Итоговая диагностическая работа по русскому языку за курс 5 класса
|
У черта на куличках
Древнюю Москву окружали болота. Была даже пословица: «Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят». А «кулички», или «кулижки, кулишки», и есть болота. В древности эти самые кулички считали пропащим местом, где водится всякая нечистая сила.
Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали в шею нечистую силу, на месте куличек появлялись улицы с домами и церквами. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Богородицы на Кулишках… Да еще москвичи тех давних времен, собираясь в гости к родственникам, что проживали в окраинных местностях, недовольно ворчали; «Ну и даль! Прямо – у черта на куличках!»
Родилось это присловье с полтысячи лет назад. Только и нынче москвичи, которых переселяют из старых домов, но в центр, в новехонькие, но на окраине, с грустью поминают и черта, и его кулички.
1Б |
Составьте простой план текста.
1П |
С помощью одного предложения передайте главную информацию, которая содержится в тексте.
|
1Б |
Сколько звуков в слове южные?
А) 5; Б) 6; В) 7; Г) 8.
1П |
Одинакова ли транскрипция слов полоскать (белье) и поласкать(кота)? Объясните.
1П |
На каком фонетическом законе «держится» рифма в 1 и 2 строке?
Ходит ветер взад – вперед,
Золотые листья рвет.
И летят во все концы
Золотые бубенцы.
2Б |
Укажите, где неправильно разделено слово для переноса?
А) у – ловка; Б) улов – ка; В) уло – вка.
3Б |
В каком ряду оба слова глаголы?
А) бегать, беготня; В) спас, спасательный;
Б) увлечься, увлечение; Г) принес, отнести.
4Б |
В каком предложении употреблена частица?
А) Посадить дерево около школы. В) Посадить не дерево, а кустарник.
Б) Хорошо идти по лесу. Г) Это мой дом.
4П |
В задании 4Б найдите слово с окончанием –О и расскажите о нём как о части речи.
5Б |
Найди существительное в дательном падеже.
А) с печи; Б) к нефти; В) из земли; Г) в тени.
6Б |
В написании какого местоимения допущена ошибка?
А) что-то; Б) кое что; В) что-нибудь; Г) с нами.
7Б |
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) ку…шин, ко..та; В) заж…гать, зап…реть;
Б) в…езд, приш…ю; Г) д…лина, т…лпиться.
|
(1) Когда публика начала собираться, мы незаметно пробрались за кулисы и стали ждать. (2) Ребята суетились, бегали по сцене, проверяли и протирали декорации. (3) На сцене установили фанерную голову с открывающимся ртом, и Игорь Грачев спрятался за нею.
(4) Шишкин прикоснулся к моему плечу, и я увидел, что появился Ваня с блестящим шлемом на голове и деревянным копьем, выкрашенным серебряной краской. (5) Мы быстро влезли в лошадиную шкуру, которую сшила моя сестра Лика. (6) Перед Ваней появился конь.
(7) Ваня залез мне на спину и уселся. (8) Мы с Шишкиным затопали прямо на сцену. (9) Не доезжая до головы пяти шагов, Шишкин начал хрипеть, упираться ногами и становиться на дыбы.
(По повести Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)
1Б |
Что означает выражение становиться на дыбы?
А) Лягаться, брыкаться; В) Бить в воздухе передними копытами;
Б) Негодующе ржать; Г) Вставать на задние ноги.
1П |
К какому словарю вы обратитесь, чтобы объяснить его происхождение?
2Б |
Выпиши из текста слово с приставкой, лексическое значение которой «неполнота действия».
3Б |
Среди предложений 4 – 8 найди сложные. Запиши их номера.
4Б |
Выпиши грамматическую основу из предложения № 8.
4П |
Объясните, почему в предложении №8 подлежащим является цельное словосочетание?
5П |
В чем заключается пунктуационная особенность предложения № 1?
6Б |
Определите тип речи данного текста.
7П |
Текст, который вы прочитали, имеет продолжение. Напиши свой вариант его окончания (4 - 5 предложений).
Система оценивания результатов выполнения