Характерные признаки коллектива | Деятельность классного руководителя | Функции | Новообразования в ученическом коллективе |
1. | 2. | 3. | 4. |
I. Формальное объединение детей в классный коллектив | Изучение состояния коллектива, интересов, стремлений, моральных и культурных представлений, опыта ктд. Определение близких и средних перспектив. Планирование, организация КТД для выявления лидеров, общих интересов, установление контактов. Организация коллективного анализа и оценки дел. Предъявление единых требований. Оказание помощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских навыков и умений. Обучение общению. | Диагностирующая Организаторская Обучающая | Рождается атмосфера заинтересованности, ощущение принадлежности к интересному коллективу. Приняты цели коллектива. Развернута непрерывная разнообразная коллективная деятельность. Действуют различные инициативные группы. Складываются отношения ответственной зависимости. Выделяется группа ребят наиболее заинтересованных, инициативных, творчески относящихся к организаторской деятельности – актив. |
II. Коллектив переходит к самоуправлению. Актив выступает организатором различных видов деятельности. | Помощь активу в организации социально значимых дел. Помощь ученическому собранию в решении вопросов коллективной жизни. Создание атмосферы сотрудничества. Ведение коллектива от близких перспектив к средним и дальним. Применение метода параллельного действия. Коррекция положения учащихся в коллективе. | Организаторская. Коммуникативная. | Рождаются отношения творческого сотрудничества. Зарождается общественное мнение. Появляются традиции, законы и заповеди коллектива. Становятся лично привлекательными для каждого цели коллектива. Идет бурное развитие самоуправления. |
III. Исчезает чрезмерная изолированность одних членов коллектива или чрезмерное лидерство других, преобладает гармоничное подчинение и руководство членов коллектива. В коллективе царит атмосфера защищенности; преобладает дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды других. Исчезает замкнутость коллектива, его деятельность распространяется в масштабах школы, микрорайона. | Глубокое изучение каждой отдельной личности. Корректировка положения личности в коллективе. Личностный подход к каждому члену коллектива | Корректирующая. Коммуникативная. | Цели коллектива стали мотивами деятельности каждого его члена. Сформировались гуманистические отношения внутри коллектива и к окружающим. Появилось чувство защищенности личности в коллективе. Созданы условия для успешной самореализации личности. Характерна направленность каждой личности на самовоспитание, самосовершенствование, саморегуляцию. |