Социальная работа с инвалидами

К инвалидам относят людей с различными наруше­ниями, заболеваниями. Некоторые страдают недостатка­ми, которые делают обучение трудным для них,– аутизм и синдром Дауна. У других – это физические недостат­ки, такие, как потеря слуха, зрения, нарушения двигатель­ного аппарата. Многие люди страдают двумя-тремя ви­дами нарушений. Любой профессионал, работающий с людьми, имеющими нарушения, стремится помочь этим людям измениться и вести более полноценную жизнь.

Люди с любыми серьезными нарушениями счита­ют, что повседневная активность – слишком большая нагрузка. С помощью специального обучения и трени­ровки многим из них можно помочь преодолевать эти трудности, научить их максимально использовать те умения, которыми они уже владеют. Обычно это требу­ет большой практики и тренировки.

Как правило, люди, страдающие нарушениями, хотели бы, чтобы к ним относились так же, как к дру­гим. Главная задача социального работника – помочь этим людям жить максимально независимо.

Помощь инвалидам оказывает широкий круг орга­низаций. Приблизительно их можно разделить на 3 группы: граждане, зарабатывающие тем, что обеспечи­вают уход за инвалидами; общественный сектор, состо­ящий из благотворительных организаций, оплачиваю­щих штат и другие расходы из той суммы, которую получают из государственных фондов, пожертвований отдельных граждан и гонораров за предоставляемые услуги; местные власти, обеспечивающие большую часть социальных услуг инвалидам. Местные власти занимаются подбором кадров квалифицированных со­циальных работников для работы по месту жительства, в дневных центрах, пансионатах, общежитиях, больни­цах или в условиях интернатов и дневных школ.

Инвалиды, нуждающиеся в дополнительной поддер­жке в дневное время, могут посещать дневной центр, находящийся в пределах досягаемости от их дома. Есть несколько типов дневных центров как в подчинении ме­стных органов, так и независимых, или общественных агентств. В дневных центрах работают многопрофесси­ональные команды, которые, кроме социальных работ­ников, могут включать психологов, терапевтов и трудотерапевтов, штат медсестер, инструкторов и учителей.

Центры подготовки взрослых и центры образования продолжают образование молодых людей, имеющих труд­ности в обучении, после окончания школы .Упор делается на самостоятельный уход и развитие умений делать по­купки, готовить пищу, обращаться с деньгами и т.п., что позволяет пациенту жить в обществе и рассчитывать на собственные силы. Классы также предоставляют заня­тия по рисованию, рукоделию, работе по дереву, физкуль­туре, чтению и письму. Небольшое количество центров подготовки взрослых и центров образования имеет спе­циальные подразделения по уходу за теми, кто нуждается в интенсивном лечении и поддержке.

Некоторые центры подготовки взрослых имеют плат­ные вакансии для инвалидов (работа от простой сборки деталей и рукоделия до более сложных процессов, вклю­чающих использование резных и электроинструментов). Успехи пациентов регулярно оцениваются в процессе обучения, в некоторых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением инструкторов. Штат центров подготовки взрослых включает инструкто­ров, учителей и руководителей мастерских.

Деятельность центров образования обеспечивает­ся социальными работниками, служащими по трудоус­тройству инвалидов и терапевтами. В центрах образо­вания основное внимание уделяется формированию навыков общения и социализации. Некоторые центры предлагают также альтернативные виды деятельности в дневное время, такие, например, как групповая рабо­та по месту жительства.

Не всегда возможно обеспечить интенсивный или продолжительный уход за людьми с серьезными наруше­ниями на дому, особенно если они одиноки или если семьи и друзья не могут справиться с уходом за ними. В таких случаях лучше, если поддержка и уход осуществляются в интернате или пансионате. В последнее время приветству­ется создание маленьких семейных групп из 3-х или 4-х инвалидов, которые проживают общиной рядом с магази­нами, общественным транспортом и досуговыми учреж­дениями. Штат таких пансионатов зависит от функций и размера центра и нужд проживающих там людей.

Обучение детей-инвалидов может проходить в спец­школах или в спецклассах обычных школ. В некоторых случаях обучение проводится на дому. Главная цель – научить основам грамоты и счета, сформировать дви­гательные умения и навыки социализации. Последние включают одевание, умение пользоваться столовыми приборами, умывание, обращение с деньгами, покуп­ки, приготовление еды, пользование банками, телефо­ном, транспортом. Кроме того, ученики имеют возмож­ность изучать академические дисциплины и получать основы профессии.

Дети с физическими недостатками могут следовать программе обучения для обычных детей. Некоторые дети обучаются в школах для детей со специальными видами расстройств или в специальных группах в обыч­ных школах. Где это возможно, их обучают вместе со здоровыми детьми. Штат работающих в системе образо­вания и вспомогательные службы включают учителей, служащих по трудоустройству, служащих по наблюде­нию за образованием и социальных работников, чья роль состоит в координации предоставляемых услуг.

Наши рекомендации