Предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способ­ностей.

Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей раннего возраста

Первый год жизни

В первые месяцы жизни ребенок, слушая пение взрослого или мелодии, исполняемые на металлофоне, губной гармонике, проявляет активность. Вначале эта активность непроизвольна и отражается в общем «комплексе оживления» (некоторые движения рук и ног, улыбка, гуление). Постепенно двигательная реакция на музыку становится произвольной, и дети вслед за воспитателем начинают повторять несложные движения.

С общим развитием и ростом малыша (сначала он лежит в манеже, затем сидит, потом стоит) увеличивается возможность двигаться под музыку, расширяется объем движений. Ребята осваивают некоторые плясовые элементы: хлопают в ладоши, взмахивают рукой, полуприседают, ударяют рукой по бубну, пере­ступают ножками, держась за руки взрослого.

Им становится понятна игровая ситуация, и они выполняют простые действия, связанные с содержанием песни, потешки («ла­душки», «коза идет», прячутся, закрывая лицо руками).

Стр.139

К концупервого года жизни дети могут отличать мелодии спокойного и веселого характера, слушая первую и оживленно действуя под плясовую.

Второй год жизни

Малыши подросли, окрепли и могут освоить элементарные взаимосвязи музыки и движения: пробуют ходить, плясать под соответствующее музыкальное сопровождение, хотя движения эти еще мало согласованы, плохо координированы.

Программа музыкально-ритмического воспитания детей этого возраста включает освоение некоторых движений под музыку: ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т д ) повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т. е. подбирается определенный репертуар.

Решается основная задача — развитие первоначальных прояв­лений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясо­вых движений.

Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием прекращать движение. Вырабатывая элементарную ритмичность, воспитатель приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой»), похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой.

Музыкально-ритмический репертуар

Освоению навыков музыкально-ритмических дви­жений помогает соответствующий репертуар. Напри­мер, слушая «Марш» Е. Тиличеевой, дети учатся ходить под музыку; под веселую русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» осваивают плясовые движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук.

Игры и пляски строятся на сопоставлении музыки контраст­ного характера, как, например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую — ве­село топают ногами).

Методы и приемы

В основе методики музыкально-ритмического раз­вития детей на первом году жизни лежат сов­местные действия воспитателя и ребенка, первоначальные подражательные движения. Первое время управляет движениями рук и ног малыша, давая ему возможность ощутить необходимую ритмичность. Когда ребенок начинает сидеть, воспитатель берет его на руки и танцует вместе с ним. Научившись стоять, дети под веселую музыку начинают приплясывать (на руках у взрослого, стоя в манеже, в кроватке). Воспитатель берет малыша за руки и показывает ему движения, связанные с плясовой музыкой: взмахивает руками, хлопает в ладоши и т. п.

Методика разучивания игр, плясок, упражнении с детьми второго года жизни включает: подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопро-

Стр.140

вождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложное движение, некоторые ребята могут выполнить его самостоятельно.

Для активизации детей, пробуждения интереса к движения под музыку широко применяются разнообразные игровые приемы, используются игрушки. Например, в гости к детям приходит мишка, который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» ними и для них. Используются игровые действия с предметами: под музыку дети машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками.

Разучивая пляску, педагог исполняет ее (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных по­буждает двигаться самостоятельно.

Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней участ­вовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки, он говорит: «Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей, зовет: «Идите со мной плясать!»

К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного харак­тера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.

Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).

Наши рекомендации