Развитие цветового восприятия
Вышеназванная программа предлагает такое содержание работы для развития цветового восприятия:
1. закрепление понятий об основных цветах;
2. усвоение оттенков цветов;
3. составление сериационных рядов;
4. подбор оттенков к основным цветам;
5. раскрашивание по данной инструкции, по образцу.
Сначала дети знакомятся с красным, желтым, синим цветами, затем зелёным, чёрным, белым, оранжевым, коричневым. Работу над усвоением основных цветов начинают с уточнения цветоразличения. Дети подбирают предметы такого же цвета. Затем закрепляются словесные обозначения цвета, после этого идёт работа над оттенками каждого цвета. После усвоения основных цветов, дети знакомятся с их оттенками.
При работе над цветом нужно соблюдать следующую последовательность: различение цвета, его название, систематизация. Можно использовать игры на классификацию предметов по цвету, занятия с мозаикой, выполнение аппликаций, раскрашивание по образцу, по данной инструкции, игры на запоминание ряда предметов разного цвета.
При работе с оттенками цвета составляются сериационные ряды: от самого светлого к самому тёмному и наоборот.
Для учащихся второго класса при работе над цветом после уточнения знаний основных цветов важной перейти к различению оттенков основного цвета. С этой целью детям предлагаются упражнения такого типа:
«Футболисты»
Педагог показывает учащимся две футбольные команды: «Солнышко», «Гроза». У игроков команды «Солнышко» всегда светлые майки, а у игроков «Грозы» - тёмные. Дети отбирают полоски-майки светлых тонов для команды «Солнышко», тёмных тонов – для команды «Гроза» и называют эти цвета.
«Оденем кукол на прогулку»
Педагог показывает детям силуэтные изображения кукол и просит назвать, какого цвета пальто на куклах. Педагог предлагает подобрать для каждой куколки шапочку и сапожки такого же цвета, но более светлые по оттенку. Дети должны подобрать одежду по цвету и рассказать о куклах по данному образцу: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».
Во втором варианте игры дети подбирают куклам более тёмные, чем пальто, шапочки и сапожки.
В третьем варианте дети подбирают для кукол шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот.
Важной целью работы по развитию цветового восприятия является использование в речи детьми прилагательных, обозначающих основные цвета и их оттенки:
красный розовый;
желтый светло-жёлтый, тёмно-жёлтый;
синий голубой;
зелёный светло-зелёный, тёмно-зелёный;
чёрный серый;
белый;
оранжевый;
коричневый - бежевый.
Для запоминания названий цветов возможно использование образов: голубой – как небо, серый – как мышка, тучка; оранжевый – как апельсин, коричневый – как шоколад, зелёный – как трава.
Усвоение понятий о зелёном, оранжевом, коричневом, розовом, голубом, сером, бежевом цветах возможно при проведении опытов по смешиванию красок основных цветов в практической деятельности.
синий + жёлтый = зелёный
жёлтый + красный = оранжевый
красный + зелёный = коричневый
белый + красный = розовый
белый + синий = голубой
белый + черный = серый
белый + коричневый = бежевый