Кубик Блума как приём педагогической техники
Таксономия Блума
Селектор С. Совместные исследования познавательных способностей // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 12 - 13.
О чрезмерных нагрузках школьников говорят учителя, медики, родители. Еще одна серьезная проблема нашей школы – отсутствие у учащихся устойчивой мотивации к учению. Нельзя сказать, что ничего не делается. С целью «совершенствования» довольно часто пересматриваются школьные программы и учебники, однако острота проблемы не снимается. Возможно, «отечественный менталитет» включает в себя некую ценность или установку относительно идеала образования, реализация которой и приводит к повторяемости одной и той же модели обучения, в которой основное внимание педагогов сосредоточено на усвоении фактологического материала по естественным и математическим наукам, а оценка достижений учащихся чаще всего также сводится к контролюзаусвоением определенной суммы знаний.
Но существуют ли иные подходы и иные критерии оценивания, позволяющие, уменьшив нагрузку, в то же время сделать процесс обучения более привлекательным и эффективным? Разумеется, существуют, но далеко не всегда используются в педагогической практике. Познакомьтесь с некоторыми данными исследования уровня развития познавательных способностей школьников. В ходе его анализировались материалы, любезно предоставленные администрациями десяти школ из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Невинномысска, Конакова, Кстова.
Основой оценки в данном исследовании послужила классификация, предложенная в результате многолетнего исследования группой американских педагогов и психологов под руководством Б. Блума и содержащая описание целей в области познания. Эта система целей, названная таксономией Б. Блума, получила широкую международную известность, ее используют при планировании обучения и оценке его результатов, при разработке современных тестов школьных достижений. В чем ее суть?
Б. Блум выделяет 6 уровней развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Приведем примерные формулировки вопросов, актуализирующих каждый из уровней.
1. Знание подразумевает запоминание и воспроизведение материала любою уровня сложности (факты, понятия,правила).
Ключевые вопросы: назовите.., в каком году.., где происходило.., перечислите….
Цель считается достигнутой, если ученик воспроизводит используемые термины, знает конкретные факты, понятия, правила.
2. Понимание означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации.
Ключевые вопросы: закончите фразу.., что вы узнали.., почему.., преобразуйте выражение.., объясните взаимосвязь.., расскажите своими словами....
Цель считается достигнутой, если ученик понимает факты, правила. Интерпретирует схемы, графики. Основываясь на имеющихся данных, предположительно характеризует будущие последствия.
3. Применение рассматривается как умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях.
Ключевые вопросы: объясните цель применения.., решите данную задачу несколькими способами.., какая теория позволяет объяснить данное явление..., проверьте предположения.., гипотезы, выводы....
Цель считается достигнутой, если ученик использует ранее изученные знания не только в стандартных, но и в новых ситуациях и демонстрирует их правильное применение. Кроме того, важно использование знаний, получаемых в процессе школьного обучения, в практике реальной жизни.
4. Анализ рассматривается как умение выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи.
Ключевые вопросы: какова структура.., классифицируйте.., что является следствием.., сравните.., проанализируйте причины....
Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
5. Синтез предполагает умение объединить элементы в новое целое.
Ключевые вопросы: найдите решение.., предложите алгоритм.., найдите альтернативу.., составьте из элементов.., каковы возможные объяснения.., сделайте выводы.., систематизируйте....
Цель считается достигнутой, если ученик пишет творческие работы, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из разных областей. Этот уровень предполагает творческую переработку информации таким образом, что в результате создается новое целое.
6. Оценка: умение оценить качество и значение материала на основе критериев (выработанных учеником или заданных учителем).
Ключевые вопросы: оцените логику.., опишите достоинства.., выделите критерии.., соответствует ли.., что вы думаете о.., насколько верны выводы.
Цель считается достигнутой, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия между фактами и оценочными суждениями.
Каждый следующий уровень требует для своей сформированности хорошего усвоения предыдущего, но вместе с тем не всегда возможно провести четкое разграничение между ними, поскольку многие вопросы актуализируют сразу несколько уровней. Сказанное, однако, не означает, что учитель, актуализировав в работе с учащимися какой-либо один уровень, автоматически актуализирует и все остальные. Напротив, в обучении легко могут возникать случаи, когда развитие познавательных способностей нарушается из-за неоправданного смещения акцентов, о чем, к сожалению, свидетельствуют данные нашего исследования.
Для анализа характера обучения мы выбрали в качестве объекта наблюдения вопросы, задаваемые учителем на уроке. Всего получена информация о 48 уроках. Возрастной диапазон школьников — от начальной до старшей школы.
Мы соотнесли приведенные формулировки вопросов с уровнями развития познавательных способностей. Критерием служило отнесение к наиболее высокому из активизируемых уровней. Так, если, скажем, формулировка активизировала уровни понимания и анализа, мы относили ее к последнему. Полученные материалы позволили составить банк данных из ста трех формулировок.
Что же показал анализ полученных результатов?
Во-первых, мы убедились, что в большинстве вопросов, задаваемых учителем, представлены уровни знания и понимания. Это означает, что учитель, возможно, неосознанно видит цель обучения прежде всего в накоплении информации. Такой подход легко может привести к перегрузкам школьников. Простое накопление информации, будучи, как правило, занятием утомительным и малоинтересным, в итоге снижает мотивацию учения.
Отметим также, что ученику предлагаются лишь исполнительские задачи по запоминанию и воспроизведению учебного материала. Кстати, возможно, количество вопросов этого типа еще больше, так как некоторые из них, которые внешне выглядят как аналитические, могут быть вопросами на знание, поскольку обсуждались на предыдущем уроке или ответ на них приведен в учебнике.
Во-вторых, 3 место по частоте задаваемых вопросов занимает уровень оценки, требующий определенной личностной и социальной зрелости. Но очевидно, что оценка, которая не базируется на навыках применения, анализа и синтеза изучаемого материала, не может быть объективной, потому-то так часто вырабатывается у школьников стереотип неадекватного и неаргументированного, но, увы, столь характерного сегодня оценивания.
В-третьих, уровеньприменения, являющийся основой актуализации знаний, практически исключен из сферы внимания учителя. Всего 6 вопросов из 103, да к тому же заданных на этапе начального обучения (умение читать и считать). А вот задачи и задания, требующие переноса знаний в новую ситуацию, как правило, были предложены в качестве домашней работы.
В-четвертых, также практически исключен из обучения и творческий уровень, реализуемый на уровне синтеза. Всего 5 вопросов из тех же 103.
Каковы же возможные последствия такого типа обучения? У школьников не возникает целостных представлений не только в виде межпредметной интеграции, но даже в рамках отдельного предмета. Ведь новые знания формируются не только простым наложением их на уже имеющиеся, но через переструктурирование всего узнанного прежде, отказе от неадекватных представлений, использовании аналогий и метафор. Успешное развитие познавательных способностей требует постановки новых вопросов, выдвижения и проверки гипотез.
Отметим, что целью предметной деятельности педагогов может стать именно гармоничное развитие всех уровней познавательных способностей, позволяющее, на наш взгляд, согласовать цели обучения между всеми сотрудниками. Для этого могут использоваться различные техники группового взаимодействия, в ходе которых и усиливается профессиональное сотрудничество.
Кубик Блума как приём педагогической техники
http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
Мало кто знает, что Б. Блум является и автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них«Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему»,
«Объясни»,
«Назови»,
«Предложи»,
«Придумай»,
«Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимосформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.
Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика, как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения.
Эти идеи реализованы в кубике Блума. К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описатьпроцессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”,“Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.
Возможны два режима использования данного приёма.
Учитель задаёт соответствующие вопросы.
Ученики формулируют вопросы.
Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.
Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.
И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.