Диагностическая работа по русскому языку 10 класс

Диагностическая работа по русскому языку 10 класс

Вариант 1

____ ___________

(Фамилия, Имя, Отчество) (класс, буква)

Перед Вами задания по русскому языку. На их выполнение отводится 90минут. Внимательно читайте задания.

Часть I

К каждому заданию (№№ 1-10) даны варианты ответов, один из них правильный. В ответе укажите только номер правильного ответа.

1. Укажите, какие из перечисленных слов имеют ударение на первом слоге.

а) средства б) шарфы в) столяры г) шприцы

1) а, в 2) а, б 3) а, б, г 4) а, б, в, г

2. Укажите способ(-ы) образования причастий.

1) суффиксальный 3) суффиксальный, приставочно-суффиксальный

2) приставочный, суффиксальный 4) суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный

3. Укажите предложение, в котором вместо слова ВОСПОМИНАНИЕ нужно употребить НАПОМИНАНИЕ.

1) Часто воспоминания сродни выдумке, творчеству.

2) Студенты не стали дожидаться вторичного воспоминания деканата.

3) Осень прошла быстро, как сбывшаяся мечта, оставив прекрасные воспоминания о былых радостях и счастье.

4) Воспоминания окружили меня, и, предавшись воспоминаниям, я медленно поехал по лесу.

4. Укажите вариант с верным употреблением грамматических форм существительных.

1) В обувном магазине я примерил сандалию, тапку, кроссовок.

2) В обувном магазине я примерил сандалию, тапок, кроссовку.

3) В обувном магазине я примерил сандаль, тапок, кроссовок.

4) В обувном магазине я примерил сандалию, тапку, кроссовку.

5.Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква е.

1) в_стибюль, п_ссимизм, р_жиссёр, вин_грет 3) атт_стат, прив_легии, сент_ментализм, ст_пендия

2) пр_зидент, хр_стоматия, г_потеза, д_рижёр, 4) опт_мизм, б_седа, кал_йдоскоп, п_скарь

6. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с Ъ.

1) пред_юбилейный, п_еса, кинос_ёмка 3) сверх_естественный, об_явление, четырёх_ярусный

2) пред_явить, в_юга, кур_ёзный 4) необ_яснимый, ин_екция, зав_южить

7. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

Во-первых (1) я пишу не повесть (2) а путевые заметки (3) следовательно (4) не могу заставить штабс-капитана рассказать прежде (5) нежели он начал рассказывать в самом деле.

1) 1, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 5 4) 1, 3, 5

8. Укажите, в каком ряду правильно указаны все грамматические основы предложения (знаки препинания не расставлены).

Над Москвой было ещё светло зеленело к западу чистое и прозрачное небо тонко сквозили пролётами верхи колоколен но внизу в сизой морозной дымке уже темнело и неподвижно и нежно сияли огни только что зажжённых фонарей.

1) было; зеленело; сквозили верхи; темнело; сияли огни

2) было светло; зеленело небо; сквозили верхи; сияли огни

3) было светло; зеленело небо; сквозили верхи колоколен; темнело; сияли огни

4) было светло; зеленело небо; сквозили верхи; темнело; сияли огни

9. Укажите вариант, в котором цифры обозначают бессоюзную связь между простыми предложениями в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

Вот кругом него собрался народ из крепости (1) он никого не замечал (2) постояли (3) потолковали и пошли назад (4) я велел возле него положить деньги за баранов (5) он их не тронул (6) лежал ничком (7) как мёртвый.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 3, 5, 7

Прочитайте тест.

1)Достоинство невозможно купить, найти, получить в подарок, выиграть в лотерею. 2)Оно либо есть – либо его нет. 3)Человек, «предрасположенный» к достоинству, предрасположен к нему, видимо, генетически, и никак иначе. 4)Потому что иного и бьёт жизнь, и корежит, но он на всё идёт ради сохранения собственного достоинства. 5)Другому и богатство в руки, и возможности, и воспитание – он всё равно упорно остаётся мразью. 6)Увы, ни богатство, ни признание, ни путешествия, образование, любовь сами по себе не стоят ничего, если в основе человека не лежит его достоинство.7)Только достойным людям живётся непросто, но рядом с ними окружающим, как правило, комфортно, потому что достойный человек никогда не потеснит чужого «я», не станет источником подлости, низости либо предательства.

(По Ю.Золотарёву)

10.Укажите вариант ответа с номером предложения, связанного с предыдущим предложением при помощи вводного слова и лексического повтора.

1) 3 2) 4 3) 6 4) 7

Диагностическая работа по русскому языку 10 класс - student2.ru

Часть II

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания (№№ 11-30). При перечислении слова или числа отделяйте запятыми.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В ночь с субботы на воскресенье похолодало, высыпали звёзды, как в Диканьке, и до рассвета было ещё далеко, когда мы двинули на экскурсию.

(2)Автобус неторопливо поплыл прочь из Москвы по абсолютно пустым улицам, залитым электрическим светом, я приготовилась спать, но почему-то расхотелось. (3)Так странно было ехать и знать, что автобус увозит меня на целый день, и сейчас я окажусь в незнакомом месте, которое любил человек гениальный и странный, совершенно для меня непонятный.

(4)Очень скоро мы приехали в рассвет – мелькавшая за зимними деревьями глубокая чернота стала сразу наливаться розовым и оранжевым, и там, где розовое и оранжевое касалось чёрного, всё становилось почему-то синим, и оказалось, что нет никакой темноты, а есть голубое утреннее ледяное небо. (5)И ещё целый день впереди!.. (6)И вообще всё ещё впереди.

(7)На заправке, где предполагалась «минутка отдыха», мы с Ариной страшно захотели есть и нацелились на шоколадки и орехи в пакетиках, но бдительная Лена нам не разрешила – как можно?! (8)Лена ведёт по телевизору программу «Здоровье» и точно знает, что нам полезно, а что нет, и мы её слушаемся, так уж повелось.

(9)В наш тёплый корабль-автобус мы тем не менее вернулись в прекрасном настроении – мы едем на экскурсию! (10)Вскоре с центральной широкой дороги мы свернули на узкую деревенскую, где на обочинах высились горой наваленные снегоочистителем сугробы, и на заборах сидели недовольные утренние коты, и бодрые дядьки в ушанках и телогрейках орудовали лопатами, отбрасывали снег от невысоких крылечек. (11)По деревенской дороге мы ехали долго и интересно, а потом автобус остановился: дальше расчищена только узкая дорожка, не проехать, к дому на горушке нужно подниматься пешком. (12)Синие плотные тени лежали на сугробах, и приходилось зажмуриваться, переходя из тени в свет, на ослепительное и яростное солнце. (13)Калитка проскрипела, пуская нас в небольшой серый дом, где жил человек, написавший когда-то, «что радость будет, что в тихой гавани все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

(По Т.Устиновой)

11. Выберите и запишите без пробела словосочетание, которое можно использовать в качестве заголовка к тексту: 1)выходные дни; 2)посещение деревни; 3)необычное утро; 4)загородная экскурсия.

Ответ: _________________________________.

12.Выпишите из предложений 1-8 слово, которое позволяет точно назвать время года описанного события.

Ответ: _________________________________.

13. Выпишите из предложения 2 слова, употреблённые в переносном значении.

Ответ: _________________________________.

14.Среди предложений 8-13 найдите предложение, в котором употребляется разговорная лексика.

Запишите его номер.

Ответ: _________________________________.

15. Назовите основное средство выразительности, употреблённое автором в предложении 12.

Ответ: _________________________________.

16. Замените эпитет в словосочетании ледяное небо (предложение 4) синонимичным прилагательным.

Ответ: _________________________________.

17. Из предложений 8-9 выпишите фразеологизм.

Ответ: _________________________________.

18. Какой из перечисленных примеров является олицетворением? Ответ запишите цифрой.

1) автобус поплыл (предложение 2) 3) автобус остановился (предложение 11)

2) автобус увозит (предложение 3) 4) калитка проскрипела, пуская нас в дом (предложение 13)

19. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: _________________________________.

20. Из предложения 4 выпишите слово с чередованием гласных в корне.

Ответ: _________________________________.

21. Выпишите союзное слово из предложения 3.

Ответ: _________________________________.

22. Укажите часть речи слова только (предложение 11).

Ответ: _________________________________.

23. Из предложений 11-13 выпишите краткое страдательное причастие.

Ответ: _________________________________.

24. Словосочетание по деревенской дороге (предложение 11) с видом связи согласование замените синонимичным словосочетанием с видом связи управление. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: _________________________________.

25.Укажите, каким членом предложения являются слова розовое и оранжевое в предложении 4.

Ответ: _________________________________.

26. Укажите количество простых предложений в составе сложного (предложение 1). Ответ запишите цифрой.

Ответ: _________________________________.

27. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

28. Напишите в порядке очерёдности вопросы ко всем придаточным предложениям в предложении 3.

Ответ: _________________________________.

