Информационные технологии в научно-педагогической деятельности.
Информационные технологии в образовательной деятельности.
Для реализации современных ИТ в системе образования необходимо:
1. Создать технологические условия, обеспечивающие нормальное функционирование оборудования в рамках учебного заведения.
2. Подготовить квалифицированные кадры для поддержки оборудования, а также разработки учебно-методических аспектов применения ИТ.
3. Обеспечить опережающее развитие производства информации и знания.
4. Создание информационно-правовой базы использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях.
Информационные технологии в научно-педагогической деятельности.
Конструирование логики педагогического исследования:
1. Накопление знания и фактов.
2. Стадия теоретического осмысления фактов.
3. Опытно-экспериментальная работа.
4. Анализ и оформление результатов педагогического исследования.
5. Пропаганда и внедрение результатов исследования.
Этапы проведения педагогического исследования:
На первом этапе могут быть использованы для поиска источников, а также работы с литературой электронные каталоги, Интернет с различными поисковыми системами. Для планирования исследования используются так называемые программы-органайзеры.
На втором этапе происходит теоретическое осмысление работы.
На третьем этапе применяются эмпирические методы исследования (наблюдения, беседы, интервью), социологические методы (анкетирование, тестирование, экспертные оценки), математические методы (регистрация, аранжирование, шкалирование, моделирование, диагностика и проч.)
(11.09.2015)
Для фиксации данных педагогического исследования (протоколы наблюдений, фото- и видеосъемка, запись различных фонограмм и проч.) На этом этапе используются стандартные приложения ОС для обработки, хранения, воспроизведения мультимедийной информации. Кроме того, часто используются графические редакторы, как встроенные в ОС (пакет прикладных программ, напр. Microsoft Office Picture Manager), которые позволяют обрабатывать растровые и векторные графические изображения. Для обработки числовых данных, полученных в ходе статистического исследования применяют специализированные статистические пакеты (statistica, stadia, spss и проч.) Microsoft Excel вместе с перечисленными пакетами статистической обработки данных обладает широкими возможностями по статистическому анализу первичных данных (информация, собранная с помощью тестирования, анкетирования, интервью) . Сбор первичных данных может производиться как «вручную» (т.е. с помощью анкет или бланков на бумажной основе), так и автоматизированно с помощью специализированных приложений (напр. тестовые оболочки), сайтов, программ-опросников (MMPI) и проч.
На четвертом этапе дают обоснование заключительных выводов по теме исследования, практические рекомендации, связанные с исследованием, выполняют научный доклад, ведут подготовку статей по теме исследования, учебных пособий, монографий и проч. Кроме того, готовят презентации, плакаты, видеоролики и проч.
На пятом этапе готовят выступление на кафедрах, семинарах, конференциях и проч. Выполняют публикации в СМИ, в т.ч. и в электронных.
Компьютерные технологии как средство обучения.
Существует несколько подходов к оценке возможностей современных ИТ к обучению на разных ступенях образования.
Первый подход, принятый в зарубежной практике, предполагает деление компьютерных технологий, применяемых в обучении, на следующие:
1. Технологии компьютерного программированного обучения (реализует механизмы программированного обучения с помощью специализированных компьютерных программ).
2. Изучение с помощью компьютера (предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала; характер деятельности не регламентируется).
3. Изучение на базе компьютера (дает возможность использования разнообразных средств обучения, в т.ч. и традиционных при основе на базе компьютера).
4. Обучение на базе компьютера (подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому как с участием педагога, так и без участия педагога; дистанционная среда обучения).
5. Оценивание с помощью компьютера.
Второй подход: при организации образовательного процесса в условиях информатизации необходимо рассматривать и понимать педагогические цели использования компьютеров и современных видов связи. В этой связи автор (Роберт) выделяет следующие педагогические цели разработки технологии компьютерного обучения:
1. Личностные цели (развитие личности обучаемого, т.е. развитие мышления, коммуникативных способностей, формирование алгоритмического мышления, умение осуществлять опытно-экспериментальную деятельность, формирование общей информационной культуры).
2. Увеличение интенсивности учебно-воспитательного процесса на всех уровнях (повышение эффективности и качества процесса обучения, обеспечение стимулов к обучению, углубление межпредметных связей и проч.)
3. Совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности (методическая поддержка педагогов, расширение возможностей общения и сотрудничества в рамках педагогических сообществ, возможности непрерывного профессионального роста и переподготовки, создание единой информационно-образовательной среды).
Компьютерных технологии как средство автоматизации управления образованием.
Автоматизация управления учебным заведением на основе средств компьютерных и коммуникационных технологий позволяет:
1. Структурировать информацию об учебном процессе, сделать ее более доступной и наглядной (электронное расписание, электронные журналы и проч.)
2. Автоматизировать основные информационные процессы между учреждением образования и органами управления образованием (avers director).
3. Повышение эффективности и качества работы за счет оперативности в получении достоверной информации об объектах управления и контроля.
(18.09.2015)
Внедрение ИТ в административно-управленческую деятельность учебных заведений как правило проходит в несколько этапов:
1. Повышение квалификации и методическая поддержка преподавателей и сотрудников в области информационных технологий управления.
2. Развитие материально-технической базы.
3. Развитие и совершенствование информационно-управленческой системы.
4. Обобщение и систематизация опыта работы по созданию и внедрению автоматизированной системы управления.
Перспективные направления разработки ИКТ в образовании.
Кроме большого предложения цифровых образовательных ресурсов на современном этапе развития информатизации образования появилось большое предложение информационных образовательных сред, предназначенных как для электронного обучения, так и поддержки традиционной формы преподавания.
Понятие информационно-образовательная среда в российской педагогике предполагает как дистанционные формы обучения, так и поддержку традиционной формы классно-урочных.
Разделяют следующие типы информационно-образовательных сред:
1. Закрытые (среда, в которой разработка и применение информационных ресурсов ведется внутри одного учебного заведения).
2. Открытые (в отличие от предыдущего типа предполагает генерацию и распространение учебных материалов для широкой общественности; пользователи могут работать как с элементами образовательной программы (напр. курсом или тематикой), так и целиком осваивать образовательную программу или направление подготовки).
Требования, предъявляемые к информационно-образовательным средам:
1. Создание возможности для индивидуализации обучения и развития обучающихся.
2. Возможность применения сетевых технологий (применение Интернет-технологий) – развитие методик, связанных с внедрением Интернет-технологий. (Тиффин, Ранш Синк Хан «Что такое виртуальное обучение», 2004)
Информационно-образовательная среда подразумевает активизацию совместного сотрудничества педагогического корпуса, образовательных учреждений разного уровня и профиля для разработки:
- Современных дидактических материалов на цифровой основе;
- Разработка методических материалов по различным направлениям;
- Создание условий для повышения качества образования, внедрения более рациональных и достоверных форм оценивания результатов учебной деятельности;
- Возможность совершенствования системы непрерывного повышения квалификации, в первую очередь для педагогов и работников управления системы образования;
- Возможность проведения опросов, анкетирования на различных уровнях.
Использование Интернет-ресурсов в практике обучения.