Специфика самостоятельной работы с научной литературой

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме — это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в лите­ратуре по избранной вами теме.

Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. В составлении списка необходимой для изучения литературы обяза­тельно участие самого исследователя.

Сначала можно привести ряд общих рекомендаций:

1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких ра­бот, из которых можно получить представление об основных вопросах, к ко­торым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециально­го материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные кар­точки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке. В первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузов­скими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь со­брана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может по­мочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной те­ме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопро­су, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различ­ными типами чтения, предполагающими различную степень глубины про­никновения в материал.

а) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, ко­гда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или па­раграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

Важно научиться свободно оперировать различными приемами работы с текстом. Здесь желательно ориентироваться в структуре издания.Вот лишь ее некоторые характерные элементы с соответствующими им функциями:

· заголовок в научной литературе указывает на тему;

· аннотация расположена на обороте титульного листа и представ­ляет содержание работы;

· оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;

· предисловие излагает задачи, поставленные автором; более под­робно характеризует структуру издания и ориентирует в ней чита­теля. Оно предваряет изложение основного материала и дает уста­новку на его восприятие;

· послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

· справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации бу­дет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкрет­ной работы тот или иной текст.

б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и со­поставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

в) Изучающее чтение — это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения ма­териала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспри­нимать информацию.

Цель изучающего чтения — получение необходимой информа­ции; понимание логики доказательств; поиск ответов на по­ставленные перед вами вопросы.

3. Приемы фиксирования нужной информации. Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество.Следует лишь верно выбрать имен­но тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуаль­ным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ас­социативных связей:

- можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов;

- для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал;

- для третьих — выписывать исключительно цитаты.

Один из удобных способов оформления извлеченной из текста инфор­мации традиционно является составление на ее основе специальныхкарточек.Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению - они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы.

Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется.

Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной сторо­ны.

Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

Схема:

· Основное содержание цитаты (кратко)

· Глава ______

· Параграф ________

· Содержание цитируемого материала (если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют).

· Библиографические данные издания(с обязательным указанием страницы).

4. Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажет­ся необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, — это может лишь повредить целостности и логичности ис­следования. Если доказательство того или иного положения строится пре­имущественно на цитатах, то это; как правило, производит неблагоприятное впечатление.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию ма­териала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную ин­формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужи­ми работами как отклик на них.

Наши рекомендации