Конспекты индивидуальных занятий

Звук С

Подготовительный этап

ЦЕЛИ

• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

• Формировать длительную направленную воздушную струю.

• Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

• Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

• Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятия.

• Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

• Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) — го­рох; салатник (салат) — морковь; тарелка (пюре) — карто­фель; чашка (компот) — груша; пироги — яблоко; предмет­ные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картин­ка с изображением овощей.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказ­кой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Ребенок отвечает.

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), сто­ит он за забором (упражнение «Забор» ). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь

открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.

Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язы­чок, «Пошлепаем по язычку» ) и села отдохнуть (упражнение «Лопата» ).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, ос­тановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашива­ет: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произно­сить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе
жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого
языка), стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)

3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страни­ца). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у
него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.) Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок

дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и

стали жить все вместе.

4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая
страница). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение
«Почистим нижние зубки» ). Мечтает она о вкусном обеде.

Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть — тость — кошть — кость.

Чупчик — тупчик — суптик — супчик.

Шошишка — соситка — фосифка — сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок прогова­ривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Ста­ли они жить вместе.

5. Бежит мимо волчок — серый бочок, несет с собой какой-
то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи» ).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (На­зывает.)

Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пусти­ли его в теремок.

6. Идет мимо большой... (открывается следующая стра­ница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Ло­пата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу
громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в терем­ке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними
зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на
теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.

Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни гром­ко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с...

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого язы­ка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не постра­дал!

Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!

Постановка звука [с]

ЦЕЛИ

• Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.

• Учить правильно произносить звук [с] с механической по­
мощью и по подражанию.

• Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.

• Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

• Упражнять в правильном употреблении форм винительно­го и родительного падежа единственного числа имен суще­ствительных.

• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мел­
кую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка-дразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука [с]; предметные картинки с изображе­нием предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, та­релка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения); набор рыбок.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражне­ние «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у
тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим
Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем
по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный
язычок» ). А теперь положи на нижнюю губку плоский язы­чок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», со­провождается работой с игрушкой-дразнилкой.)

Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок» ). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!

3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем
воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свис­тит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механи­ческой помощью).

4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как
только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу
«Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.

Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка зву­ка [с] с механической помощью, затем по подражанию).

5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько
здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот
пирожок с яблоками, какой он?

Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фрукто­вый. )

6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана
свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью,
затем по подражанию).

А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показы­вает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Анало­гичная работа с остальными картинками.)

Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с меха­нической помощью).

7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с
ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему
рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут вле­
во. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-
с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с
механической помощью).

8. Прежде чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с
рыбками.

Пальчиковая игра

В нашей речке там и тут Рыбки плавают, мой друг.

1, 2, 3, 4, 5 —

Можем рыбок сосчитать.

Ребенок повторяет за логопедом только движения.

9. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомил­ся с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!


Наши рекомендации