Как узнать, почему кто-то что-либо делает (не делает)
Вопросительное наречие «почему». Сложноподчиненное предложение с придаточным причины (союз «потому что»).
— Почему ты не ешь яблоки?
— Потому что я не хочу.
— Почему ты не рисуешь?
— Потому что я играю.
— Почему ты не читаешь?
— Потому что я хочу смотреть телевизор.
6. Кто что умеет (не умеет) делать. Вопросительное наречие «почему», союз «потому что».
— Почему ты не танцуешь?
— Я не умею танцевать.
— Почему ты любишь петь?
— Потому что я умею хорошо петь.
Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенномконтексте. Их затрудняет понимание смысла предложения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуации, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом ключевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.
7. Как уточнить, о чем идет речь. Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в винительном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».
Род | Именительный падеж | Винительный падеж |
Мужской | Какой? Это красный шар. Синий троллейбус. | Саша купил какой? Красный шар. Синий шар. |
Средний | Какое? Это красное яблоко. Синее пальто. | Оля взяла какое? Красное яблоко. Мама купила какое? Синее пальто. |
Женский | Какая? Это красная машина. Синяя ракета. | Антон нарисовал какую? Красную машину. Синюю ракету. |
Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.
— Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.
— Какой?
— Синий.
— Я хочу нарисовать яблоки.
— Какие тебе нужны карандаши?
— Красный и желтый.
8. Как уточнить, о чем идет речь (продолжение). Зависимость окончаний прилагательных от категорий одушевленности и неодушевленности.
Прилагательные в винительном падеже единственного числа | ||
Род | Неодушевленный. Существительное. Что? | Одушевленный. Существительное. Кто? |
Мужской | Какой? Саша увидел новый самолет. Ира купила синий портфель. | Какого? Саша увидел нового товарища. Ира купила синего попугая. |
Женский | Какую? Оля нарисовала большую синюю машину. | Какую? Оля нарисовала большую синюю птицу. |
— Какого ты гладишькота?
— Большого, рыжего.
— Какой ты рисуешь дом?
— Высокий, желтый.
9. Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь. Притяжательные и указательные местоимения в винительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».
— На какого медведя ты хочешь посмотреть?
— Вот на этого, белого.
— Какую лису ты видел?
— Вот эту, рыжую.
— Где твоя мама?
— Моя мама рядом со мной.
— Где ваша (ваш) дочка (сын)?
— Моя дочка (сын) рядом со мной.
И т. д. Со всеми местоимениями по таблице.
Именительный падеж | Винительный падеж | ||
Мужской род | Женский род | Мужской род | Женский род |
мой твой его наш ваш их этот | моя твоя ее наша ваша их эта | моего твоего его нашего вашего их этого | мою твою ее нашу вашу их эту |
10. Кто кому помогает. Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «помогать».
— Это наша комната. В комнате беспорядок.
— Я помогаю бабушке наводить порядок.
Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.
Помогать | Кому? | Что делать? |
Я помогаю Ты помогаешь Они помогают | мне, тебе, ему маме, папе Ивану | собирать грибы рисовать работать |
11. Как обозначить неопределенное количество предметов.Слова «много», «мало».
— У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т.п.
Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числительных 5—20 и слов «много», «мало».
— На улице много машин.
— Мама купила 6 открыток.
— Папа принес 10 яблок.
— У меня мало машинок.
— В коробке 16 кубиков.
— На дереве много птиц.
12. Кто чем занимается в свободное время. Спряжение глагола «заниматься».
— В свободное время мы занимаемся спортом.
— Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.
— Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.
Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.
Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.