Чего боятся родители и с чего начать.
Л.М. Ганелин
Восток-Запад. Феномены развития.
V. Оттиск вселенной
Содержание статьи:
о воспитании детей.
Загадка тайной кнопки
Что такое человек? Как понять природные закономерности его развития? Можно ли постичь человека как не только телесное, но и как душевное и духовное существо? Наконец, совершенен человек или несовершенен? Казалось бы, такой вопрос или даже намёк на него неуместен. Ведь в процессе Творения человека действовали все Божественные Иерархии, весь Космос, и ответ на вопрос должен быть только положительным. Но если человек совершенен, то почему тогда склонен к множеству пороков и не может им противостоять? Почему он столько болеет, причём с самого раннего детства? Почему он такой неприспособленный, в отличие от животного, инстинкты которого дают ему возможность избегать опасностей и выживать в самых тяжёлых условиях? А если человек несовершенен, означает ли это, что Боги допустили просчёт или причины несовершенства в нас самих, в том, что мы чего-то не знаем или не поняли? А может быть всё значительно проще, и дело в том, что мы до сих пор не нашли "тайной кнопки", на которую нужно лишь нажать?
К кому можно адресовать все эти вопросы, какой специалист сможет на них ответить, объяснить всё и осветить истинное существо человека?
Объяснять пытались многие и по-разному. С точки зрения механики, к примеру, претензий к «предмету Творения» не предъявлял никто. Любой инженер сказал бы, что человеческий скелет безупречен, что каждая косточка, каждый сустав и любое сочленение сконструированы предельно точно и надёжно.
По поводу функционирования всей «системы», всей человеческой телесности могли бы выразить восторг врачи, особенно относительно того, что эта телесность сохраняет живучесть, несмотря на все их попытки, что-нибудь с ней сделать, каким-либо образом заглянуть в неё и покопаться в ней всласть.
Проникнуть во внутрь и всё объяснить хотели и физиологи, и биологи. Проникли. Какое же последовало объяснение? Не глубже того, какое получил Павлов, калеча и мучая сотни несчастных собак. Далее рефлексов дело не шло. Нечто невидимое ускользало от исследователей, оставляя в их руках лишённую жизни оболочку.
В результате такого подхода все лавры и самый громкий успех в «объяснении» человеческого феномена выпал… анатомам. Ведь им удалось не просто заглянуть во внутрь и потрогать, что хочется, но и расчленить, пересчитать все детали и сделать срезы на любой из них. Удивительным является то, что манипуляции с трупами обеспечили не только успех, но и дали право патологоанатомам записывать в биографию человека последнюю строку. Это при всём том, что о живом у всех этих дипломированных специалистов самые смутные представления.
Равнозначный подход к человеку живому и к трупу удовлетворял лишь материалистов. Прочие же исследователи искали других путей, и вскоре последовало озарение – ДУША! Вот где нужно искать объяснения. Но как к ней подступиться и, вообще, где она находится? Этого многочисленные искатели, называемые теперь психологами, никак не могли определить.
Прорыв в этом направлении совершил З. Фрейд. Он тихонько подкрался к «душе» и объявил всем, что никакой души-то, собственно, и нет, а есть либидо,да и то не у всех, и проблемы, болезни и несовершенства человека происходят, следовательно, от того, есть ли у него это пресловутое либидо, в избытке ли оно или его нет совсем.
«Душевные» теории наслаивались одна на другую, плодя новые научные имена и «специалистов». Монопольное «право» на душу, принадлежащее Церкви, стало переадресовываться генеральному специалисту, своего рода патологоанатому психологии – психоаналитику. Теперь к нему бегут «поплакать в жилетку» и проконсультироваться по любому поводу. Иметь своего психоаналитика стало престижно. Без его одобрения американцы, к примеру, стали неспособны совершать каких бы то ни было действий – ни дышать, ни рожать. Вся человеческая жизнь оказалась в блокадном кольце специалистов. Психоаналитик разрешаетжизненный путь человека, патологоанатом –завершает его. Человеческая мудрость и самая элементарная порядочность оказались вытесненными из обращения и подменёнными рациональными мотивами в исполнении этих самых специалистов. Своя голова уже как бы и не нужна, разве что для технических целей: есть, пить да болтать по телефону. Ясно, что при таком подходе к человеку прояснить что-либо трудно.
