Конспекты комплексных подгрупповых занятий

ВВЕДЕНИЕ

)

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение де­тей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

- бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;

- плохое понимание оттенков значений слов;

- аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

- предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существитель­ных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

- связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

- расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);

- развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;

- упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

- составлять предложения по опорным словам;

- преобразовывать деформированные фразы;

- распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих воп­росов педагога и самостоятельно;

- составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия - составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

- развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание;

- составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;

- обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского язы­ка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по­
может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго­
товленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов воспри­ятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современ­ные средства обучения:

- магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;

- магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выра­зительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развер­нутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ЗАНЯТИЕ № 1

П. Основная часть занятия

1.Вступительное слово логопеда.

Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произош­ло и о ком эта история.

2.Беседа по содержанию каждой картины.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на воп­росы.

- Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок та­кой печальный? Почему щенок никуда не уходит?

- Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит ще­нок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали де­вочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?

- Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и ще­нок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?

- Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?

3.Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

У собаки мокрый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик.

4.Игра на внимание «Запомни и назови».

Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и за­помнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем перево­рачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к

первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревно­вания.

5.Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины.
Выполнение двухступенчатой инструкиии логопеда.

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к ка­кой из четырех картин оно относится. Наступила поздняя... Девочки сидели... Уже почти все листья ... Щенок сладко спал, а девочки... Во дворе гулял...

Щенок не знал, куда ему идти и сидел ... Щенок поел и сразу... Подружки решили забрать ... -Дома девочки... Две девочки увидели... Теперь у подружек появился настоящий ...

6.Игра «Путанииа».

Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и пос­ледовательности событий в рассказе по ССК.

Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинами, но перепутал их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку.

7.Припоминание предложений из упражнения 5

с опорой на правильно расположенные картины серии.

8.Придумывание названия рассказу или подбор
из предложенных логопедом вариантов.

Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашел друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.

II. Основная часть занятия

1.Коллективное составление вариантов предложений
к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Упражнение выпоняется по подсказке логопеда - одному данному слову.

- Картина № 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...

- Картина № 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...

- Картина «Л/? 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...

- Картина № 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наибо­лее удачных вариантов.

2.Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.
Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов).

Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картине.

- Картина № 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (капал, лил; лил как из ведра)...

- Картина № 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, приобрели, привели домой)...

- Картина № 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Ще­нок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...

- Картина № 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...

3.Объединение отработанных предложений в связные фрагменты
рассказа в соответствии с повествовательным планом

и 4 картинами серии.

4.Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.

ВВЕДЕНИЕ

)

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение де­тей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

- бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;

- плохое понимание оттенков значений слов;

- аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;

- предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существитель­ных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;

- связная речь развита слабо - пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Мето­дика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четы­рех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение де­тей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

- расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);

- развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;

- упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия - обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

- составлять предложения по опорным словам;

- преобразовывать деформированные фразы;

- распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих воп­росов педагога и самостоятельно;

- составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия - составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

- развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание;

- составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова - подсказки логопеда;

- обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского язы­ка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.
Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по­
может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий
логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго­
товленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов воспри­ятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быс­трее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содер­жательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, разви­ваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современ­ные средства обучения:

- магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;

- магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выра­зительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит де­тей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развер­нутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации