Плавание в системе физического воспитания
11.1. Занятия плаванием '^.. > и*^ / ю с детьми грудного возраста ' > п-,...^,^.-,
Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного
возраста являются: " ■■■> ■•> ■ ■> >
.O'i-i |
— улучшение дыхания и кровообращения; "f
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- улучшение деятельности центральной нервной системы;
— укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
закаливания).
Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских поликлиниках и в домашних условиях, под руководством специалистов-медиков. При этом строго учитывается индивидуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес, то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно приступать к занятиям плаванием, которые должны проводиться 5—6 раз в неделю.
Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей стали (длина — 2 м, ширина —1м, глубина — 80 см).
Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вымыть и продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чистой, пригодной для питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время пребывания в воде — не более 10—15 мин. Занятия плаванием лучше проводить в первой половине дня, в одно и то же время. Во время занятий надо постоянно разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно включить тихую, мелодичную музыку.
В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ребенка, не допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая главный принцип постепенности.
В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5—2 месяца необходимо показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при детской поликлинике.
Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по отношению к другим частям тела, ее нужно обязательно поддерживать или прикрепить к чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).
Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5 этапов.
1-й этап. Срок обучения — 1 месяц; в среднем проводится 25 занятий. Продолжительность первых занятий — 15—20 мин при температуре воды 36—37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до 30 мин, а температура воды снижается до 34°С.
Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью методиста ЛФК, который специальными приемами поддерживает ребенка за различные части тела. В течение первого месяца обучения с поддержками применяются три вида упражнений — покачивания, проводки и погружения. Во время выполнения упражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.
Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обучения, являются:
- окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);
- покачивания в воде в поло
жении на спине, используя под
держку «солдатиком». Покачи
вания осуществляются перево
дом ребенка из горизонтального
положения в полувертикальное
и обратно — сначала медленно,
затем все быстрее (2—3 мин).
Для поддержки «солдатиком»
левая ладонь подводится под за
тылок, а правая обхватывает об
ласть таза ребенка (рис. 84);
— использование в качестве
, .% • >]■.■■ к. отдыха между упражнениями
Рис 83, 84. Поддержка под мышки и поддержки в вертикальном по-
«солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая
ладонь с разведенными четырь
мя пальцами обхватывает грудь
ребенка (он чуть заваливается на
ладонь), большой палец поддер
живает подбородок, а правая ла
донь - затылок (рис. 85);
■ j i — поддержка «двойным зам-
ком». Применяется в двух позициях:
а) на спине: подвести обе ла-
дони под спину малыша и
большими пальцами рук, как
замком, обхватить сверху плечи
Рис. 85. Поддержка с завалом ребенка (рис. 86). В таком по-
ма грудь ложении выполнять боковые
покачивания вправо-влево, б) на груди: поддерживая ребенка под грудь и подбородок, выполнять боковые покачивания;
Рис. 86. Поддержка «двойным замком» |
— проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на груди, применяя поддержку «солдатиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.
Покачивания и проводки выполняются на 1—5-м занятиях, постепенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине — до 5 мин; после этого ребенку дается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.
На последующих занятиях проводки усложняются: выполняются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одновременно с покачиваниями («винтом»).
После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяется наличие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике русалки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, приблизив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги
Рис. 87. Скольжение на спине |
в коленных и тазобедренных су
ставах; затем установить пятки
на стенку ванны и на несколько
секунд прекратить свое усилие.
Ребенок должен сам оттолк
нуться от стенки ванны и слегка
проскользить по поверхности
воды. Затем рекомендуется вы
полнить проводку к левой стен-
■'■••• ' - ■ - -' ■ ке ванны и повторить те же дей-
ствия, но в обратную сторону.
Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2—3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повторяется. За одно занятие надо выполнить 2—3 серии таких упражнений, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.
С 15—16-го занятия проводку ■.,.-,-■ т.
Рис. 88. Поддержка «ложкой» |
в положении на спине выполняют с поддержкой «ложкой»: ребенок лежит на спине, а взрослый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его затылок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать поддерживать голову ребенка разведенными пальцами, затем 2-3 пальцами.
Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди — с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца левой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ребенка.
Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжительность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.
Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к задержке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погружению, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погрузить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23—25-м занятиях,
поддерживая ребенка в вертикальном положении, громко сосчитать: «Раз, два, три — ныряй!» — и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5—6 погружений (рис. 89).
На этом программа 1-го этапа обучения заканчивается.
На 1-м этапе нужно придерживаться следующих методических рекомендаций:
Рис. 89. Погружение в воду с головой |
— при горизонтальных про-
>; . :. . -...*>;..-. .. ».и- - водках ребенок должен отдыхать
в вертикальном положении;
—следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго
горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;
—не увеличивать рекомендованное число упражнений;
—не погружать ребенка в воду из положения на спине и не оку
нать в воду плачущего ребенка;
— по окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.
2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).
Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно увеличивается до 40—45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).
Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкий массаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения ногами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движения прямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).
Задачами 2-го этапа обучения являются:
обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине 2—3 мин;
сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;
погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.
На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.
Поддержка «ковшом» — ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).
Поддержка «обхватом сзади» — ребенок находится в вертикальном (рис. 91) или в горизонтальном (рис. 92) положении; взрослый обхватывает его двумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.
Рис. 90. Поддержка «ковшом» |
Рис. 9 ?. Поддержка «обхватом сзади» .!■• . .. -. ,j..- |
Рис. 92. То же в горизональном положении |
Основными упражнениями первого месяца занятий являются проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличение времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Проводки на спине чередуются с проводками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполняется в двух вариантах — на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2—3 проводки в обычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребенка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку — ребенок самостоятельно продвинется в обратном направлении по поверхности воды. Для выполнения скольжения на груди, при поддержке «ожерельем г;: , tj-i.i.-. • '.1 русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки головы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений — та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.
Рис. 93. Скольжение на груди с поддержкой |
От занятия к занятию увеличивается продолжительность самостоятельного плавания ребенка (до 30 с и более). Надо следить, чтобы ребенок сохранял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользоваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5—10 с) можно ослаблять натяжение подвесок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.
На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражнения в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1—3-м занятиях попеременно сгибать и выпрямлять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4—6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытянутыми ногами ребенка (кроль); на 7—9-м занятиях одновременно сгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в стороны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомендуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.
На последних 4—5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой рукой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, погружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выполняя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три — ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоятельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.
3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации движений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом — до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.
Важными задачами данного этапа также являются: ■" '* - ^ ■■'*»»
активизация движений руками;
Рис. 94. Упражнение «качели» |
освоение упражнения «качели»: поддерживая ребенка в положении на груди над самой поверхностью воды двумя руками (одной — под подбородок «дугой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из стороны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4—5 раз подряд провести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).
В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и на груди используются также поддерживающие средства, как «чепчик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка, прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.
Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спине, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отдыха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробовать обойтись без поддержек.
m■ Гч1' ;.>■■-■ ■" -■■■••• г,-; • В положении на груди уп-
Рис. 95. Поддержка «поясом Нептуна» |
ражнения выполняются так же, как и на спине, но для поддержки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К середине обучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется надувать примерно на две трети, затем наполовину.
С 8—10-го занятия упражнения для активизации движений ногами можно чередовать с движениями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положении лежа на спине, выполнять движения руками, как при плавании кролем на спине; затем в положении на груди - движения руками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15—20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выполнить 4-8 серий.
С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепенно отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придется тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.
На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спине; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!» Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не более чем на 4—5 с.
4-й этап.Срок обучения — 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отдыху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).
Задачами 4-го этапа обучения являются:
обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, самостоятельно выполняя движения ногами или руками;
плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддержкой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;
..JO Г |
самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.
Ходьбе по дну ванны отводится по 4—5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна доходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладется и слегка придерживается гладко выструганная реечка, за которую малыш сможет уцепиться. Многие дети ходят, держась за реечку, которую передвигает взрослый (рис. 96).
Рис. 96. Ходьба по дну ванны с опорой о рейку i; г fit |
Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь
и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или руками. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2—3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность самостоятельного плавания до нескольких минут. > ■ i м .:>;•.
Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.
Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15—20 мин на каждом занятии отводится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10—15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помогать ему выполнять движения ногами и руками.
Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2—3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенствовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже известные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными упражнениями надо заниматься в течение 8—10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движения руками.
Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя — 4—5 с (с интервалами отдыха 15—20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.
После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.
В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражнения, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите его сделать то же — и так 10—2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.
5-й этап. Срок обучения — 3-4 месяца (до тех пор, пока домашняя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.
Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Продолжительного каждого занятия — 50—60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29—30°С.
Задачами 5-го этапа являются: .;■*" -t> ■■>>■■<■'.. .yt ..-^й^Щ-'ч.
обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно работать ногами); • .v-.'-j/nt'-V- -'"■'■ ('" 1,иь; !..-.■■ , и • .-bv I. Mi ■ ■•■■
самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;
по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.
