Необходимость определения стандартов для воспитателей
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Для
Воспитателей учреждений
Раннего воспитания
Введение
Первостепенной целью раннего воспитания ребенка является всеобъемлющее и полноценное его развитие и соблюдение его прав.
Исследования последних лет в области раннего воспитания на международном уровне предоставили множество доказательств в пользу идеи, что программы высококачественного раннего воспитания обеспечивают положительные, устойчивые и долговременные результаты в плане успешности детей, как в школе, так и в жизни, особенно детей из семей с низким экономическим уровнем (Барнетт, 1995; Фрид, 1995). Инвестиции в качественные услуги раннего воспитания полностью оправдывают себя, что подтверждают результаты проведенных экономических анализов (Кухна, 2005; Хекман, 2000, 2006).
Некоторые исследования показали, что:
- подготовка к школе путем обеспечения услуг раннего воспитания обходится дешевле, чем школьное восполнение упущенного;
- базовое воспитание, начиная с раннего возраста, способствует долгосрочному снижению уровня бедности путем закладывания основ непрерывного обучения;
- любая превентивная мера обходится дешевле, чем исправление положения в дальнейшем ;
- экономические инвестиции в программы качественного раннего воспитания оборачиваются многократной прибылью, в силу их значимости для социально-экономического роста.
С каждым годом все больше внимания уделяется обеспечению всех возможностей и условий ухода, развития и обучения в равной степени всех детей, независимо от пола, расы, религии, происхождения, культурной среды или социально-экономического статуса.
Качественное раннее воспитание исходит из знания взрослыми того, как ребенок растет, развивается и учится. Чем лучше будем знать ребенка, тем реальнее будем в своих оценках, относительно того, чего можно ожидать от того ребенка, и тем лучше будем знать, как поддержать его в развитии, с тем, чтобы обеспечить самые адекватные условия для реализации его потенциала.
Для обеспечения единого подхода и общей перспективы развития ребенка разработаны стандарты его обучения и развития в возрасте от 5 до 7 лет. Эти стандарты определяют наши ожидания в отношении того, что ребенок должен знать и, что должен уметь делать по окончании детского сада.
Стандарты обучения и развития ребенка легли в основу разработки стандартов для педагогических кадров, так как профиль профессиональной компетентности воспитателя формируется исходя из того, какими именно знаниями и умениями должны, в нашем видении, обладать все педагогические кадры для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям в плане развития и обучения ребенка.
Необходимость определения стандартов для воспитателей
Обеспечение качества услуг системы раннего воспитания зависит большей частью от качества профессиональной подготовки педагогических и непедагогических кадров, работающих в системе раннего воспитания.
Чтобы обеспечить детям благоприятную учебно-воспитательную среду для обучения и развития, предоставляющую всем детям равные возможности развития в их индивидуальном ритме и освоения индивидуального потенциала и интересов, необходимо, чтобы воспитатель обладал определенными профессиональными компетенциями.
Подобно тому, как каждый ребенок уникален, каждый педагог также уникален, однако результат его труда при любых обстоятельствах должен быть одинаковым: ребенку должен быть обеспечен хороший старт посредством раннего воспитания!
Общим знаменателем воспитателей при всем их различии и является совокупность этих профессиональных стандартов. Несмотря на то, что личность, темперамент и педагогический стиль каждого педагога отличается от других, подход к ребенку, к его обучению и развитию должен быть одинаковым, равно как и ответственность, которую он несет за ребенка.
Благодаря разработке стандартов, все воспитатели будут знать, чего именно ожидать от осуществления профессии воспитателя в сфере услуг раннего воспитания. Таким образом, обеспечивается общий ориентир обязательных компетенций для данной профессии.