Развитие цветового восприятия

Вышеназванная программа предлагает такое содержание работы для развития цветового восприятия:

1. закрепление понятий об основных цветах;

2. усвоение оттенков цветов;

3. составление сериационных рядов;

4. подбор оттенков к основным цветам;

5. раскрашивание по данной инструкции, по образцу.

Сначала дети знакомятся с красным, желтым, синим цветами, затем зелёным, чёрным, белым, оранжевым, коричневым. Работу над усвоением основных цветов начинают с уточнения цветоразличения. Дети подбирают предметы такого же цвета. Затем закрепляются словесные обозначения цвета, после этого идёт работа над оттенками каждого цвета. После усвоения основных цветов, дети знакомятся с их оттенками.

При работе над цветом нужно соблюдать следующую последовательность: различение цвета, его название, систематизация. Можно использовать игры на классификацию предметов по цвету, занятия с мозаикой, выполнение аппликаций, раскрашивание по образцу, по данной инструкции, игры на запоминание ряда предметов разного цвета.

При работе с оттенками цвета составляются сериационные ряды: от самого светлого к самому тёмному и наоборот.

Для учащихся второго класса при работе над цветом после уточнения знаний основных цветов важной перейти к различению оттенков основного цвета. С этой целью детям предлагаются упражнения такого типа:

«Футболисты»

Педагог показывает учащимся две футбольные команды: «Солнышко», «Гроза». У игроков команды «Солнышко» всегда светлые майки, а у игроков «Грозы» - тёмные. Дети отбирают полоски-майки светлых тонов для команды «Солнышко», тёмных тонов – для команды «Гроза» и называют эти цвета.

«Оденем кукол на прогулку»

Педагог показывает детям силуэтные изображения кукол и просит назвать, какого цвета пальто на куклах. Педагог предлагает подобрать для каждой куколки шапочку и сапожки такого же цвета, но более светлые по оттенку. Дети должны подобрать одежду по цвету и рассказать о куклах по данному образцу: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».

Во втором варианте игры дети подбирают куклам более тёмные, чем пальто, шапочки и сапожки.

В третьем варианте дети подбирают для кукол шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот.

Важной целью работы по развитию цветового восприятия является использование в речи детьми прилагательных, обозначающих основные цвета и их оттенки:

Развитие цветового восприятия - student2.ru красный розовый;

Развитие цветового восприятия - student2.ru желтый светло-жёлтый, тёмно-жёлтый;

Развитие цветового восприятия - student2.ru синий голубой;

Развитие цветового восприятия - student2.ru зелёный светло-зелёный, тёмно-зелёный;

Развитие цветового восприятия - student2.ru чёрный серый;

белый;

оранжевый;

коричневый - бежевый.

Для запоминания названий цветов возможно использование образов: голубой – как небо, серый – как мышка, тучка; оранжевый – как апельсин, коричневый – как шоколад, зелёный – как трава.

Усвоение понятий о зелёном, оранжевом, коричневом, розовом, голубом, сером, бежевом цветах возможно при проведении опытов по смешиванию красок основных цветов в практической деятельности.

синий + жёлтый = зелёный

жёлтый + красный = оранжевый

красный + зелёный = коричневый

белый + красный = розовый

белый + синий = голубой

белый + черный = серый

белый + коричневый = бежевый

Наши рекомендации