Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа дисциплины

История и методология юридической науки

М2.Б.1. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Направление подготовки

40.04.01. (030900.68) - Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)

Профиль подготовки:

Адвокатская и правозащитная деятельность;

Гражданское право, семейное право, международное частное право;

Правовое регулирование государственного и муниципального управления;

Правовое регулирование охраны окружающей среды и природопользования;

Предпринимательское право, коммерческое право;

Современное международное право в условиях глобализации;

Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика;

Юрист в сфере финансовой и налоговой деятельности

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Форма обучения

Очная, заочная

Разработчик (составитель):

Д.ю.н., проф. Тимонин А.Н.

Уфа - 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы  
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы  
3. Объем учебной дисциплины
4.   4.1.   4.2.   5.   Содержание дисциплины   Содержание дисциплины для очной формы обучения   Содержание дисциплины для заочной формы обучения   Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине        
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине  
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины  
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины  
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине    
11. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине    

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01. (030900.68) «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763, которыми должен обладать выпускник:

а) общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

- способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОК-5).

б) профессиональными компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

Результаты освоения дисциплины:

Результаты обучения Формируемая компетенция (с указанием кода) Примечание
Знания   1. Становление науки и развитие политико-правовой идеологии - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) -способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).  
2. Юридические типы научного познания - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11)  
3. Понятие и принципы методологии юридической науки; методология юриспруденции как самостоятельной области юридического познания - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
4. Современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) в педагогической деятельности: - способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
5. Различные стили и образы юридического познания - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
Умения 1. Правильно использовать современные представления о научном юридическом познании - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
2. Осуществлять общий и сравнительный анализ основных политико-правовых доктрин -способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) - способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОК-5) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
3. Выявлять закономерности и динамику развития юридического познания в современных условиях -способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
4. Применять полученные знания понимания закономерностей развития государства и права для использования в процессе правотворчества и научно исследовательской работы - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) -способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12) - способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13) - способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14)  
5. Анализировать юридические типы, стили и образы научного познания - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОК-5) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
Владения (навыки / опыт деятельности) 1. Владеть методикой самостоятельного изучения и анализа исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11)  
2. Владеть методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11)  
3. Владеть основной терминологической и методологической базами дисциплины - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
4. Навыки анализа определяющих тенденций методологии юридической науки - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
5. Применение сравнительно-правового метода при исследовании политических и правовых систем общества -способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  
6. Владеть системой представлений об основных закономерностях функционирования сложных систем и, в частности, политических и правовых систем общества - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) -способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) в педагогической деятельности: -способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12)  

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная учебная дисциплина входит в раздел «М2.Б.1. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра. Изучение истории и методологии юридической науки должно осуществляться во взаимосвязи с иными дисциплинами магистерской подготовки, особенно с такими, как «Философия права», «История политических и правовых учений».

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В целом общая трудоемкость дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Итоговая форма контроля - экзамен.

При очной форме обучения дисциплина преподается во 2 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 34 часа, в том числе: лекций - 6 часов, практических занятий - 24 часа, КСР - 4 часа, на экзамен - 27 часов (всего контактных часов - 34 часа); самостоятельная работа студентов - 83 часа.

При заочной форме обучения дисциплина преподается во 2 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 22 часа, в том числе: лекций - 4 часа, практических занятий - 16 часов, КСР - 2 часа, на экзамен - 9 часов (всего контактных часов - 22 часа); самостоятельная работа студентов - 113 часов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рабочую программу осуществляют:   Лекции: д.ю.н., профессор Тимонин А.Н.   Практические занятия: д.ю.н., профессор Тимонин А.Н., к.ф.н., доцент Нуриев Б.Д. Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4   Учебных часов: лекций - 6 практических занятий – 24 самостоятельная работа студентов - 83 КСР – 4 Экзамен - 27

  Раздел Дисциплины, темы Семестр Форма изучения материалов и Кол-во часов Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номер из списка) Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Формы текущего контроля успеваемости    
ЛК ПЗ КСР СРС
  Часть 1. История юридической науки     Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократический диалог» 4) проверка заданий 5) проверка эссе Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы Форма промежуточной аттестации - экзамен
1. Тема 1. Понятие юридической науки 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1, 3-5 Дополнительная литература - 1, 2, 4, 6, 8, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий 4) Написание эссе   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) проверка эссе  
2. Тема 2. Традиционные представления о праве. 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 4, 6, 8, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Конспектирование научной литературы 4) Написание эссе   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога»
3. Тема 3. История римской юриспруденции 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 9, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Конспектирование научной литературы Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы  
4. Тема 4. Рецепция римского права. 0,5 Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 9, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Написание эссе   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
5. Тема 5. Новоевропейское право и возникновение новой юридической науки - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Конспектирование научной литературы 4) Написание эссе Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога»  
6. Тема 6. История российской юридической науки 0,5   Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка творческих заданий Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
  Часть II. Методология юридической науки     Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе 4) проверка заданий   Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
7. Тема 7 Понятие, структура и принципы методологии юридической науки   0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий 4) Написание эссе 5)Конспектирование научной литературы Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) проверка эссе 5) проверка заданий по конспектированию научной литературы.  
8. Тема 8. Общенаучные и частнонаучные методы познания права.   0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий 4) Конспектирование научной литературы Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
9. Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельный объект юридического познания Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы  
10. Итого        

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рабочую программу осуществляют:   Лекции: д.ю.н., профессор Тимонин А.Н.   Практические занятия: д.ю.н., профессор Тимонин А.Н.,   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4   Учебных часов: лекций - 4 практических занятий – 16 самостоятельная работа студентов - 113 КСР – 2 Экзамен - 9

  Раздел Дисциплины, темы Семестр Форма изучения материалов и Кол-во часов Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номер из списка) Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Формы текущего контроля успеваемости    
ЛК ПЗ КСР СРС
  Часть 1. История юридической науки     Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократический диалог» 4) проверка заданий 5) проверка эссе Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы Форма промежуточной аттестации - экзамен
11. Тема 1. Понятие юридической науки 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1, 3-5 Дополнительная литература - 1, 2, 4, 6, 8, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий 4) Написание эссе   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) проверка эссе  
12. Тема 2. Традиционные представления о праве. 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 4, 6, 8, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Конспектирование научной литературы 4) Написание эссе   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога»
13. Тема 3. История римской юриспруденции 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 9, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Конспектирование научной литературы Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы  
14. Тема 4. Рецепция римского права. 0,5 Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 9, 10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Написание эссе   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
15. Тема 5. Новоевропейское право и возникновение новой юридической науки 0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Конспектирование научной литературы 4) Написание эссе Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога»  
16. Тема 6. История российской юридической науки 0,5   Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка творческих заданий Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
  Часть II. Методология юридической науки     Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе 4) проверка заданий   Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
17. Тема 7 Понятие, структура и принципы методологии юридической науки   - - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий 4) Написание эссе 5)Конспектирование научной литературы Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) проверка эссе 5) проверка заданий по конспектированию научной литературы.  
18. Тема 8. Общенаучные и частнонаучные методы познания права.   0,5 - Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1, 2, 5, 6, 8-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий 4) Конспектирование научной литературы Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы
19. Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельный объект юридического познания 0,5 Основные нормативные акты - 1-3 Основная литература - 1-5 Дополнительная литература - 1-10 1) Подготовка к опросу 2)Подготовка к контрольной работе 3) Подготовка заданий   Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий Контроль самостоятельной работы обучающихся: Проверка конспектов научной литературы  
20. Итого        

Наши рекомендации