркова?
- Применение каких приемов предполагает самовоспитание?
- Что понимается под принципами воспитания?
- Назовите и дайте характеристику основным принципам воспитания.
- Что понимается под педагогическими закономерностями воспитания?
- Чем отличается принцип природосообразности от принципа культуросообразности?
- Приведите современную трактовку принципа природосообразности.
- Как реализовать принцип культуросообразности воспитания в современных условиях?
- В каких известных Вам системах воспитания наиболее полно реализуется, по Вашему мнению, принцип центрации воспитания на развитии личности?
- В чем суть технократического подхода к воспитанию?
- Назовите основных представителей гуманистического подхода к воспитанию.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И (ИЛИ) КУРСОВЫХ РАБОТ
- Классификация методов воспитания.
- Методы формирования сознания.
- Особенности применения метода убеждения в воспитании.
- Методы организации деятельности и формирования поведения.
- Методы формирования чувств и отношений.
- Методы влияния.
- Убеждение как один из основных способов влияния.
- Внушение (суггестия) и воспитание.
- Возрастные особенности подражания.
- Самовоспитание, самообразование, самообучение как цель воспитания.
- Принципы воспитания.
- Педагогические закономерности воспитания.
- Принцип природосообразности.
- Принцип культуросообразности.
- Технократический подход к воспитанию.
- Гуманистический подход к воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
- Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
- Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977.
- Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974.
- Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.
- Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М., 1991.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.
- Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
- Лесгафт П. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. М.; Воронеж, 1998.
- Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960.
- Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М., 1991.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М., 1991.
- Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981.
- Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ | |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html | Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-sozn.html | Лаборатория социально-психологических проблем сознания ПИ РАО |
http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html | Центр психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии" факультета психологии МГУ |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-hudog.html | Лаборатория психологических проблем художественного воспитания ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/lab-tvor.html | Группа диагностики творчества ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-samor.html | Лаборатория психологии саморегуляции ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html | Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО |