Модуль 2. История отечественной педагогики и образования. Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в.

Цель:ознакомление с историей развития воспитания, образования и педагогической мысли в России с древнейших времен до XIХ в., выявление особенностей начального периода развития просвещения на Руси; формирование представлений о роли образования в жизни общества рассматриваемого периода, о влиянии этнокультурных особенностей общественной жизни на создание воспитательно-образовательного идеала в России до XVIII в.

Основные понятия:народная педагогика,книжное учение, мастер грамоты, семейное воспитание, изборник, поучение, братская школа, реформа, государственные школы/

Наиболее концентрированное выражение народная педагогическая мысль и воспитательный опыт многих поколений нашли в различных жанрах фольклора, и в первую очередь в произведениях устного народного творчества. На занятии желательно обратиться к воспитательным возможностям старинных колыбельных песен, пестушек, потешек, сказок, загадок, игр, обрядов и т.п. Особое внимание следует уделить педагогическому анализу русских пословиц, поговорок и былин.

Лучшими достижениями педагогической мысли на Руси в XI-XIII вв. традиционно считают «Поучение» князя киевского Владимира Мономаха, «Поучение» епископа Кирилла Туровского, «Слово» и близкое ему по тексту «Моление» Даниила Заточника. При изучении данных произведений следует обратить внимание на их гуманистическую направленность в русле христианской этики и интегрирование внутри себя авторского жизненного опыта с опытом предков и взглядами византийских богословов.

Особую роль в культурной жизни страны, а также в развитии отечественной педагогической теории и практики сыграл «Домострой». Именно этому произведению и следует уделить первостепенное внимание на занятии. Необходимо выявить его отличительные особенности по сравнению с подобными зарубежными произведениями, а также осуществить педагогический анализ соответствующих глав текста (гл. 1, 6, 17-20).

При рассмотрении вопроса о становлении и развитии школьного образования на Руси следует обратить внимание на роль государственных и религиозных деятелей в этом процессе, на использование зарубежного опыта и собственных традиций умственного воспитания, на организационные и методические особенности обучения.

Как и в средневековой Европе, большое влияние на развитие педагогической теории и практики в древнерусском государстве оказывала церковь. При подготовке к занятию желательно познакомиться с опытом монастырского образования на Руси и взглядами видных его представителей (Сергей Радонежский).

Тема 5. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в.

Цель:ознакомление с историей и особенностями развития образования и педагогической мысли в России XIX в., изучение педагогических теорий, систем, концепций; формирование представлений о влиянии экономических, социально-политических особенностей общественной жизни на создание воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем XIX в.; вооружение знаниями о педагогических взглядах и деятельности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Основные понятия:начальная, средняя, высшая школа, технические училища, государственная система образования, сословное образование, система народного образования, типы школ, классическое и реальное образование, земская школа, школьный устав, женское образование, народность в воспитании, антропологический принцип, педагогика ненасилия.

Особое внимание при изучении темы необходимо уделить связи педагогического наследия К. Д. Ушинского с современностью и показать необходимость его нового прочтения с позиций сегодняшнего дня.

Необходимо подчеркнуть значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в становлении и развитии педагогики свободного воспитания. При подготовке к семинарскому занятию нужно познакомиться с опытом работы Яснополянской школы и проанализировать эволюцию взглядов Толстого по поводу содержательной сути понятий «воспитание» и «образование», их связи между собой и с идеями свободного воспитания.

Тема 6. Развитие образования и педагогической мысли в России в XX – начале XXI вв.

Цель:ознакомление с историей и особенностями развития образования в России в XX – начале XXI вв.; вооружение студентов знаниями о педагогиченской деятельности и взглядах П.Ф. Кап­терева, В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шац­кого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов В.П. Шаталова, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амо­нашвили и др.; формирование у будущих учителей понимания гуманистических и демократических тенденций развития современных систем образования в России.

Основные понятия:эволюционная педагогика, свободное воспитание, педология, детский коллектив, ученическое самоуправление, экспериментальные учебно-воспитательные заведения, единая трудовая школа, комплексные программы, лабораторно-бригадный метод обучения, самоуправление учащихся, профессионально-технические училище, проблемное, программированное обучение, оптимизация обучения, педагогика сотрудничества, авторитарное воспитание, поликультурное воспитание, гуманизация воспитания, интернациональное воспитание.

Рассматривая развитие идей и опыта Л.Н. Толстого российскими педагогами изучаемого периода (К. Н. Вентцель, И. И. Гор­бунов-Посадов, О. Кайданова, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий в начале педагогической деятельности и др.), особое внимание следует уделить видному теоретику свободного воспитания К. Н. Вентцелю (1857-1947), сделав акцент на разработанных им принципах Дома свободного ребенка и положениях «Декларации прав ребенка».

