ИГА. Вопрос 2. Методика развития словаря дошкольника
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного запаса родного языка. Развитие языка понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Слово- это знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами называют конкретные предметы, отвлечённые понятия, словами выражаются чувства и отношения. Следует различать значение и смысл слова. Смысл– это содержание слова в речи, в определённом контексте. Слово в речи может определять различные смысловые и эмоционально-экспресивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими словами. Большая роль в изменение смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится. Слова в языке не существуют изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему.
Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно происходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки детей к школьному обучению. Проводя словарную работу, педагоги решают задачи нравственного и эстетического воспитания. Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры. Особенностью словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитие словаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трём годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок происходит не только и не столько за счёт слов заимствования слов из речи взрослых, а за счёт овладения способами образования слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 -2500; а в 6 -7 лет до 3500-4000 слов. В последнее время в методической литературе приводятся более высокие показатели. Так некоторые исследователи считают, что словарь современного дошкольника, идущего в 1 класс, насчитывает порядка 7000 слов.
Качественное развитие словаря – это развитие значений слов, по словам Л.С, Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
В современной методике принято выделять четыре основные задачи.
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно использует в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Оно должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
В-четвёртых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалекты, просторечия, жаргоны).
Все задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне.
Содержание словарной работы. Содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем мире, развития и совершенствования различных видов деятельности.
Дети усваивают бытовой словарь: название частей тела, лица, название игрушек, посуды, мебели, одежды, пищи, помещений.
Природоведческий словарь: названия явлений природы, растений, животных.
Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни.