Характеристика методов формировании поведения и стимулирования деятельности школьников
Воспитание должно формировать определенный тип поведения. Конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности.
1). Упражнение - многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Эффективность упражнений зависит от важных условий:
системы упражнений,
их содержания (понимание воспитанником сущности и значения тех качеств, которые
хотят в нем воспитан.),
доступность и посильность упражнений,
объем упражнения,
частоты повторений,
личностных особенностей воспитанника,
-мотивации и стимулирования упражнений
Привести ПРИМЕРЫ
2). Приучение - интенсивно выполняемое упражнение. Его используют тогда, когда необходимо быстро и качественно сформировать требуемое качество.
Приучение состоит из показа, закрепления (вежливость, режим дня, поведение в школе). Приучение требует постоянного контроля- благожелательного, заинтересованного и строгого, который обязательно должен сочетаться с самоконтролем.
Значительный педагогический эффект даёт приучение в игровой форме.
3). Поручение - выполнение заданий класса, учителя. С помощью этого метода детей приучают к положительным поступкам.
Виды поручений:
-общественные,
-личные,
-индивидуальные,
-коллективные.
Условия применения поручений:
ученики должны знать о значимости поручений,
поручения следует давать с учетом интересов учащихся,
проверка, контроль поручений, уметь распределять поручения,
анализ результатов поручений.
4). С целью оживить и разнообразить школьную жизнь детей внедряют такие нетрадиционные и активные методы воспитания, как развивающие ИГРЫ. Интеллектуальные игры ( литературные, экологические, музыкальные, математические, «Поле чудес», «Что?Где?Когда?») используют для развития личностной свободы и раскованности ребят, улучшения взаимоотношений в классе, развития дружбы и взаимопомощи. Для развития личности учащихся, детского коллектива используют сюжетно-ролевые, подвижные игры(«Я выбираю профессию», «Мы артисты»), игры-путешествия и т.д.
Требования к игре: соответствие возрастным особенностям детей, чёткие, понятные правила, выбор ведущего, подведение итогов, награждение победителей.
5). Требование - метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. Источник требований - авторитарное воспитание.
Виды требований:
- прямое (определенность, конкретность, точность формулировки),
косвенное (совет, просьба, - вызывают психологический фактор -
переживание),
непосредственное требование (воспитатель сам добивается нужно
го поведения),
- опосредованное (воздействие через коллектив, родителей, ситуацию).
позитивное (вызывает положительную реакцию),
негативное требование (вызывает отрицательною реакцию - осуждение, угрозы).
Условия применения метода:
- доступность,
понятность,
проверка результатов,
учет возрастных и индивидуальных особенностей,
- предвидеть результат.
Метод организациидеятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях называют методом ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ.
Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами можно выделить следующие:
-ситуация авансирования доверием ( А.С. Макаренко)
Доверие даётся авансом ещё неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его.Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребёнка взрослого.
-ситуация свободного выбора (О.С.Богданова, В.А.Караковский) В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.
- ситуация соревнования (А.И. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие, и , как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей.
- ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский) создаётся в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в силах.
- ситуация творчества (В.А. Караковский). Суть её заключается в создании таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.
К методам стимулирования относят:
-поощрение,
-соревнование,
-одобрение,
Награждение и