Последовательность выполнения заданий
1. Установочная консультация методиста по психологии.
2. Изучение примерной схемы психологической характеристики.
3. Повторение теоретического материала по теме исследования.
4. Знакомство с классом. Беседа с классным руководителем об истории становления и развития данного коллектива.
5. Оформление дневника наблюдений (дневник ведется в течение всей практики).
6. Проведение бесед с учителями-предметниками о классе.
7. Изучение формальной структуры класса, актива, распределения поручений.
8. Посещение уроков всех типов и внеклассных мероприятий в целях проведения целенаправленного наблюдения за классным коллективом.
9. Изучение и выбор экспериментальных методик.
10. Проведение экспериментального изучения классного коллектива и межличностных взаимоотношений при помощи социометрии. Также использовать другие методики (на выбор).
11. Систематизация полученных данных и составление характеристики классного коллектива.
12. Обсуждение и доработка характеристик.
13. Оценка работы студентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для учителя важно уметь исследовать межличностные отношения в группе. Классному руководителю нужно знать кто лидирует в классе, на кого можно опереться во внеучебной и учебной работе, а кто является изгоем, и требуется ли этому ребенку помощь со стороны учителя или ученика. Есть ли в классном коллективе ребята, равнодушные к своему положению в данной группе или претендующие на роль лидера? Каковы отношения между мальчиками и девочками, дружный ли класс? Для ответа на эти важные вопросы недостаточно одной социометрической методики, необходимы другие виды наблюдений за группой, в том числе в специально организованных ситуациях, прямые опросы, знание истории формирования и развития группы, особенностей личности ее руководителя и т.д.
И все же владение и правильное применение социометрии дает исследователю весьма богатую и достоверную информацию.
Социометрия (от лат. societas — общество, metreo — измеряю) — разработанный Дж. Морено социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
Одно из центральных понятий этой теории «теле» — термин, обозначающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают.
Назначение социометрической процедуры может быть трояким:
1) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;
2) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «изолированный»;
3) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить внутригрупповые связи людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социальнопсихологической совместимости ее членов, дать количественную оценку сплоченности, выявить конфликты в группах, между группами и т.п.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переконструирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
В результате социометрической процедуры составляются социометрическая матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности, осуществляется построение социоматриц и социограмм.
Социометрия, как метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документации, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а, наоборот, гармонично дополняет, обладая рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. На сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе.
В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп. Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений, показали, что социометрия позволяет проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности и не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе учета социальных факторов.