Конспекты комплексных подгрупповых занятий

ВВЕДЕНИЕ

)

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение де­тей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

- бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;

- плохое понимание оттенков значений слов;

- аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

- предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существитель­ных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

- связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

- расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);

- развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;

- упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

- составлять предложения по опорным словам;

- преобразовывать деформированные фразы;

- распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих воп­росов педагога и самостоятельно;

- составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия - составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

- развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание;

- составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;

- обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского язы­ка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по­
может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго­
товленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов воспри­ятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современ­ные средства обучения:

- магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;

- магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выра­зительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развер­нутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации