Итоговая диагностическая работа по русскому языку за курс 5 класса

Часть 1. Прочитайте текст и выполните предложенные задания.  

У черта на куличках

Древнюю Москву окружали болота. Была даже пословица: «Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят». А «кулички», или «кулижки, кулишки», и есть болота. В древности эти самые кулички считали пропащим местом, где водится всякая нечистая сила.

Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали в шею нечистую силу, на месте куличек появлялись улицы с домами и церквами. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Богородицы на Кулишках… Да еще москвичи тех давних времен, собираясь в гости к родственникам, что проживали в окраинных местностях, недовольно ворчали; «Ну и даль! Прямо – у черта на куличках!»

Родилось это присловье с полтысячи лет назад. Только и нынче москвичи, которых переселяют из старых домов, но в центр, в новехонькие, но на окраине, с грустью поминают и черта, и его кулички.

Составьте простой план текста.

С помощью одного предложения передайте главную информацию, которая содержится в тексте.

Часть 2. Для заданий 1 – 7 выберите номер правильного ответа. Обратите внимание на то, что часть заданий требует развёрнутого ответа.  

Сколько звуков в слове южные?

А) 5; Б) 6; В) 7; Г) 8.

Одинакова ли транскрипция слов полоскать (белье) и поласкать(кота)? Объясните.

На каком фонетическом законе «держится» рифма в 1 и 2 строке?

Ходит ветер взад – вперед,

Золотые листья рвет.

И летят во все концы

Золотые бубенцы.

Укажите, где неправильно разделено слово для переноса?

А) у – ловка; Б) улов – ка; В) уло – вка.

В каком ряду оба слова глаголы?

А) бегать, беготня; В) спас, спасательный;

Б) увлечься, увлечение; Г) принес, отнести.

В каком предложении употреблена частица?

А) Посадить дерево около школы. В) Посадить не дерево, а кустарник.

Б) Хорошо идти по лесу. Г) Это мой дом.

В задании 4Б найдите слово с окончанием –О и расскажите о нём как о части речи.

Найди существительное в дательном падеже.

А) с печи; Б) к нефти; В) из земли; Г) в тени.

В написании какого местоимения допущена ошибка?

А) что-то; Б) кое что; В) что-нибудь; Г) с нами.

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

А) ку…шин, ко..та; В) заж…гать, зап…реть;

Б) в…езд, приш…ю; Г) д…лина, т…лпиться.

Часть 3. Внимательно прочитайте текст и выполните задания 1 – 6 с кратким и развернутым ответами.  

(1) Когда публика начала собираться, мы незаметно пробрались за кулисы и стали ждать. (2) Ребята суетились, бегали по сцене, проверяли и протирали декорации. (3) На сцене установили фанерную голову с открывающимся ртом, и Игорь Грачев спрятался за нею.

(4) Шишкин прикоснулся к моему плечу, и я увидел, что появился Ваня с блестящим шлемом на голове и деревянным копьем, выкрашенным серебряной краской. (5) Мы быстро влезли в лошадиную шкуру, которую сшила моя сестра Лика. (6) Перед Ваней появился конь.

(7) Ваня залез мне на спину и уселся. (8) Мы с Шишкиным затопали прямо на сцену. (9) Не доезжая до головы пяти шагов, Шишкин начал хрипеть, упираться ногами и становиться на дыбы.

(По повести Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

Что означает выражение становиться на дыбы?

А) Лягаться, брыкаться; В) Бить в воздухе передними копытами;

Б) Негодующе ржать; Г) Вставать на задние ноги.

К какому словарю вы обратитесь, чтобы объяснить его происхождение?

Выпиши из текста слово с приставкой, лексическое значение которой «неполнота действия».

Среди предложений 4 – 8 найди сложные. Запиши их номера.

Выпиши грамматическую основу из предложения № 8.

Объясните, почему в предложении №8 подлежащим является цельное словосочетание?

В чем заключается пунктуационная особенность предложения № 1?

Определите тип речи данного текста.

Текст, который вы прочитали, имеет продолжение. Напиши свой вариант его окончания (4 - 5 предложений).

Система оценивания результатов выполнения

Наши рекомендации