Школа адаптирующей педагогики

Цели адаптивной школы: формирование положительной Я-концепции у учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, создание системы разноуровневого дифференцированного обучения.

Дифференцированные цели:

а) траектория продвинутого образования (гимназические и лицейские классы); выделение в особый класс способных и одаренных детей, создание условий для их развития и подготовки в вуз;

б) траектория базового стандарта оптимизации учебного процесса, реализация базового стандарта, реализация национально-регионального стандарта образования, реализация школьного стандарта образования;

в) траектория компенсирующего обучения (личностно-ориентированный подход к ученику, индивидуальный подход, дифференцированный подход, психолого-педагогическая помощь детям, педагогическая поддержка).

Идея школы: сохранение классно-урочной системы, но деление учащихся по уровню их интеллектуального развития на некоторые временные периоды.

Концептуальная основа школы: учащиеся массовой микрорайонной школы должны усвоить стандарт учебного материала.

Методологические позиции

1. Гуманистическая программа: получение всеми образования, исключение селекции детей.

2. Адаптирующая педагогика: сочетание адаптивной (учащиеся сами могут и умеют приспосабливаться) и адаптирующей (педагоги создают условия для адаптации) деятельности.

3. Педагогический плюрализм: ориентация на потребности ученика, гармонизация различных подходов.

4. Принципы оптимизации обучения Ю.К. Бабанского: принцип дифференцированного обучения. учет психологических особенностей школьников, разнообразие методических средств, педагогизация окружающей среды.

Принципы обучения: принцип "полного усвоения нового материала", педагогическая любовь к детям, понимание их проблем и трудностей, принятие ребенка таким, какой он есть, сострадание и сочувствие.

Особенности содержания

Программа строится с учетом ГОС и имеет 3 учебных траектории развития ребенка: траектория базового стандарта; траектория гимназического или лицейского образования; траектория компенсирующего образования.

Особенности методики

Сочетание традиционных методов обучения в сочетании с современными методами обучения: объяснительно-иллюстративные приемы и методы, репродуктивное закрепление и повторение, принципы наглядности, практические работы, дидактические игры.

Виды педагогической поддержки: учение без принуждения, адаптация содержания, одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти в восприятии нового материала; использование опорных сигналов, применение алгоритмов, комментирование упражнений, оптимальность темпа.

Модель "Русская школа"

Идеи М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Д.И.Менделеева, Н.И.Пирогова, В.О.Ключевского, Н.Бердяева, В.В.Розанова, А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына в модели "Русская школа".

Если в дореволюционной России "русские школы" обучали учащихся грамоте и Закону Божьему на русском языке, то в 90-е годы ХХ века И.Ф.Гончаров в русских школах пересмотрел содержание изучаемых предметов и "насытил" программы материалом из русской этнографии и русской истории. Кроме того, широко использовал русские народные песни, музыку, хоровое пение, былины, сказания, сказки и родиноведческий материал.

Приоритетные предметы: русский язык, русская история, отечественная история, география России, русское искусство, русская школа - это просто хорошая система образования.

Цели модели: формирование нового русского человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию, любящего свое Отечество; возрождение традиций русской культуры; создание системы школьного образования на основе богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания.

Концептуальные положения: русская школа сохраняет великую русскую культуру; русская школа должна давать глубокие и всесторонние знания - только тогда она будет называться русской школой; русская школа формирует в ученике высокие нравственные качества: добро, красоту, веру, надежду, любовь; русская школа формирует в ученике экологическое, ноосферное, космическое мышление, а также патриотизм, всемирное уважение народов.

Особенности содержания

Содержание образования определяется наукой, народностью, православием. Наука - учебные дисциплины с сочетанием гуманитарных и естественных дисциплин. Народность - отечественная культура (русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и т.д.). Русская художественная культура - музыка, живопись, театр, кино. Православие - истории русской церкви с проповедью любви, веры и надежды.

Особенности методики

Воспитание и обучение строится на сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии, соборности, где совместно решаются вопросы обучения и управления процессом обучения.

Школа самоопределения(автор А.Н. Тубельский)

Цель школы: обретение ребенком своего "Я"; проба сил в различных видах деятельности: познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурной и т.д.; умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности; умение владеть своим телом (физкультура, танец).

Концептуальные положения: личный смысл учебы каждого ученика; межпредметные погружения; рефлексия; творческий экзамен; культурное взаимодействие детей всех возрастов; педагогическая деятельность как искусство и исследование.

Особенности методики

"Погружение" в предмет в течение дня, недели. Мастерская или студия. Деятельностью руководит специалист, показывая, как должно быть, ученик учится у мастера и повторяет его действия. Творческий экзамен. Защита самостоятельной работы, которая готовится в течение года.

Школа Завтрашнего Дня(автор Д.Ховард)

Целевые ориентиры: развитие личности к наивысшему индивидуальному уровню достижений; формирование Я-концепции активного предпринимателя; воспитание законопослушного гражданина.

Особенности содержания: обучение 12 лет; изучение 700 брошюр по всем предметам; 12 брошюр за один год - так называемые тематические блоки; обязателен компьютер, он дополняет книжный текст углубленным содержанием, картинами, графиками, таблицами, тестами и т.д.; обучение по способностям.

Особенности методики

Школа, по Ховарду, - это учебный центр. Перед каждым учеником карта его продвижений. Сидя у компьютера, ученик читает учебник, выполняет задание, проверяет выполнение, получает отметку, далее занимается самостоятельно. Так идет самостоятельное обучение и формирование Я-концепции.

Тема 14. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наши рекомендации