29. Среди предложений 9-13 найдите сложноподчинённое предложение с однородным присоединением придаточных к главному.

Ответ: _________________________________.

30. Укажите, как называется часть предложения 13, заключённая в кавычки.

Ответ: _________________________________.

Диагностическая работа по русскому языку 10 класс

Вариант 2

____ ___________

(Фамилия, Имя, Отчество) (класс, буква)

Перед Вами задания по русскому языку. На их выполнение отводится 90минут. Внимательно читайте задания.

Часть I

К каждому заданию (№№ 1-10) даны варианты ответов, один из них правильный. В ответе укажите только номер правильного ответа.

1. Укажите, какие из перечисленных слов имеют ударение на втором слоге.

а) давнишний б) сливовый в) мозаичный г) зубчатый

1) а, в 2) а, г 3) а, б, в 4) а, б, в, г

2. Укажите способ(-ы) образования деепричастий.

1) суффиксальный 3) суффиксальный, приставочно-суффиксальный

2) приставочный, суффиксальный 4) суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный

3. Укажите предложение, в котором вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ.

1) Каждое выступление цирковых артистов сопровождалось ЭФФЕКТНЫМ световым оформлением.

2) Неизменное восхищение вызывает здание гостиного двора, опоясанное колоннадой с ЭФФЕКТНЫМ портиком.

3) При ярком солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды создавала картину чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ.

4) Действия медсестры и санитарки должны быть прежде всего аккуратными и ЭФФЕКТНЫМИ, чтобы облегчить страдания больному человеку.

4. Укажите вариант с верным употреблением грамматических форм существительных.

1) В обувном магазине я примерил туфлю, тапочку, кеду.

2) В обувном магазине я примерил туфлю, тапочек, кед.

3) В обувном магазине я примерил туфель, тапочек, кед.

4) В обувном магазине я примерил туфлю, тапочку, кед.

5. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква а.

1) п_лисадник, кат_строфа, к_вычки, об_яние 3) обл_ко, п_раллель, лабор_тория, аф_ризм

2) возр_жение, п_норама, ар_мат, об_няние 4) макул_тура, доск_нально, эксп_нат, л_биринт

6. Укажите, в каком ряду во всех словах после приставки не пишется Ъ.

1) с_экономить, без_апелляционный, с_ориентироваться 3) об_ёмистый, с_язвить, раз_яриться

2) пред_обеденный, ад_ютант, без_ядерный 4) трёх_этажный, суб_ективный, транс_японский

7. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

К её великому удивлению (1) на пороге стоял не почтальон и не подруга (2) а какая-то незнакомая женщина (3) молодая (4) благородно одетая и (5) по всем видимостям (6) из порядочных.

1) 1, 3, 4 2) 1, 5, 6 3) 3, 4, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5

8. Укажите, в каком ряду правильно указаны все грамматические основы предложения (знаки препинания не расставлены).

День был жаркий парило прибрежные травы испещрённые жёлтыми цветочками куриной слепоты были душно нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.

1) день был; травы были; вились мотыльки

2) день был; парило; травы были; душно; низко; вились мотыльки

3) день был жаркий; парило; травы были нагреты; вились мотыльки

4) день был жаркий; парило травы; были нагреты; низко вились

9. Укажите вариант, в котором цифры обозначают бессоюзную связь между простыми предложениями в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

Между тем чай был выпит давно (1) запряжённые кони продрогли на снегу (2) месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи (3) висящие на дальних вершинах (4) как клочки разодранного занавеса (5) мы вышли из сакли.

1) 1, 3, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 5

Прочитайте текст.

1)Достоинство невозможно купить, найти, получить в подарок, выиграть в лотерею. 2)Оно либо есть – либо его нет. 3)Человек, «предрасположенный» к достоинству, предрасположен к нему, видимо, генетически, и никак иначе. 4)Потому что иного и бьёт жизнь, и корежит, но он на всё идёт ради сохранения собственного достоинства. 5)Другому и богатство в руки, и возможности, и воспитание – он всё равно упорно остаётся мразью. 6)Увы, ни богатство, ни признание, ни путешествия, образование, любовь сами по себе не стоят ничего, если в основе человека не лежит его достоинство.7)Только достойным людям живётся непросто, но рядом с ними окружающим, как правило, комфортно, потому что достойный человек никогда не потеснит чужого «я», не станет источником подлости, низости либо предательства.

(По Ю. Золотарёву)

10.Укажите вариант ответа с номером предложения, связанного с предыдущим предложением при помощи частицы и однокоренного слова.