Бурное развитие наук о человеке в конце XIX - начале ХХ вв., появление экспериментальных педагогики и психологии, активизация социологических исследований послужили объективным толчком к возникновению новой области научных знаний - педологии. В разработку данной проблематики включились И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др.

В ходе лекции особое внимание следует уделить критическому анализу полярных друг другу взглядов отечественных био- и социогенетиков. В конце XIX-начале ХХ вв. и на Западе и в России были популярны идеи трудовой школы. Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению соответствующего вопроса желательно совершить небольшой экскурс в прошлое и вкратце показать эволюцию данной идеи в истории образования и педагогической мысли.

Наиболее известными были модели трудовой школы, предложенные Шацким и Блонским.

В ходе занятия первостепенное внимание следует уделить взглядам С. Т. Шацкого (1878-1934 гг.), В. Н. Сороки-Росинского (1882-1960 гг.) и А. С. Макаренко (1888-1939 гг.), внесших наиболее заметный вклад в разработку теоретических и практических аспектов проблемы воспитания в детском коллективе. Желательно также познакомиться с деятельностью созданных и руководимых ими воспитательных учреждений (колония «Бодрая жизнь», школа им. Ф. М. Достоевского, колония им. М. Горького и коммуна им. Ф. Э. Дзержинского).

На семинарском занятии можно провести небольшой диспут по поводу того, актуально ли педагогическое наследие А.С. Макаренко сегодня, сориентировав в итоге студентов на необходимость нового прочтения и переосмысления его работ.

На семинарском занятии нужно охарактеризовать основные идеи педагогики сотрудничества с точки зрения исторической гуманистической преемственности и отражения современных тенденций в отечественном образовании.

На лекции желательно подробнее остановиться на анализе принципов государственной политики в области образования (Ст. 2 Закона РФ «Об образовании»), дав им историко-культурную и сравнительную характеристики.

Преподаватель педагогики должен учитывать, что учебный курс «История педагогики и образования» без преувеличения является уникальной учебной дисциплиной в системе педагогической подготовки будущих учителей. Уникальность эта определяется выраженным гуманитарным характером, непов­торимым ценностным педагогическим потенциалом данного курса, способным реализоваться в процессе не только общефун­кциональной профессиональной подготовки, но и глубокого личностного становления педагога в перспективе как его общественно-профессиональной, так и индивидуально-личностной самоактуализации.

Ценностный потенциал курса истории образования и педагогической мысли имеет три основные составляющие: гносеологическую, мировоззренческую и нравственно-эстетическую.

Гносеологическая (профессионально-познавательная) значи­мость курса обусловлена его последовательным историческим характером. История педагогики и образования рассматривает любые педагогические явления, процессы, понятия, категории, системы, теоретические взгляды и т. п. в развитии, начиная с момента их зарождения. Такой подход позволяет понять самую глубокую сущность и закономерность педагогических понятий, категорий и систем, а также возможные вариативные тенденции их развития. Такую возможность дает реализация принципа историзма, формирующего исторический аспект педагогического мышления студентов.

Мировоззренческая значимость курса истории педагогики и образования обусловлена тем, что он носит интегративный и культурологический характер. В отличие от других педагогических дисциплин он является целостным и комплексным курсом, рассматривает в единстве и с исторической точки зрения широкий круг проблем – развитие общественно-педагогического сознания, народной и профессиональной педагогики, роль воспитания, образования, школы в жизни общества, развитие системы образования, развитие теоретических педагогических воззрений, личность педагога и т.д.

Курс истории педагогики и образования обладает также уникальным нравственно-эстетическим ценностным потенциалом воспитывающего характера. С точки зрения идеалов добра и справедливости, истины и красоты перед студентами раскрываются лучшие исторические примеры гуманистической педагогической деятельности, служения своему делу, творческого отношения к учительской профессии.

Таким образом, данный учебный курс имеет значительный воспитательный и развивающий потенциал, связанный прежде всего с широкими возможностями формирования историко-педагоги­ческого сознания будущего учителя. Он способен не только заложить историко-методологические основы формирования профессионально-педагогических знаний и умений студентов, но и решить целый комплекс воспитательных задач. Подробный анализ воспитательного потенциала курса истории педагогики и образования можно найти в книге «Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя / И.Э. Ярмакеев, Г.Г. Габдуллин. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. – Гл. 4»

Наши рекомендации