Тема 7. усвоение знаний, умений и навыков
Сущность знаний. Определение понятия "знание". Функции знаний. Знания и правильно избранный путь их усвоения как предпосылка умственного развития учащихся. Донаучные, житейские, художественные и научные знания. Основные формы существования учебного знания (В.И. Гинецинский).
Свойства знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Усвоение знаний. Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний. Этапы формирования знаний. Уровни усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный (А.К. Маркова). Уровни усвоения учебной информации по В.П. Беспалько. Диагностика уровней усвоения знаний. Проблема понимания в усвоении знаний. Соотношение знания и понимания. Признаки понимания.
Сущность умений и навыков. Определение понятий "умение" и "навык". Соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Основные значения термина "умение". Уровни овладения умениями и навыками. Применение знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков как один из этапов усвоения.
Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин). Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Интериоризация как переход внешней деятельности вовнутрь. Условия, обеспечивающие формирование новых знаний и умений с заданными показателями. Этапы формирования умственных действий и понятий. Мотивационный этап. Этап составления схемы ориентировочной основы действия. Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде. Этап формирования действия как внешнеречевого. Этап формирования действия во внутренней речи.
Характеристики действия. Независимые характеристики (параметры) действия: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.) Вторичные свойства действия: разумность, сознательность, абстрактность, прочность.
Типы ориентировочной основы действия (ООД). Типы учения. Особенности типов учения: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом. Пример организации обучения при использовании разных типов ООД (Н.С. Пантина).
Общеучебные умения и навыки. Определение понятий "общеучебные умения и навыки", "узкопредметные умения и навыки". Формирование общеучебных умений и навыков как специальная педагогическая задача.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
|
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Как трактуется понятие "знания" в психолого-педагогической литературе?
- Какие функции выполняют знания?
- Назовите основные виды знаний.
- Какие формы существования учебных знаний выделяет В.И. Гинецинский?
- Назовите основные свойства знаний.
- Чем отличается глубина знаний от широты знаний?
- Что включает в себя обученность учащихся?
- Что составляет основу усвоения знаний?
- Назовите основные этапы процесса учебного познания.
- Какие уровни усвоения знаний выделяет А.К. Маркова?
- Дайте характеристику уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько.
- Приведите примеры заданий для диагностики уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько).
- В чем суть проблемы понимания?
- Как соотносятся знание и понимание?
- Приведите основные трактовки понятий "умение" и "навык".
- Назовите основные уровни овладения умениями и навыками.
- В чем проявляется особенность применения знаний, умений и навыков?
- В чем сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
- Назовите основные этапы формирования умственных действий.
- Дайте характеристику умственных действий.
- Назовите и охарактеризуйте основные типы ориентировочной основы действия.
- Охарактеризуйте основные типы учения по П.Я. Гальперину.
- Приведите пример организации обучения при использовании разных типов ООД.
- Дайте определение понятия "общеучебные умения и навыки".
- Чем отличаются общеучебные умения и навыки от специально-учебных?
- В чем особенности формирования общеучебных умений и навыков?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
- Проблема знаний в психолого-педагогической литературе.
- Формы существования учебных знаний.
- Психолого-педагогические условия усвоения знаний.
- Основные этапы процесса учебного познания.
- Проблема понимания в психолого-педагогической литературе.
- Основные уровни овладения умениями и навыками.
- Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- Основные типы ориентировочной основы действия.
- Типы учения (по П.Я. Гальперину).
- Формирование общеучебных умений и навыков как одна из основных педагогических задач.
ЛИТЕРАТУРА