Быть может, что-то прояснят те, кто ближе к Духу, – богословы? Правда, нам известен многовековой консервативный взгляд Церкви, запрещающий познание телесной природы человека с точки зрения душевно-духовного. Это очень странно, ведь параллельно с общей эволюцией человека должна свой путь развития совершать и Религия как основной представитель сферы Культуры. А что означает такое развитие, к примеру, для Православия? Это означает всё более глубокое познание Слова Божьего, познание факта телесного явления Бога на Земле и познание Мистерии Голгофы. Такого познания в нашу материалистическую эпоху более всего не хватает человеку. Но на познание этих основополагающих фактов Христианства наложенный запрет не отменён до сих пор и любые рассуждения и толкования Нового Завета, могущие вызвать более глубокие вопросы, – пресекаются. Вольно или невольно, но богословы превращают Новый Завет в юридический документ, лишённый жизни, в свод не обсуждаемых правил. Юридическое мировосприятие сделало богословов косными и не способными к творческому поиску, поэтому ничего нового, кроме ветхозаветных определений, мы от них не услышим. Не услышим и от западных теологов, которые «Дух на дух не подпускают» и говорят лишь о душе и теле.
Таким образом, триединый человек тела, души и духа игнорируется общественным сознанием, а точнее – нивелируется до телесно-душевного, но более – до телесного, и осветить его истинное существо на сегодняшний день – большая проблема. Не рассматривая человека в его целостности, наука допускает ту же ошибку, что и при рассмотрении окружающего Мира, т. е. довольствуется односторонне внешним наблюдением. Соответственно и результаты исследований в обоих случаях будут такими же односторонними. Что же в этом страшного? В этом нет, естественно, ничего страшного. Страшное начинается после того, как та же наука, те же исследователи сделают из своих внешних наблюдений обобщающие выводы с претензией на мировой Закон и принудят через систему образования им следовать как единственно верным. Если же государственная система образования централизована, то через учебно-образовательные программы ложный взгляд мгновенно становится профилирующим для всей страны. Причину сегодняшней асоциальности молодёжи и сопутствующих этому пороков нужно искать в подобных учебно-образовательных программах, которые вызывают в душах детей и подростков внутреннее отторжение, подсознательное нежелание следовать им, побуждают их бежать подальше от навязываемой лжи. В итоге мы имеем порочный круг, где школа и ВУЗ учат односторонне будущих родителей, а родители воспитывают односторонне будущих учёных. Как из этого круга вырваться? Надеяться на то, что российский чиновник образумится, и будет радеть за общество – наивно. Чиновник, как правило, безликий исполнитель и ни в чём не заинтересован. Кто же заинтересован? Родители. Вот кто может помочь преодолеть односторонность и не дать зацементировать в ребёнке душевно-духовное существо. Родители кровно заинтересованы во всестороннем, здоровом развитии своего ребёнка. Поэтому на них ещё можно надеяться, тем более что родители первыми встречают звёздное существо, избравшее их, полюбившее их и полностью доверившее им свою судьбу. Это налагает на родителей высокие обязанности и очень непростые задачи. Они не должны сводиться только к тому, чтобы выкормить, вырастить и дать образование. Их задача несоизмеримо большая – суметь так воспитать ребёнка, чтобы он, будучи взрослым, был способен окружающий его мир воспринять как творчество Богов, как выражение их Воли и мог бы включиться в этот общий план, вполне понимая свою космическую миссию. Если родители упростят, занизят свою задачу, то ребёнок окажется опутанным повседневностью и вряд ли сможет оторвать свой взгляд от земли.
О сложной и простой, земной и космической роли родителей, и о секретах "тайной кнопки" мы и попробуем поговорить.
Чего боятся родители и с чего начать.