В каждое занятие включаются плавание в положение на груди, самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самостоятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются упражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию (выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже известные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выполняя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погружал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положение. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплитуду и выполняться ритмично.
Следует отметить, что разделение периода обучения детей грудного возраста на этапы носит условный характер; продолжительность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что главная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни — закаливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основные принципы закаливания: систематичность и постепенность.
Контрольные вопросы и задания , ° ?>■■.
1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях
плаванием с детьми грудного возраста.
2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами
(гигиенические требования к воде, температурный режим, время
проведения занятий, их продолжительность) ?
3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть
ми грудного возраста.
4. Перечислите основные поддерживающие средства, используе
мые на занятиях плаванием с малышами.
5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни
(задачи, продолжительность, основные средства и методы).
'. i VI ..-•
Рекомендуемая литература ■и ч< ■••■.; ■
1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
в детском саду. — М.: Просвещение, 1991, с. 35—38. '■■ .' •
2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.
3. Физкультура для всей семьи/Сост. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. —
М.: ФиС, 1989, с. 47-50. i ..- - :
• 11.2. Обучение плаванию в детском саду
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.
Занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.
Обучение плаванию проходит, как правило, в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - не менее 2 раз в неделю.
- i Принята следующая возрастная классификация детей дошкольного возраста, на которую ориентируются при планировании обучения плаванию в детском саду: 1-я младшая группа (3-й год жизни); 2-я младшая группа (4-й год жизни); средняя группа (5-й год жизни); старшая группа (6-й год жизни); подготовительная группа (7-й год жизни). Группы детского сада делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и конкретных условий (количества детей в группе, размера бассейна, цели занятия). Число подгрупп в каждой группе будет различным: так, 1-ю и 2-ю младшие группы нужно разделить на 3—4 подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6—8 человек; более старшие группы делят на 2 подгруппы, чтобы в каждой было не более 10—12 человек.
Продолжительность занятий в разных группах тоже неодинако
ва и зависит от возраста и периода обучения. Так, в начале обуче
ния занятия менее продолжительные, а по мере освоения детей с
водой их длительность увеличивается. ' '• .\\.-\\.>
Обучение плаванию в детском саду осуществляется тренерами и инструкторами бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть не более 50—60 см и доходить до пояса занимающихся; температура воды — около 30°С. Занятия проводятся по программе физического воспитания для детского сада; на них решаются задачи освоения с водой и овладения элементами техники плавания.
Продолжительность занятия плаванием детей старшего возраста — не менее 40—60 мин; а во 2-й младшей и средней группах в начале обучения она несколько меньше.
Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с четвертого года жизни ребенка, т.е. со 2-й младшей группы. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, вла-
деют необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения.
В этой группе уже можно проводить не только индивидуальные (как с детьми более раннего возраста), но и групповые занятия.
В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный подход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, ^сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — физических возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степени освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию дошкольников.
Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использовать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.
Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников, основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков. Принято выделять несколько этапов обучения.
1-й этап.Ему соответствует младший дошкольный возраст (3—4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.
2-й этап.Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4-5 лет). Основная задача - приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполняют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз подряд).
3-й этап.Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача — обучение плаванию избранным способом. К концу этого этапа дети должны проплывать 10—15 м на мелководье разученным способом в полной координации.
4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6—7 лет). Основная задача — совершенствование техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в вода Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.
Освоение различных движений осуществляется путем многократного их повторения; количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии надо предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на основе подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое значение при обучении плаванию имеет показ, который должен сопровождаться доступными для детей пояснениями инструктора.
Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, такие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о выполнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.
В работе с детьми 4—6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов при разучивании упражнений.
Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.
Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста: детям 3—4 лет дается несколько меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.
Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плаванием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя исправлять одновременно несколько ошибок — это рассеивает внимание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недостаточной степенью общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общую схему движений избранного способа плавания, и не требовать от них точности в технике.
Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении
дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.).
Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрасте, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку - с учетом индивидуальных особенностей егоразвития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.
Контрольные вопросы и задания
■I. ■ ■ • ■ .-.■■•■ .;
1. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.
2. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду
(уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?
3. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми
дошкольного возраста?
4. Назовите этапы обучения плаванию дошкольников (задачи и со
держание каждого этапа, методы обучения).
5. Каковы особенности методики проведения занятий плаванием с
детьми дошкольного возраста? -;
Рекомендуемая литература -
Булгакова П.Ж. Плавание. — М.: ФиС, 1999 — (Азбука спорта).
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в
детском саду. — М.: Просвещение, 1991. ■ ■•-
Обучение плаванию