1) 4 2) 5 3) 6 4) 7

Часть II

Диагностическая работа по русскому языку 10 класс - student2.ru

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания (№№ 11-30). При перечислении слова или числа отделяйте запятыми.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мы провели в музее несколько часов, слушали экскурсовода, не смея пошевелиться. (2)Смотрели по сторонам и в окна, где располагался сад, спускавшийся с холма к заснеженному лесу. (3)Какие-то ребята катались с длинной ледяной горки – у-ух!.. – уезжали далеко-далеко, голоса отчётливо звучали в морозном и чистом воздухе, мелькали разноцветные помпоны и комбинезоны. (4)Снежная пыль, похожая на бриллиантовую россыпь, переливалась между ветками берёз, и мы смотрели, как она переливается. (5)Потом мчались по узкой расчищенной дорожке к автобусу, а нас всё ждали, а мы опоздали, потому что никак не могли уйти из зимнего сада, от кустов старой сирени, от террасы с широкими и пологими ступенями, всё тянуло побыть ещё немножко.

(6)Наш тёплый корабль поплыл по снеговым волнам и вскоре приплыл к железным воротцам пансионата «Орбита», где нам был обещан обед.

(7)Когда мы вывалились после обеда к автобусу, большая худая собака подошла поздороваться, и мы несколько раз сбегали в столовую за угощением. (8)Собака угощение приняла, а повариха сказала, что собака болела долго, а сейчас только поправляется, оттого и худая.

(9)А день продолжался!.. (10)Мы бродили возле храма, где венчался когда-то тот самый гениальный человек, что писал про девушку, которая пела «в церковном хоре», смотрели с обрыва на замёрзшую речку, и зуб на зуб не попадал от восторга и холода.

(11)Мы возвращались в Москву ночью, притихшие и уставшие от радостных сегодняшних переживаний, когда вдруг один из наших мужчин, попросив у экскурсовода микрофон, сказал на весь автобус:

(12) - Сегодня был один из самых лучших дней в нашей жизни, и я точно знаю, что мы будем вспоминать его всю жизнь.

(13)И все зааплодировали.

(14)Мы договорились, что через две недели опять поедем на экскурсию и возьмём с собой детей, чтобы им тоже потом было что вспомнить.

(По Т.Устиновой)

11. Выберите и запишите без пробелов словосочетание, которое можно использовать в качестве заголовка к тексту: 1) зимний лес; 2) путешествие на автобусе; 3) возвращение в Москву; 4) самый лучший день.

Ответ: _________________________________.

12. Выпишите из предложений 1- 6 слово, которое позволяет точно назвать время года описанного события.

Ответ: _________________________________.

13. Выберите вариант ответа и запишите его цифрой.

В первом абзаце слово у-ух обозначает 1) падение с горы; 2) удивление; 3) испуг; 4) быстрое движение вниз.

Ответ: _________________________________.

14. Укажите номер предложения (из предложений 3-7), в котором одно из слов употреблено как разговорное.

Ответ: _________________________________.

15. Назовите основное средство выразительности (троп), употреблённое автором в предложении 6.

Ответ: _________________________________.

16. Замените эпитет в словосочетании пологими ступенями (предложение 5) антонимичным прилагательным.

Ответ: _________________________________.

17. Из предложений 9-10 выпишите фразеологизм.

Ответ: _________________________________.

18. Найдите в первом абзаце предложение, в котором есть сравнение. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

19. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: _________________________________.

20. Из предложений 2-3 выпишите слово с чередованием гласных в корне.

Ответ: _________________________________.

21. Укажите номер предложения, в котором все придаточные присоединяются союзными
словами (предложения 9-14).

Ответ: _________________________________.

22. Укажите часть речи слова ночью (предложение 11).

Ответ: _________________________________.

23. Из предложений 5-6 выпишите краткое страдательное причастие.

Ответ: _________________________________.

24. Словосочетание с ледяной горки (предложение 3) с видом связи согласование замените синонимичным словосочетанием с видом связи управление. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: _________________________________.

25. Напишите, каким членом предложения является слово поздороваться в предложении 7.

Ответ: _________________________________.

26. Укажите количество простых предложений в составе сложного (предложение 5). Ответ запишите цифрой. Ответ: _________________________________.

27. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

28. Напишите в порядке очерёдности вопросы ко всем придаточным предложениям в предложении 14.

Ответ: _________________________________.

29. Среди предложений 7-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным присоединением придаточных. Запишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________.

30. Укажите, как называется часть предложения 10, заключённая в кавычки.

Ответ: _________________________________.

Наши рекомендации