Существует мнение, что прежде чем говорить о воспитании, нужно чтобы правительство остановило стремительную деградацию общества, иначе, мол, ребёнок, как бы он ни был воспитан, попав во внешний мир, сделается добычей антисоциальных слоёв, т.е. станет наркоманом, вором, преступником и т. д. Зависит ли от правительства или Думы эта проблема? Думаю, что не зависит. Её могут решить только родители, семья. Только они могут воспитать личность, которой не страшна опасность подпасть антисоциальной среде. Ведь не станем же мы просить президента отменить в январе морозы с тем, чтобы выпустить детей погулять? Нет. Мы детей соответствующим образом тепло оденем и выпустим подготовленными к внешним условиям. Но почему в жизни очень часто происходит наоборот, несмотря на то, что все родители, а более всего – матери хотят, чтобы их дети были самыми, самыми, самыми.… Быть может, виной этому являются какие-то упущения или стереотипные ошибки? Проанализируем с этой целью ряд тенденций в воспитании и в подходе к ребёнку.
Современная жизнь пугает родителей тем, что их ребёнок может оказаться к ней неподготовленным: недостаточно умным, недостаточно физически крепким и т.д. Поэтому они стараются готовить ребёнка заранее ко всему тому, с чем ему придётся встретиться в жизни. И прежде всего идёт подготовка к школе. Родительская логика проста: если мой ребёнок заранее научится читать, писать, считать, то в школе он станет отличником и за него не придется краснеть.
Как резонанс возникают подготовительные группы и классы, но родительская озабоченность пытается упредить и их. Ажиотаж в обществе растёт. Появляются «специалисты» по раннему интеллектуальному развитию детей. Вспоминают Моцарта. Проводят конкурсы юных дарований, всё более взвинчивая родительские «комплексы» и амбиции. И вот юное чадо, заподозренное в гениальности, подвергается с поощрения «специалистов-психологов» частному обучению. Иностранный язык, чтение, декламация стихов, математика – всем этим заботливые родители не просто нашпиговывают своего ребёнка, а ещё и как бы соревнуются: чей ребёнок будет «загружен» больше и раньше. Чем раньше загрузят, тем престижней. Если ребёнку шесть лет, то он – старик, его загружать поздно. Начинают в пять, в четыре, в три и ранее, приводя в пример Англию, где ранняя интеллектуализация повсеместно поощряется, да ещё и с применением компьютера! А если на Западе младенцы сумели сесть за компьютер, то неужели наши, российские, младенцы не сумеют сделать того же? И кажется, что вот-вот родительская мечта о чудо-ребёнке будет достижима. Ну кто может этому помешать, или кто может против этого возразить?
Возразить может только Природа . Она нам точно указывает на то, что каждые 7 лет в организме человека происходят радикальные изменения и что эти изменения для нас являются определёнными знаками, которые мы должны понимать и в соответствии с ними помогать ребёнку, а не мешать. Об этом знали с глубокой древности и до 7 лет всячески оберегали ребёнка от любых внешних влияний, т.к. считалось, что пока не начнут выпадать молочные зубы, ребёнок в руках Божественных сил. Примерно к 14 годам ломкой голоса мальчики оповещают о начале третьего семилетия, о том, что в их организме произошли глубокие изменения. У девочек также появившиеся новые физиологические функции и телесные изменения свидетельствуют о новом периоде развития и зрелости.
Каждое семилетие в жизни ребёнка имеет свои особенности. Китайская мудрость, к примеру, оставила современникам своё видение проблемы воспитания и свои ключи на каждое семилетие. Согласно им до семи лет ребёнок – «император», ему всё дозволено; от семи до четырнадцати он выполняет всё, он – слуга; после четырнадцати он – друг, с ним всё обсуждается, с ним обо всём советуются. Почему это именно так – древняя мудрость умолчала. И умолчала по «техническим причинам» – слишком рано ещё было знать, давался лишь ключ. Сегодня же мы имеем счастливую возможность воспользоваться плодами духовной науки 1 и не только понять древнюю мудрость, но и разобраться в том, как в наше время приблизиться к ребёнку, как воспитывать его и при этом не навредить ему.
Когда же и как нужно начинать воспитание? Задолго до рождения и даже до зачатия. Прежде всего, отнеситесь к зачатию как к космическому акту. Добрые мысли, спокойная живая музыка, благородные поступки, состояние любви, общение с природой, – всё это и есть начало воспитания и создание хорошего фона как до, так и после зачатия будущему духовному развитию ребёнка.
После первого шевеления ребёнка, сексуальных настроений и тем более контактов следует избегать. Секс необходим только для зачатия. Даже животные его регламентируют. Подумайте об этом на досуге.
Беременность должна протекать в положительных эмоциях, и лучше, если среди морально-нравственных людей. Будущей маме пойдёт на пользу, если она будет иметь в спальне картину Рафаэля с изображением Сикстинской Мадонны и перед сном уделять ей несколько минут. Особое свойство или дар этой картины в том, что она поможет избежать дурных снов и сократит количество дурных поступков и контактов.
Примерно с седьмого месяца беременности не следует читать эзотерических книг, дающих слишком много сил, т.к. это может стать причиной несвоевременных родов.
Беременным нельзя долго наблюдать процесс вращения в любой форме: колёс велосипеда, перемешиваемой в одном направлении жидкости или гимнастки, вращающейся под куполом цирка. В результате погружения в этот процесс пуповина может обернуться вокруг шеи ребёнка.
За несколько месяцев до родов или во время родов мать может услышать имя ребёнка. Оно связано с космическим ритмом, а ребёнок – частица космоса и вибрирует в определённой частоте. Имя, произносимое окружающими, действует на ребёнка, подобно мантре, напечатлевая свой характер и судьбу. Поэтому имя должно соответствовать дню рождения и не должно даваться в честь или память даже любимых вами родственников. Несоответствие его скажется в дальнейшем на здоровье и особенно на нервной системе ребёнка.
Хорошо, если роды проходят в благожелательной обстановке и в присутствии отца. Ему Р. Штейнер даёт совет, как медитировать во время пауз между схватками:
Пока не чувствуешь боль,
Которая меня обходит,
Не узнанным пребывает Христос,
Действующий в мире. Ибо
Слабым остаётся дух,
Если лишь в собственном теле
Он овладевает чувствованием страдания.
Лучше во время родов не кричать и не использовать наркоз – гасится карма (совет Штейнера).
Сейчас всё чаще можно слышать о том, что для ребёнка полезно, если роды совершать в воду. Такая практика отбрасывает ребёнка назад в отношении его духовного продвижения. Водную стихию в своём развитии человек уже прошёл, и роды ставят на ней точку. Весь организм младенца готов к новому шагу, а не к тому, чтобы превратиться в нечто «водоплавающее», если конечно мама – не русалка! А для облегчения родов лучше использовать естественные возможности: разработать плавно и постепенно мышцы, суставы, связки и не бояться, ведь организм к этому призван. Радость рождения ребёнка, переживаемая вместе с мужем, снимет все страхи и тревоги во время родов.
Плохо если родившемуся младенцу не дают грудь, да ещё и лишают на сутки или больше контакта с матерью. Такая отсрочка мешает, и задать ритм молочной железе, должной производить столько молока, сколько потребует малыш, и воспользоваться молозивом как своеобразной прививкой от внешней инфекции. А для матери всё это может обернуться заболеванием железы и потерей молока.
Кормящей матери лучше носить одежду с длинными рукавами и тёплый платок на груди. На шестом месяце кормление грудью лучше прервать, иначе сохранится более сильная связь с силами наследственности и ребёнку труднее будет их преодолеть. Преодолеть же стремится личностное, индивидуальное в ребёнке, и выражается это в тех самых «обязательных» детских болезнях, которые всем известны, и которых «почему-то» не очень любят родители.
Не бойтесь укачивать ребёнка, но плавно, не дёргая и не тряся. Это для него важная «процедура», только обязательно ритмично. Ритмичность способствует соединению организма с бессознательной мудростью. Добавьте голос. Если он у вас небольшой, не расстраивайтесь, – это не имеет значения. Главное в его красоте, в выразительности интонаций. «Сопроводительный» текст можете использовать какой хотите.
Активность маленьких детей часто приводит к вопросу: как лучше пеленать? Туго стягивать ножки или дать им полную свободу? Полярность этого вопроса и несёт в себе ответ. Если дети часто дрыгают ножками, – это приводит к рассеянности и поверхностности, так как волевое в организме приучается жить анархично, само по себе. Ребёнок будет беспокойным, будет часто пробуждаться, что в дальнейшем приведёт к нервозности, к холерическому характеру, к истерии. А если ножки туго завязывать, дети станут неповоротливыми и в движении, и в характере выражения, ибо в этом случае воля зажата и тихий, малоподвижный ребёнок в будущем может стать невростенником.